Темы статей
Выбрать темы

Работник в зоне АТО не вышел на работу: уволить его за прогул нельзя

Письмо Минсоцполитики от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13

Минсоцполитики обращает внимание: работники, которые не выходят на работу в связи с тем, что они уехали из районов проведения антитеррористической операции (далее — АТО), а также работники, которые остаются в таких районах, но не имеют возможности выходить на работу в связи с опасностью для их жизни и здоровья, не могут быть уволены за прогул на основании пункта 4 части 1 статьи 40 КЗоТ.

Полностью согласны с позицией Министерства. «ЗА» такую же позицию выступают и действующие нормы нашего законодательства, в частности:

1) статья 3 Конституции Украины, которая предписывает, что жизнь и здоровье человека признаются в Украине наивысшей социальной ценностью;

2) пункт 4 части 1 статьи 40 КЗоТ. Напомним: в нем указано, что работника можно уволить по данному основанию лишь за прогул без уважительных причин. К ним относятся те, которые исключают вину работника (см. постановление ВССУ от 22.05.2013 г. по делу № 6-1388св13). Их наличие/отсутствие оценивается в каждом конкретном случае отдельно. При этом так как на кону человеческая жизнь и здоровье, то мы убеждены: названные выше причины являются уважительными. К слову, об этом чиновники прямо указали в абзаце третьем данного письма.

Чтобы как-то оформить невыход на работу, «трудовое» Министерство рекомендует работодателям предоставлять работникам по их просьбе оплачиваемые отпуска и отпуска без сохранения зарплаты — как предоставляемые в обязательном порядке, так и те, которые предоставляются по соглашению сторон.

Напоминаем, что порядок предоставления отпусков «за свой счет» определен статьями 25 и 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР. В нашем случае уместно говорить об отпуске по статье 26 (по соглашению сторон — не более 15 календарных дней).

Вместе с тем было бы неплохо, если бы представители Минсоцполитики рассказали, чем доказать наличие таких причин и нужно ли вообще это делать? И здесь мы сталкиваемся со слабой стороной данного разъяснения. Давайте посмотрим на указанные в нем ситуации.

Во-первых, чиновники сказали о перемещении из района проведения АТО. Но что считать перемещением, к сожалению, не понятно. Многие люди покинули населенные пункты самостоятельно. По нашему мнению, на них указанный вывод должен распространяться — даже несмотря на то, что работник в этом случае вряд ли предоставит какие-нибудь документы.

Во-вторых, если работник остался в районе проведения АТО. Нужно ли ему подтверждать существование реальной угрозы жизни и здоровью? Мы убеждены, что нет: в данной ситуации работник вправе определять наличие/отсутствие упомянутой «угрозы» на свое усмотрение. Так, если у него есть малейшие подозрения, что выход на работу в районе проведения АТО будет сопряжен с риском для его жизни/здоровья, он может принять решение не выходить. После того, как такой риск исчезнет, он должен выйти на работу и предъявить работодателю объяснительную, изложив в ней, в частности, причины своего отсутствия.

Что же делать работодателю? Если работник не появился в рабочий день, то в табеле учета рабочего времени проставляется отметка «НЗ» (неявка по невыясненным причинам). После того как работник выйдет на работу и предоставит объяснительную, у работодателя есть два варианта. Причем они идентичны и для первого случая (отсутствие вследствие перемещения из райо­на АТО), и для второго (отсутствие из-за угрозы жизни/здоровью). Так, работодатель может:

1) согласиться с решением работника. После того, как работник выйдет на работу и подаст объяснительную, стоит издать распоряжение о признании причин неявки уважительными и внести изменения в табель учета рабочего времени, проставив в дни отсутствия работника отметки «І» (прочие причины неявок). При этом такие дни не оплачиваются — ни полностью, ни в размере 2/3 тарифной ставки;

2) не согласиться и уволить работника за прогул на основании пункта 4 части 1 статьи 40 КЗоТ. Дни отсутствия при этом тоже не оплачиваются. Но предупреждаем: в этом случае, работник сможет обратиться в суд с требованием о восстановлении на работе*. Причем вероятность положительного для него исхода будет очень высока.

* Обосновывая свои требования, работник может использовать любые доказательства, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV. То есть в том числе ссылаться на показания свидетелей.

И еще одно: в заключительной части письма чиновники рекомендовали предоставлять работникам оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска (видимо, на период проведения АТО). Так вот, учтите: во-первых, это лишь рекомендация. Во-вторых, направить работника в такой отпуск в принудительном порядке нельзя. Сделать это можно лишь по его просьбе.

В данной ситуации возникает еще вопрос: как долго работник может не выходить на работу? Срок невыхода на работу по указанным обстоятельствам ничем не ограничен. Все зависит от длительности АТО и, что еще важнее, — существования угрозы жизни и здоровью. Как мы уже говорили, такую угрозу работник должен оценивать на свое усмотрение. При этом пока она существует — работник вправе не выходить на работу.

Теги АТО прогул
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше