Темы статей
Выбрать темы

На заметку. Индексируем зарплату за март 2013 года

Редакция СД
Комментарий

На заметку

 

КВЭД-2005 будет действовать до конца 2013 года

Приказ Минэкономразвития от 07.02.2013 г. № 113

 

Весь 2012 год действовали два варианта КВЭД (КВЭД-2005 и КВЭД-2010), и субъекты хозяйствования имели возможность постепенно осуществлять перекодировку видов деятельности согласно новому классификатору КВЭД-2010.

С 01.01.2013 г. КВЭД-2005 утратил силу, в полной мере уступив место КВЭД-2010.

Казалось бы, «двойной» жизни КВЭД положен конец.

Но по традиции оказалось, что те, кто стоял в очередях, чтобы успеть поменять коды в срок, оказались в проигрыше по сравнению с теми, кто всю эту «обменную» инициативу проигнорировал.

Вначале ГНСУ огласила свое либеральное мнение, мол, жизнь по старым кодам единоналожникам ничего плохого не сулит. А теперь Минэкономразвития сделало вообще неожиданный ход — издало приказ о восстановлении действия КВЭД-2005 на период до 31.12.2013 г. (приказ от 07.02.2013 г. № 113).

По заверению специалистов Минэкономразвития, цель «реанимации» КВЭД-2005 — продлить переходной период и дать возможность неуспевшим в 2012 году произвести перекодировку. С другой стороны, не стоит игнорировать также то обстоятельство, что в действующих нормативно-правовых актах все еще имеются ссылки на КВЭД-2005 (к примеру, в НКУ). То есть «рука помощи» протянута в том числе и нерасторопным законотворцам.

В любом случае, с учетом данного нововведения в 2013 году повторяется прошлогодняя ситуация: КВЭД-2005 и КВЭД-2010 действуют параллельно.

Для тех субъектов, которые успешно перешли на КВЭД-2010, решение Минэкономразвития никаких последствий не создаст — они продолжают использовать КВЭД-2010 (причем, очевидно, даже в тех случаях, где в законодательстве еще не успели обновить старые ссылки на КВЭД-2005).

А вот субъекты, «оставшиеся» с кодами по КВЭД-2005, получили фору еще на один год, но в их же интересах не затягивать с переходом на КВЭД-2010, потому как рано или поздно перейти на новый КВЭД все равно придется (о том, как осуществить перекодировку, см. в «СД», 2012, № 14, с. 14).

 

Новый Реестр выданных и полученных налоговых накладных и Порядок его ведения

Приказ Минфина от 17.12.2012 г. № 1340

 

Той же датой, что и приказ № 1342 об утверждении новой формы и порядка составления декларации по НДС (см. «СД», 2013, № 4, с. 2), Минфин утвердил форму Реестра выданных и полученных налоговых накладных (Реестр) и Порядок его ведения (Порядок). «Старый» приказ ГНАУ от 02.12.2010 г. № 1002 соответственно утратит силу.

Новый Реестр следует заполнять с 1 марта 2013 года. Соответственно первый раз по новой форме Реестр нужно будет подать лишь в апреле.

Порядок ведения Реестра разбит на 5 разделов. Переутверждая Порядок, Мифин воспользовался возможностью и добавил в него конкретики, которую сегодня можно найти в консультациях из ЕБНЗ (раздел 130.23):

1. Все графы Реестра, имеющие стоимостные показатели, заполняется в гривнях с копейками.

2. Если лицо регистрируется плательщиком НДС в середине месяца, то первый отчетный период у него — период со дня регистрации до последнего дня следующего (полного) месяца. Тем не менее в таком случае нужно предоставить в орган ГНС копии записей Реестра отдельно за месяц регистрации (в 20-дневный срок) и отдельно за следующий месяц (тоже в 20-дневный срок).

3. Стандарт порции в Реестре составляет не более 20 тысяч записей.

4. Нумеруют записи удобным способом: с первого номера каждого отчетного налогового периода (месяца, квартала) или нарастающим итогом с начала года.

5. Если плательщик НДС выписывает налоговые накладные (далее — НН), в строках «Индивидуальный налоговый номер покупателя» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика НДС (покупателя)» которых проставляются нули (например, при условной поставке — пункт 8.3 Порядка № 1379), то и в графе 6 раздела І Реестра тоже ставится ноль.

6. При занесении в Реестр НН и/или РК, которые зарегистрированы в ЕРНН и выданы покупателю в месяце, следующем за месяцем их составления, указывается фактическая дата их получения независимо от периода их включения в налоговый кредит. С этой нормой Минфин опоздал, ведь сегодня такой проблемы уже нет. Благодаря Закону № 4834 продавцы составляют и выдают НН в момент возникновения налоговых обязательств, а потом уже регистрируют ее в ЕРНН в течение 15 дней (абзац второй пункта 201.10 НКУ). При этом по-прежнему в Реестре указывается дата составления (получения) НН.

7. Если общая сумма полученных товаров/услуг по кассовому чеку более 200 грн., налогоплательщик не может отнести в состав налогового кредита ни всю сумму уплаченного НДС, ни ее часть. В таком случае в графе 5 раздела II Реестра проставляют обозначение «ЧК» (кассовый чек) и заполняют графы 13 и 14 раздела II Реестра.

Теперь поговорим об изменениях в форме Реестра.

 

Форма Реестра

1. Раздел I Реестра дополнен новой графой 13 «Постачання послуг за межами митної території України та послуг, місце постачання яких визначено за межами митної території України». Таким образом, с марта в Реестр придется включать, в том числе, поставки услуг, место поставки которых согласно пунктам 186.2 и 186.3 НКУ расположено за пределами таможенной территории Украины. Напомним, что до этого момента их приходилось включать в общую графу 11, предназначенную для необъектных поставок. Тем самым новая форма Реестра упрощает заполнение строки 4 декларации по НДС, которая специально предназначена для отражения подобных услуг.

Вместе с тем должны с сожалением отметить, что в Порядок ведения Реестра данную графу добавить забыли: так, в пункте 2.7 этого Порядка указано, что информация о поставках товаров/услуг отражается лишь в графах 7 — 12 (хотя каких-либо последствий данное упущение не повлечет).

2. В разделах I и II Реестра ссылки на экспорт/импорт товаров были заменены соответственно на вывоз и ввоз, что, вероятнее всего, обусловлено изменениями, внесенными в НКУ Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины относительно согласования их отдельных норм» от 07.06.2012 г. № 4915-VI.

3. В заглавной части Реестра подкорректировано поле для указания типа декларации по НДС, что соответствует последним изменениям в форме декларации по НДС.

4. Внесены изменения в наименования некоторых полей и граф (в части наименования плательщика, поля для указания квартального отчетного периода, порядкового номера, даты выписки налоговой накладной или другого документа, ставки налога и т. п.).

 

Порядок ведения Реестра

Основные изменения в Порядке ведения Реестра можно сгруппировать следующим образом:

1. Новый Порядок ведения Реестра предусматривает несколько измененные правила для отражения НН, по которым производится распределение налогового кредита. В общем случае подобные НН должны заноситься в раздел II Реестра уже с учетом распределения: при этом в графах 9 и 10 (покупки с целью осуществления облагаемых НДС поставок в пределах хозяйственной деятельности) указывается доля операции, включающаяся в налоговый кредит, а в графах 11 и 12 (покупки с целью осуществления льготируемых и/или необлагаемых поставок) — доля, которая в него не попадает.

В свою очередь, как установлено пунктом 2.10 Порядка ведения Реестра, плательщики, у которых необлагаемые поставки в предыдущем году отсутствовали, а также новосозданные плательщики должны производить такое распределение в последний день отчетного (налогового) периода при помощи итоговой записи с заполнением граф 9 и 10 со знаком «-» и одновременным заполнением граф 11 и 12 со знаком «+» (при этом к виду документов, по которым производится распределение, следует добавлять букву «Р» — например, «ПНПР» или «ПНЕР»). Таким образом, в подобном случае распределение НДС производится по правилам, действовавшим до последнего времени.

Что касается перерасчета налогового кредита по итогам года, то в пункте 2.10 Порядка ведения Реестра установлено, что он должен производиться на основании бухгалтерской справки. Причем при ее включении в раздел II Реестра в его графах следует указывать:

1) в графе 2 — дату последнего отчетного периода календарного года (очевидно, что таковой является декабрь или IV квартал года);

2) в графе 3 — дату составления бухгалтерской справки;

3) в графе 5 — «БО»;

4) в графе 10 — сумму корректировки НДС согласно приложению 7 к декларации по НДС со знаком «+» или «-».

В целом, похожий порядок годового перерасчета следовало применять и ранее, даже несмотря на то, что законодательством он не предусматривался, а основывался на разъяснениях в ЕБНЗ.

2. Новый Порядок ведения Реестра предусматривает единственную возможность его предоставления в органы ГНС — при помощи телекоммуникационных сетей общего пользования. В свою очередь, о предоставлении Реестра на дискетах и флешках, видимо, придется забыть. Конечно, можно возразить, что обновленное правило противоречит пункту 201.10 НКУ, в котором в этой части ничего не изменилось, однако сомневаемся, что данный аргумент повлияет на подход налоговиков.

3. Вид некоторых документов в графе 4 раздела I и в графе 5 раздела II Реестра придется указывать с учетом их формы: бумажной или электронной. При этом данное требование касается лишь:

1) налоговых накладных: «ПНП» (бумажная форма), «ПНЕ» (электронная форма);

2) расчетов корректировки: «РКП» (бумажная форма), «РКЕ» (электронная форма);

3) таможенных деклараций: «МДП» (бумажная форма), «МДЕ» (электронная форма).

4. Установлено, что основанием для заполнения раздела II Реестра может быть и бухгалтерская справка (в таком случае в графе 5 раздела II Реестра проставляется «БО»), но лишь в случаях:

1) корректировки в связи с перерасчетом доли использования товаров/услуг (а также, очевидно, необоротных активов, хотя в этой части Порядка о них почему-то не упомянули) в облагаемых и необлагаемых операциях за последний налоговый период календарного года (также см. далее);

2) если в налоговый кредит включены суммы НДС, уплаченные (начисленные) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, которые не были включены в состав налогового кредита при их покупке или изготовлении, и/или по которым производилась условная поставка согласно пункту 198.5 НКУ (если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности, в том числе при переводе непроизводственных необоротных активов в состав производственных);

3) корректировки в результате частичного использования товаров/услуг, необоротных активов в операциях сельскохозяйственного и перерабатывающего производства;

4) корректировки по поставке сельскохозяйственной продукции или продукции собственного производства перерабатывающего предприятия в таможенном режиме экспорта.

 

Исправление ошибок в Реестре

Как и прежде, ошибки, допущенные в Реестрах за предыдущие периоды (в уже поданных в органы ГНС), следует исправлять методом «сторно» по правилам бухучета на момент выявления ошибки (абзац третий пункта 1 раздела І Порядка). Составлять новые (уточняющие) Реестры не нужно.

Согласно пункту 2 раздела 5 нового Порядка при исправлении ошибки методом «сторно» в Реестр за тот период, в котором обнаружена ошибка, одновременно вносятся две записи: ошибочная запись со знаком «-» и правильная запись со знаком «+». В новом Порядке подробнее расписан алгоритм таких действий:

— в графе 1 разделов I и/или II указывается порядковый номер записи (в Реестре за текущий месяц);

— в графах 2 — 6 раздела I и/или графах 2 — 7 раздела II дублируются реквизиты документа, количественные показатели которого сторнируются;

— в графах 7 — 12 раздела I и/или графах 8 — 16 раздела II количественные показатели указываются с соответствующим знаком «-» (при сторнировании ошибочной записи) или «+» (при внесении правильной записи). Здесь опять упущено упоминание о графе 13 раздела І Реестра.

При этом если исправление ошибки требует представления уточняющего расчета к декларации по НДС, то к условному обозначению вида документа добавляется буква «У», например, «ПНПУ» — бумажная НН, включенная в уточняющий расчет. Кроме того, запись о включении показателей такого документа в уточняющий расчет указывается отдельной строкой в строке «З них включено до уточнюючих розрахунків за звітний період» Реестра.

Подведем итог. Каких-либо кардинальных изменений новая форма Реестра и Порядок его ведения не несут: перед нами знакомый документ, но с новой графой в разделе I, переименованными реквизитами, а также несколькими изменениями в порядке его ведения, разобраться с которыми не составит труда.

 

Налоговая накладная: нюансы выписки и заполнения

Письма ГНСУ от 21.12.2012 г. № 3531/0/141-12/Я/15-3116 и от 28.12.2012 г. № 7786/0/51-12/15-3114

 

1. В случае если в течение одного дня по одному договору поступает оплата от покупателя в несколько этаповчастями, возникает вопрос: сколько налоговых накладных (НН) выписывать — на каждую частичную предоплату или же одну за день (на общую сумму). Этот вопрос, напомним, интересен в контексте регистрации НН в Едином реестре НН.

В данном случае налоговики подошли к ответу достаточно либерально, указав, что не будет считаться ошибкой, если поставщиком будет выписана одна НН на общую сумму таких авансовых платежей. А раз так, то значит можно и нужно НН выписывать на каждую частичную предоплату.

2. В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения НН реквизиты заглавной части НН выравниваются по правой границе поля.

Данная норма была введена для урегулирования ситуации, когда количество знаков реквизита меньше количества предусмотренных клеток.

Таким образом, по правой границе поля выравниваются следующие «клеточные» реквизиты НН: порядковый номер, индивидуальный налоговый номер продавца и покупателя, номера телефонов продавца и покупателя, номера свидетельства о регистрации плательщика НДС продавца и покупателя.

Указанное не касается заполнения полей даты выписки НН и даты заключения договора (выписки счета-фактуры и т. п.) — они заполняются в формате ДДММГГГГ без разделительных знаков.

Что касается вопроса выбора языка заполнения НН, то тут ГНСУ по-прежнему верна себе — допустимо использовать лишь украинский язык.

 

Получение услуг от нерезидента: НДС-особенности

Письмо ГНСУ от 25.12.2012 г. б/н

 

Правила налогообложения предоставляемых нерезидентами — неплательщиками НДС услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, определены статьей 208 НКУ.

Ключевым при этом является налоговый статус получателя услуг: зарегистрирован он плательщиком НДС или нет.

Если получатель услуг зарегистрирован в качестве плательщика НДС, то он:

— по первому событию выписывает самому себе налоговую накладную в одном экземпляре (абзац третий пункта 208.2 НКУ). Добавим, что в такой налоговой накладной указывается тип причины «14». В поле «Індивідуальний податковий номер продавця» проставляется условный индивидуальный налоговый номер «300000000000», а если приобретенные услуги не предназначены для использования в хоздеятельности или приобретены для их использования для поставки услуг за границами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется согласно пункту 186.3 НКУ,«200000000000». В строке «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (продавця)» проставляется ноль;

— на основании составленной налоговой накладной сумму начисленного НДС включает в состав налоговых обязательств текущего отчетного периода (строка 7 декларации по НДС, абзац третий пункта 187.8 НКУ), а в следующем отчетном периоде имеет право отнести ее в налоговый кредит (строка 12.4 декларации по НДС или другие строки — в зависимости от цели приобретения услуг, пункт 198.2 НКУ).

Если же получатель услуг не зарегистрирован как плательщик НДС, то он приравнивается к плательщику НДС.

Ему необходимо в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца получения услуг от нерезидента, предоставить в ГНИ Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным как плательщик налога на добавленную стоимость, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными плательщиками налогов, на таможенной территории Украины (приказ Минфина от 25.11.2011 г. № 1492), и в течение следующих 10 календарных дней уплатить налог. Налоговая накладная при этом не составляется. Расчет подается только за те календарные месяцы, в которых были получены услуги.

 

В пустых клетках декларации нет прочерков — не основание отказывать в ее приеме

Постановление ВАСУ от 30.01.2013 г. № К/9991/4374/11

 

Причиной обращения в суд послужило непринятие налоговым органом деклараций по НДС со ссылкой на отсутствие обязательных реквизитов — прочерков в значениях показателей, которые не заполняются из-за отсутствия информации, и индивидуального налогового номера контрагента в приложении 1 к декларации.

Ссылаясь на действовавшие тогда Методрекомендации по приему налоговых деклараций (приказ ГНАУ от 31.12.2008 г. № 827; утратил силу с 14.06.2012 г.), ВАСУ пришел к выводу, что такие дефекты отчета не могут повлечь за собой потерю статуса налоговой декларации. Следовательно, отсутствие указанных выше прочерков и номера контрагента не могло быть основанием для присвоения декларации статуса «не визнано як податкова декларація».

Таким образом, ВАСУ постановил, что «спорные» декларации следует считать поданными. А моментом подачи обжалуемых деклараций считается дата их фактического получения органом ГНС.

Напомним, что на сегодняшний день перечень обязательных реквизитов налоговой декларации представлен в пунктах 48.3 и 48.4 НКУ, а Справочник причин, по которым налоговая отчетность не считается налоговой декларацией, утвержден приказом ГНСУ от 14.06.2012 г. № 516 (см. «СД», 2012, № 18, с. 24).

ВАСУ в информационном письме от 15.06.2012 г. № 1503/12/13-12 указывал, что единственной причиной непринятия налоговой декларации может быть отсутствие и/или недостоверность обязательных реквизитов декларации, определенных пунктами 48.3 и 48.4 НКУ. Если все обязательные реквизиты заполнены без ошибок, налоговый орган обязан принять и зарегистрировать декларацию в день ее получения. В противном случае орган ГНС должен предоставить плательщику письменное уведомление об отказе в приеме декларации с указанием причин такого отказа.

Причем если плательщиком в отчетном периоде хоздеятельность не велась и декларация подается с прочерками, то данный факт не может служить основанием для отказа в ее принятии.

 

Январский индекс — 100,2 %. Индексируем зарплату за март 2013 года

(Уведомление Госстата Украины // «Урядовий кур’єр» от 08.02.2013 г. № 26)

 

Согласно уведомлению Госстата Украины общий индекс потребительских цен (индекс инфляции) в январе 2013 года составил 100,2 %. С учетом этого обстоятельства приведем в таблице индексы, которые необходимо использовать для индексации заработной платы наемных работников предпринимателя за март 2013 года (в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, в марте — 1147 грн.).

Для определения индекса действуем по такому алгоритму: смотрим, за какой месяц работнику последний раз повышалась заработная плата или в каком месяце он был принят на работу, если с этого момента его заработная плата не повышалась. В первом случае берем из приведенной ниже таблицы индекс для соответствующего месяца, во втором — вначале смотрим дату приема на работу. Если работник был принят до 21.06.2012 г., то берем месяц поступления на работу, если после этой даты, то ориентируемся на месяц, предшествующий приему к предпринимателю.

 

Месяц повышения заработной платы

Величина прироста индекса потребительских цен для проведения индексации (%)

2007 год

Январь

84,1

Февраль

82,9

Март

82,6

Апрель

82,6

Май

81,5

Июнь

77,6

Июль

75,2

Август

74,1

Сентябрь

70,4

Октябрь

65,6

Ноябрь

62,0

Декабрь

58,7

2008 год

Январь

54,2

Февраль

50,2

Март

44,7

Апрель

40,3

Май

38,5

Июнь

37,4

Июль

38,1

Август

38,2

Сентябрь

36,7

Октябрь

34,5

Ноябрь

32,5

Декабрь

29,7

2009 год

Январь

26,1

Февраль

24,2

Март

22,5

Апрель

21,4

Май

20,8

Июнь

19,5

Июль

19,6

Август

19,9

Сентябрь

18,9

Октябрь

17,9

Ноябрь

16,6

Декабрь

15,5

2010 год

Январь

13,5

Февраль

11,4

Март

10,4

Апрель

10,7

Май

11,4

Июнь

11,8

Июль

12,1

Август

10,7

Сентябрь

7,6

Октябрь

7,1

Ноябрь

6,8

Декабрь

5,9

2011 год

Январь

4,9

Февраль

4,0

Март

2,5

Апрель

1,2

Май

Не индексируется

Июнь

Не индексируется

Июль

Не индексируется

Август

1,1

Сентябрь

Не индексируется

Октябрь

Не индексируется

Ноябрь

Не индексируется

Декабрь

Не индексируется

2012 год

Январь

Не индексируется

Февраль

Не индексируется

Март

Не индексируется

Апрель

Не индексируется

Май

Не индексируется

Июнь

Не индексируется

Июль

Не индексируется

Август

Не индексируется

Сентябрь

Не индексируется

Октябрь

Не индексируется

Ноябрь

Не индексируется

Декабрь

Не индексируется

2013 год

Январь

Не индексируется

Февраль

Не индексируется

Март

Не индексируется

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше