На заметку
Документальные проверки предпринимателей: Минфин утвердил новый Порядок
Приказ Минфина от 14.03.2013 г. № 395
Минфин во исполнение Закона № 5083-VI переутвердил Порядок оформления налоговыми органами результатов документальных проверок относительно соблюдения физлицами налогового, валютного и другого законодательства вместо аналогичного Порядка, утвержденного приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1003.
Порядок № 395 по-прежнему распространяется на налоговые проверки лишь налогоплательщиков-физлиц (резидентов, нерезидентов), в том числе самозанятых лиц (предпринимателей и «независимых профессионалов»), которые имеют, получают/передают объекты налогообложения или осуществляют деятельность, являющуюся объектом налогообложения.
Порядок № 395 несколько отличается от «предшественника»:
— не содержит нормы о составлении акта об отказе плательщика в допуске налоговиков к проведению проверки, о невозможности ее проведения или об отказе в допуске к обследованию помещений, территорий (кроме жилья граждан), используемых для получения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения;
— в акте (справке) документальной проверки вместо информации о внесении записи в журнал регистрации проверок отражается информации о предъявлении/направлении плательщику копии приказа о проведении проверки, направления на проведение или письменного уведомления о дате начала и месте проведения документальной невыездной проверки;
— налоговое уведомление-решение по результатам проверки, проведенной при расследовании уголовного дела в отношении должностного лица юрлица или ФЛП (на основании подпункта 78.1.11 НКУ, который был приведен в соответствие с новым УПК Законом № 4652-VI), налоговики принимают в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения ими соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу;
— срок подачи отсутствующих документов увеличен с 3 до 5 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком акта проверки.
Уплата ЕСВ общесистемщиками: равнение на Закон
Письмо ПФУ от 26.03.2013 г. № 7639/03-10
ПФУ напомнил, что за нарушение сроков уплаты ЕСВ за себя согласно Закону о ЕСВ предпринимателя ожидают: штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм (пункт 2 части 11 статьи 25 Закона о ЕСВ); пеня из расчета 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа (часть 10 статьи 25 Закона о ЕСВ).
Данное письмо в некоторой степени проясняет вопрос с порядком уплаты ЕСВ общесистемщиками, ведь нормы Инструкции № 21-5 и Закона о ЕСВ в этой части не согласованы.
Таким образом, если штрафовать ПФУ будет в соответствии с нормами Закона о ЕСВ, то штрафо-опасной является лишь неуплата ЕСВ по итогам года — до 10 февраля следующего года.
Относительно уплаты ЕСВ не на тот счет позиция ПФУ осталась прежней: перечисление средств на ненадлежащий счет, по сути, не подтверждает уплату ЕСВ, поэтому применение санкций в этом случае правомерно.
«Некорректная» НН: налоговики стоят на своем
Письмо ГНСУ от 11.03.2013 г. № 5788/7/15-3317-23
В этом письме налоговики повторно обращают внимание, что в случае получения налоговой накладной (НН) с ошибками или не зарегистрированной в ЕРНН жалоба на продавца (приложение Д8) подается с декларацией за отчетный период, в котором НН составлена. При этом дата получения «неправильной» НН, а также дата ее регистрации в ЕРНН значения не имеют.
Опять же, эта позиция не на руку покупателю, поскольку выявить недостатки заполнения НН можно лишь в день ее получения. Соответственно если НН сильно задержалась, запросто можно лишиться налогового кредита.
Узнать же статус регистрации НН в ЕРНН можно путем получения извлечения из ЕРНН (предоставляется по заявочному принципу не позднее операционного дня, следующего за днем поступления запроса). При этом в интересах покупателя в свое время срок регистрации НН в ЕРНН был сокращен с 20 до 15 календарных дней — чтобы покупатель мог своевременно узнать о нарушении и успел вовремя подать жалобу.
Форма № 20-ОПП — для всех без исключения
Письмо ГНСУ от 21.03.2013 г. № 1684/Н/18-3114
В ГНСУ поступил запрос: следует ли направлять форму № 20-ОПП единоналожникам с учетом того, что они освобождены от ряда налоговых обязательств, а указанная форма привязана именно к объектам налогообложения.
Авторы письма ответили, что форма № 20-ОПП должны предоставлять все налогоплательщики — как юрлица, так и предприниматели независимо от системы налогообложения. Таким образом, налоговики полагают, что уведомлять следует о всех объектах налогообложения, даже несмотря на то что налоговые обязательства по ним не начисляются.
Кроме этого, налоговики подтвердили, что при аренде недвижимости подавать форму № 20-ОПП обязаны обе стороны — и арендодатель, и арендатор (подробнее о заполнении формы № 20-ОПП см. «СД», 2012, № 21, с. 37).
Порядок регистрации ювелиров в Государственной пробирной службе вернули на доработку без регистрации в Минюсте
Приказ Минюста от 14.05.2013 г. № 868/5
Торговцев ювелирными изделиями очень насторожил новый документ — Закон Украины от 16.10.2012 г. № 5463-VI . Согласно этому документу предприниматели, которые занимаются операциями с драгоценными металлами и камнями должны пройти новую для них процедуру регистрации в Государственной пробирной службе.
Комментируемым приказом Порядок учета, создания и ведения реестра субъектов хозяйствования, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и камнями, утвержденный приказом Минфина от 08.04.2013 г. № 465, который разработан под вышеупомянутое требование Закона о регистрации в Госпробирслужбе вернули без регистрации в Минюсте, а значит пока, на наш взгляд, ювелиры могут не беспокоится о необходимости такой регистрации.
Декларация о соответствии: равнение на нормы Закона
Постановление КМУ от 08.04.2013 г. № 235
Напомним, что согласно изменениям в Законе Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III производитель уже не обязан указывать регистрационные номера декларации о соответствии в документах, по которым продукция передается поставщику. Ему (производителю) лишь предписано сопровождать продукцию декларацией о соответствии, если это установлено техническим регламентом на соответствующий вид продукции (см. Закон № 5312-VI).
Соответственно и поставщик может реализовывать продукцию без указания этих данных в полученных от производителя документах. Ответственность за реализацию продукции без указания регистрационных номеров декларации о соответствии в сопроводительных документах также отменена.
Указанные изменения вступили в силу с 04.11.2012 г. И вот наконец-то Кабмин внедрил их на подзаконном уровне — подправил свои нормативно-правовые акты, убрав из них упоминания о необходимости указания в сопроводительных документах номеров деклараций о соответствии.
В частности, это коснулось Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров (постановление КМУ от 15.06.2006 г. № 833) и Правил розничной торговли нефтепродуктами (постановление КМУ от 20.12.97 г. № 1442).
Согласно указанным выше подзаконным актам (подправленным) в документах на товары, которые подлежат обязательной сертификации, должны указываться только регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия.
Обязательная продажа инвалютных поступлений продлена еще на полгода
Постановления Правления НБУ от 14.05.2013 г. № 163 и № 164, письмо НБУ от 17.05.2013 г. № 29-216/5327
Полгода назад НБУ своими постановлениями от 16.11.2012 г. № 475, № 476 и № 479 временно на 6 месяцев обязал субъектов хозяйствования продавать 50 % валютной выручки, а физлиц — все 100 % валютных поступлений в сумме 150 тыс. грн. и больше в месяц, а также сократил срок расчетов по ВЭД-операциям.
Срок действия этих мер (эффективных по оценкам Департамента денежно-кредитной политики) истек. НБУ этого показалось недостаточно, и он заново установил аналогичные меры еще на 6 месяцев — до 19.11.2013 г., о чем было дополнительно сообщено в комментируемом письме.
Согласно постановлению № 163 снова-таки:
— срок расчетов по экспортно-импортным операциям составляет 90 календарных дней;
— обязательной продаже подлежит валютная выручка хозсубъектов-резидентов от продажи товаров по ВЭД-договорам. Требование распространяется на поступления в инвалюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34, и в российских рублях. Согласно постановлению № 164 обязательной продаже, как и ранее, подлежит 50 % указанных поступлений;
— обязательной продаже подлежит вся сумма зарубежных валютных поступлений в пользу физлиц (резидентов и нерезидентов) в размере 150 тыс. грн. и более за месяц (в тех же валютах, что и для хозсубъектов). Соответствующая норма содержится и в пункте 1.8 Правил осуществления переводов физлиц № 496.
Госреестр РРО по-министерски
Приказ Миндоходов от 26.04.2013 г. № 82
Миндоходов уверенно вытесняет ГНСУ из памяти налогоплательщиков.
Дождавшись вступления в силу Положения о Министерстве доходов и сборов Украины (Указ Президента от 18.03.2013 г. № 141/2013) в Министерстве решили не временить со вступлением в права.
Недавно уже увидели свет первые письма Миндоходов с разъяснениями нюансов налогообложения, теперь же Министерство отменило приказ ГНСУ от 05.03.2013 г. № 51 и переутвердило Госреестр РРО уже своим приказом. Сам перечень РРО при этом никаких изменений не претерпел и идентичен отмененному «налоговому» реестру.
Попутно заметим, что наладка дистанционно-электронного общения РРО с налоговиками уже приближается к часу Ч — т. е. к 01.07.2013 г. При этом о переносе этого срока пока ничего не слышно.
Апрельский индекс — 100,0 %. Индексируем зарплату за июнь 2013 года
(Уведомление Госстата Украины // «Урядовий кур’єр» от 14.05.2013 г. № 83)
Согласно уведомлению Госстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции) в апреле 2013 года составил 100,0 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации заработной платы наемных работников предпринимателя за июнь 2013 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в июне — 1147 грн.).
Для определения индекса действуем по такому алгоритму: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата или в каком месяце он был принят на работу, если с этого момента его заработная плата не повышалась. В первом случае берем из приведенной на с. 5 таблицы индекс для соответствующего месяца, во втором — вначале смотрим дату приема на работу. Если работник был принят до 21.06.2012 г., то берем месяц поступления на работу, если после этой даты, то ориентируемся на месяц, предшествующий приему к предпринимателю.
Месяц повышения заработной платы | Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%) | |
2007 год | Январь | 84,1 |
Февраль | 82,9 | |
Март | 82,6 | |
Апрель | 82,6 | |
Май | 81,5 | |
Июнь | 77,6 | |
Июль | 75,2 | |
Август | 74,1 | |
Сентябрь | 70,4 | |
Октябрь | 65,6 | |
Ноябрь | 62,0 | |
Декабрь | 58,7 | |
2008 год | Январь | 54,2 |
Февраль | 50,2 | |
Март | 44,7 | |
Апрель | 40,3 | |
Май | 38,5 | |
Июнь | 37,4 | |
Июль | 38,1 | |
Август | 38,2 | |
Сентябрь | 36,7 | |
Октябрь | 34,5 | |
Ноябрь | 32,5 | |
Декабрь | 29,7 | |
2009 год | Январь | 26,1 |
Февраль | 24,2 | |
Март | 22,5 | |
Апрель | 21,4 | |
Май | 20,8 | |
Июнь | 19,5 | |
Июль | 19,6 | |
Август | 19,9 | |
Сентябрь | 18,9 | |
Октябрь | 17,9 | |
Ноябрь | 16,6 | |
Декабрь | 15,5 | |
2010 год | Январь | 13,5 |
Февраль | 11,4 | |
Март | 10,4 | |
Апрель | 10,7 | |
Май | 11,4 | |
Июнь | 11,8 | |
Июль | 12,1 | |
Август | 10,7 | |
Сентябрь | 7,6 | |
Октябрь | 7,1 | |
Ноябрь | 6,8 | |
Декабрь | 5,9 | |
2011 год | Январь | 4,9 |
Февраль | 4,0 | |
Март | 2,5 | |
Апрель | 1,2 | |
Май | Не индексируется | |
Июнь | Не индексируется | |
Июль | Не индексируется | |
Август | 1,1 | |
Сентябрь | Не индексируется | |
Октябрь | Не индексируется | |
Ноябрь | Не индексируется | |
Декабрь | Не индексируется | |
2012 год | Январь | Не индексируется |
Февраль | Не индексируется | |
Март | Не индексируется | |
Апрель | Не индексируется | |
Май | Не индексируется | |
Июнь | Не индексируется | |
Июль | Не индексируется | |
Август | Не индексируется | |
Сентябрь | Не индексируется | |
Октябрь | Не индексируется | |
Ноябрь | Не индексируется | |
Декабрь | Не индексируется | |
2013 год | Январь | Не индексируется |
Февраль | Не индексируется | |
Март | Не индексируется | |
Апрель | Не индексируется | |
Май | Не индексируется | |
Июнь | Не индексируется |