Темы статей
Выбрать темы

Стоп налоговик! Как на сегодня обстоят дела с мораторием на налоговые проверки

Мокронис Инесса, консультант газеты «Собственное Дело»
Не так давно законодатели утвердили мораторий на все проверки (кроме налоговых). Этот мораторий продлится с августа по декабрь 2014 года. Однако налоговые проверки формально попали под еще более жесткий мораторий — бессрочный. Подробнее об этом и вообще о налоговых проверках сейчас и поговорим.

Мораторий-2014 не затронул налоговиков…

Напомним, что совсем недавно Законом № 1622 установлен мораторий на все проверки, кроме налоговых. В соответствии с ним с августа по декабрь 2014 года никакие контролирующие органы (кроме ГФСУ) не смогут проверять предпринимателей, если:

— на это нет разрешения КМУ;

— предприниматель сам не подал заявку на проверку.

Об этом мы писали в «СД», 2014, № 16, с. 2.

К сожалению, данный мораторий обошел налоговиков стороной.

 

Новые поправки в старый мораторий-2012

Помимо нового моратория-2014, действует и старый мораторий-2012, который с 07.04.2012 г. распространяется на проверки «маленьких, беспроблемных» субъектов хозяйствования. Кто в их числе? Счастливчиками оказались предприниматели:

1) которые не являются плательщиками НДС;

2) деятельность которых не отнесена к высокой степени риска согласно Закону № 877.

Этот мораторий был введен Законом № 4448. Действует он и сейчас на постоянной основе (бессрочный)*. В своей деятельности им руководствуются многие госорганы, но не налоговики. Почему так?

* Действует бессрочно, т.е. до тех пор, пока законодатели не решат его отменить.

Дело в том, что Закон № 4448 тесно связан с Законом № 877. Настолько тесно, что, по сути, не является самостоятельным нормативным актом, а как бы дополняет Закон № 877, ссылаясь даже на его терминологию.

В свою очередь, Закон № 877 долгое время не касался налоговиков (см. таблицу на с. 36). Этим они и пользовались, чтобы откреститься от нежелательного моратория.

Но совсем недавно, а именно с 17.08.2014 г. отменено особое положение налоговиков: они больше не числятся в исключениях (см. таблицу на с. 36). Такое новшество было внесено Законом № 1600.

На кого распространяется Закон № 877

Статья 2 Закона № 877

до 17.08.2014 г.

с 17.08.2014 г.

«Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий контроля органами доходов и сборов…»

«Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении мероприятий: валютного контроля; таможенного контроля на границе; государственного экспортного контроля; контроля за соблюдением бюджетного законодательства; банковского надзора; государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; государственного надзора за соблюдением требований ядерной безопасности; государственного надзора (контроля) в области гражданской авиации; при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия»

 

Означает ли это, что с 17.08.2014 г. на налоговиков распространяется не только Закон № 877, но и сопряженный с ним Закон № 4448 о моратории на проверки? Ведь формально получается, что с 17.08.2014 г. налоговики не имеют права проводить плановые и внеплановые проверки у предпринимателей (неплательщиков НДС), деятельность которых относится к средней или низкой степени риска. При том, что критерии для определения степени риска налоговики еще не утвердили, а на этот счет в Законе № 877 есть специальная норма (пункт 3 статьи 22):

«Если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности <…>, то такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска <…>»

Таким образом, возникает вопрос: правда ли то, что на сегодняшний день налоговики могут прийти с проверкой только к предпринимателям — плательщикам НДС, а всех остальных предпринимателей они проверять не вправе (это касается как единоналожников, так и общесистемщиков, не зарегистрированных плательщиками НДС)?

К сожалению, приходится констатировать, что хоть формально вышеприведенное утверждение верно, в то же время налоговики вряд ли с ним согласятся. Дело в том, что еще ранее, до исключения из Закона № 877 нормы, которая полностью освобождала их от обязанности соблюдать «лояльные» правила проведения проверок («спасительная» норма появилась с 11.08.2013 г.), налоговики все равно открещивались от Закона № 877. И нужно констатировать, что это им удавалось достаточно профессионально (см. письма ГНСУ от 22.10.2009 г. № 12878/15/23-7016/1035, от 25.06.2009 г. № 2833/н/23-4014 и от 15.08.2008 г. № 322/2/23-4010). Хотя выводы были сделаны достаточно давно, их можно перенести на текущий момент.

Как тогда, так и теперь выйти сухими из воды им наверняка поможет несогласованность норм Закона № 877 и НКУ.

Из содержания Закона № 877 следует, что по объему регулирования он относится к категории общих законодательных актов, а следовательно, прямо не заставляет налоговиков выполнять его предписания.

Специализированным законом, позволяющим налоговикам проводить контрольные мероприятия, является НКУ. В нем, как все знают, определены не только принципы построения системы налогообложения в Украине, но и порядок контроля за взиманием налогов и сборов. Именно в НКУ определены статус ГФСУ, ее функции и права, в частности и по проведению проверок. Кроме того, в главе 8 НКУ установлены основания и порядок проведения налогового контроля (проверок).

Таким образом, как видим, фактически проведение проверок налоговыми органами не имеет прямого отношения к определенной Законом № 877 области применения.

Кроме того, у налоговиков есть еще один «козырь в рукаве»: письмо ВАдСУ от 31.07.2008 г. № 1331/100/13-08. В нем суд отмечает: «отношения в процессе контроля за соблюдением налогового законодательства не относятся к сфере хозяйственной деятельности, а являются отношениями, возникающими в сфере управления. Поэтому правовое регулирование этих отношений осуществляется специальным законодательством…». На момент выдачи этого письма это был Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII, сегодня же это НКУ.

Как бы ни было обидно, заставить налоговиков ориентироваться на относительно лояльные правила проведения проверок вряд ли удастся.

Чтобы убедить налоговиков покориться требованиям Закона № 877, на наш взгляд, необходимо согласовать с данным Законом положения НКУ в части администрирования налогов и сборов. Пока этого не будет сделано, надежда обязать налоговиков ориентироваться на нормы Закона № 877 очень мала.

 

В зоне АТО проверок нет

Совсем недавно, 02.09.2014 г., был принят Закон № 1655, согласно которому временно* приостанавливаются все плановые и внеплановые проверки субъектов хозяйствования, которые осуществляют деятельность в зоне АТО. Проверкам подлежат только те из них, которые, согласно утвержденным критериям, отнесены к высокой степени риска.

* На время действия АТО.

Правда, в настоящий момент Закон № 1655 все еще официально не опубликован, и поэтому пока еще не вступил в силу.

 

О штрафах на налоговиков за нарушения правил проверки и о том, что им запрещено делать во время проверок

Благодаря Закону № 1600 теперь у предпринимателей есть чем пригрозить не в меру рьяным блюстителям закона.

Так, в КУоАП появилась новая статья 16621, согласно которой должностные лица органа госконтроля могут быть оштрафованы на суму 850 — 1700 грн. за:

  • нарушение сроков проверки;

  • нарушение периодичности проверок;

  • проведение проверок при отсутствии оснований, установленных законом;

  • проведение плановых проверок без своевременного письменного уведомления;

  • проведение внеплановых проверок без согласования с соответствующим центральным органом исполнительной власти (если такое согласование является обязательным**);

  • проведение проверки без акта проверки;

  • предъявление требований о предоставлении документов, информации, образцов продукции, которые не имеют отношения к проводимой проверке и др.

** Напоминаем, что до конца года на любые проверки нужно специальное разрешение КМУ.

Повторное в течение года нарушение этих требований грозит уже штрафом от 1700 до 1550 грн.

Кроме того, Законом № 1600 внесены позитивные изменения и в Закон № 877. К примеру:

проверки нельзя проводить по анонимным заявлениям (жалобам) или необоснованным заявлениям. Гражданин, который подал безосновательную жалобу, несет за это ответственность;

— по одному и тому же вопросу не могут приходить с проверкой разные госорганы, в таком случае проверка должна быть одна — комплексная;

— не допускается проведение в течение одного года более одной плановой проверки относительно одного предпринимателя;

— во время проверки не допускается изъятие у предпринимателя оригиналов документов, а также компьютеров и их частей (кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством);

ущерб, причиненный предпринимателю незаконным решением, действием или бездействием контролера, возмещается ему из госбюджета (а затем взыскивается с этого контролера в бюджет).

И последней, но не менее важной новостью стало увеличение числа госорганов, на которых теперь распространяется Закон № 877. Так, из статьи 2 Закона № 877 убрали освобождение от этого Закона, ранее действовавшее для налоговиков, представителей ГАИ, архитектурного контроля и некоторых других, менее популярных, контролирующих органов. Что это дает?

Во-первых, при проверках они должны строго соблюдать предписания Закона № 877 (а он выгоден для предпринимателей).

А во-вторых, в настоящее время они не имеют права проводить проверки (ни плановые, ни внеплановые) у предпринимателей — неплательщиков НДС*. Бессрочный мораторий на проверки этих лиц установлен Законом № 4448.

* Это касается как единоналожников, так и общесистемщиков. Такой же мораторий действует и в отношении юрлиц, но только для единоналожников.

Документы консультации

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 4448  Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 1600 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования» от 22.07.2014 г. № 1600-VII.

Закон № 1655 — Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1655-VII.

Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше