Темы статей
Выбрать темы

Проверка, господа! Это проверка! (инвентаризация во время проверки, если проверка проводится в нерабочее время, если предпринимателя нет на месте во время прихода проверяющих и другие вопросы)

Мирошниченко Виталина, консультант газеты «Собственное Дело»
Многие предприниматели обрадовались, узнав о моратории на налоговые проверки. Но, к сожалению, под защитный купол моратория попали не все: налоговики по-прежнему могут проверять предпринимателей (и общесистемщиков, и единоналожников) (подробнее об этом см. с. 35). Именно для таких предпринимателей мы решили подробно рассказать о том, на что имеют право налоговые инспекторы в ходе проверок, а что им делать не разрешается. Конкретные рекомендации помогут вам сберечь нервы и деньги.

Налоговикам от ворот поворот

Помимо моратория, о котором мы говорили на с. 35, существует еще ряд законных оснований для того, чтобы не пустить налоговиков на проверку. Напомним их.

На заметку

Прежде чем допускать налоговиков на проверку, внимательно изучите:

направление на проверку;

копию приказа о проведении проверки;

должностные удостоверения пришедших инспекторов.

Если налоговики не предъявят эти документы или же предъявят, но они будут оформлены с нарушениями, то можно не допускать их к проверке, и это вполне законно (пункт 81.1 НКУ).

Направление на проверку. Оно должно содержать ряд обязательных сведений:

— дату выдачи;

— наименование налогового органа;

— реквизиты приказа о назначении проверки;

— Ф. И. О. предпринимателя, к которому пришли с проверкой;

— цель, вид проверки (документальная плановая/внеплановая или фактическая);

— основания для проверки (обязательно ссылка на конкретный подпункт НКУ);

дату начала и длительность проверки (бывает, что вместо этого реквизита указывают проверяемый период, это — нарушение, за которое налоговиков можно не допустить к проверке);

— должность и фамилию инспектора, который будет проводить проверку;

живая (не факсимиле) подпись руководителя органа ГФСУ (или его заместителя) и гербовая печать.

Копия приказа о поведении проверки. Если проверка — плановая, то копия приказа о ней должна быть вручена лично* предпринимателю не позже чем за 10 календарных дней до ее начала. В случае, если предприниматель его не получил или получил позже, у инспекторов нет права на проведение проверки (пункт 77.4 НКУ). Поэтому их к ней можно не допускать.

* Этот документ либо вручается предпринимателю лично под расписку, либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

Однако это требование не распространяется на внеплановые и фактические проверки. Для них достаточно предъявить копию приказа о проверке до ее начала.

На заметку

В судебном порядке некоторым налого­плательщикам удавалось признать ненадлежаще оформленными копии приказа, которые не содержали отметку «Згідно з оригіналом», название должности, личную подпись лица, удостоверяющего копию (факсимиле не годится), его инициалы и фамилию, а также дату засвидетельствования копии (см. постановление Херсонского окружного ­административного суда от 17.06.2013 г. по делу № 821/­1711/13-а).

Служебное удостоверение инспектора. Данные в нем должны соответствовать тому, что указано в направлении на проверку. Если проверять предпринимателя пришел другой инспектор, его можно к проверке не допускать*.

* К такому выводу пришел и ВАСУ в определении от 11.02.2014 г. по делу № К/800/446/14.

Журнал посещений контролирующих органов. Если налоговики откажутся в нем расписаться, их можно не пустить на проверку. Но использовать это основание для отказа могут только самые смелые предприниматели. И к гадалке не ходи, тут без суда не обойдется.

Дело в том, что в НКУ нет такого основания для отказа**. Но оно следует из пункта 7 Указа № 817 и статьи 4 Закона № 877 (который с 17.08.2014 г. распространяется и на налоговиков). В таком случае предприниматель может склонить суд на свою сторону, воспользовавшись пунктом 56.21 НКУ. В нем речь идет о том, что если нормы различных нормативно-правовых актов противоречат, решение принимается в пользу налогоплательщика.

** Более того, в НКУ сказано, что отказ в проверке по иным причинам, нежели те, которые прописаны в данном Кодексе, не разрешается.

Итак, если вы нашли повод не допустить налоговиков к проверке, необходимо составить акт о недопуске. При этом следует попросить двух свидетелей (не связанных с вами) расписаться в таком акте и подтвердить обнаруженное вами нарушение. Такой акт нужен как минимум в двух экземплярах.

Обратите внимание

Если вы допустите налоговиков к проверке несмотря на нарушения с их стороны или отсутствие у них права/оснований для проверки, вряд ли вам потом удастся отбиться от штрафов. Тот факт, что проверка была проведена незаконно, не поможет.

На практике суды поступают так: если предприниматель не допустил налоговиков к проверке (при наличии законных оснований), то направление на проверку признается незаконным. Если же он налоговиков все-таки допустил, то проверка — уже свершившийся факт, и отменять ее результаты никто не будет.

Так что, если у вас есть повод не пустить инспектора, колебаться не стоит. Ну а если придраться не к чему, проверки не избежать. Ведь необоснованный отказ от проверки может аукнуться админарестом имущества (подпункт 94.2.3 НКУ).

Поэтому сейчас мы ответим на самые болезненные вопросы, возникающие в ходе проверок.

 

«Горячие» вопросы по инвентаризации

Если в ходе проверки налоговики требуют провести инвентаризацию, то нужно знать важные нюансы (табл. 1).

Таблица 1. Инвентаризация при налоговых проверках

Вопрос

Ответ

Кто проводит?

Инвентаризацию вправе проводить предприниматель (его работники), а не инспекторы (подпункт 20.1.9 НКУ)

Вправе ли налоговики присутствовать при инвентаризации?

Ни НКУ, ни какой другой нормативно-правовой акт не обязывает предпринимателя проводить инвентаризацию в присутствии налоговиков. Хотя они присутствовать хотят, но удовлетворять это их желание необязательно.

Кстати, согласно подпункту 20.1.13 НКУ налоговики имеют право доступа на территорию, где осуществляется хоздеятельность. Однако с инвентаризацией это никак не связано. Поэтому провести ее можно и во время их отсутствия

Как быстро нужно провести инвентаризацию?

НКУ не предусматривает, в какие сроки должна быть проведена инвентаризация. Но логично, конечно, завершить ее до окончания налоговой проверки. Однако на практике налоговики зачастую требуют провести ее немедленно. В противном случае грозят арестом имущества.

К счастью, окончательное решение об аресте имущества все-таки принимают не налоговики, а суды. И они очень часто налоговиков не поддерживают. Таким образом, достаточно, провести инвентаризацию и предъявить проверяющим документы о ее результатах до окончания проверки

С чем сравнивать данные инвентаризации?

Предприниматель не обязан вести бухучет, поэтому инвентаризация заключается в пересчете остатков материалов (товаров) на конкретную дату. Сравнивать эти показатели, по сути, не с чем. Правда, плательщики НДС ведут учет товарных остатков и имеют учетные данные для сравнения

В 2014 году налоговики пришли с проверкой. В направлении указано, что контролю подлежат 2010 — 2013 годы. Вправе ли они требовать инвентаризацию?

Нет, так как инвентаризация проводится на текущую дату, т. е. в 2014 году, а этот год не попадает в проверяемый период (2010 — 2013 годы).

Налоговики вправе потребовать проведения инвентаризации только в том случае, если дата инвентаризации попадает в проверяемый ими период (указан в направлении на проверку)

 

Время проверки = / ≠ Рабочее время предпринимателя

До 2012 года в Законе № 509 содержалась норма о том, что проверка не должна нарушать нормальный режим работы налогоплательщика (статья 112). Поэтому было законное основание не оставаться на проверку после окончания рабочего дня.

К сожалению, в период перехода от этого закона к НКУ указанная норма «потерялась». Что мы имеем на сегодняшний день? Прямой нормы в законодательстве нет.

Тем не менее ГФСУ не издала какого-­либо нормативно-правового акта, который бы устанавливал особый режим работы налогоплательщиков во время налоговой проверки. А значит, налоговики при проверках должны придерживаться того режима работы, который установлен предпринимателем. Проще говоря, они не имеют права проводить проверку после окончания рабочего дня предпринимателя, а также в выходные или нерабочие дни.

Но чтобы это требование соблюдалось, режим работы самого предпринимателя должен быть оформлен «на бумаге».

Совет

Издайте приказ в произвольной форме (с подписью предпринимателя) о режиме работы предпринимателя и его наемных работников (не забудьте о перерыве на обед).

Перед началом проверки ознакомьте проверяющих с этим приказом (лучше под подпись или как-то иначе зафиксируйте факт ознакомления) и не допускайте их к проверке в нерабочее время.

Если же инспектор будет настаивать на проведении проверки в сверхурочное время, имеет смысл в письменной форме обратиться к начальнику органа ГФСУ (который издал направление на проверку) с указанием на то, что проведение проверки нарушает нормальный режим работы плательщика и может повлечь негативные для него последствия.

 

Как долго тянется проверка…

Срок проведения проверок показан в табл. 2.

Таблица 2. Сроки проведения налоговых проверок у предпринимателей

Вид проверки

Длительность проверки

Возможность продлить проверку

Возможность приостановить проверку

Плановая

Не более 10 рабочих дней

Можно, но не более чем на 5 рабочих дней

Нет (не предусмотрена)

Внеплановая

Не более 5 рабочих дней.
Для предпринимателей, которые прекращают деятельность (снимаются с госрегистрации) и у которых нет наемных работников, срок проверки не должен превышать 3 рабочих дня (при соблюдении условий, названных в абзацах 3 — 8 пункта 82.2 НКУ*)

Можно, но не более чем на 2 рабочих дня

Нет (не предусмотрена)

Фактическая

Не более 10 суток

Можно, но не более чем на 5 суток

Нет (не предусмотрена)

 

* У такого предпринимателя за 2 последних календарных года должен быть нулевой доход, он не должен быть плательщиком НДС, у него нет наемных работников и счетов в банках.

 

Заметьте: длительность фактических проверок установлена не в рабочих днях, а в сутках. Что это дает? См. рисунок.

 

img 1

Рис. Длительность фактической проверки

 

Обратите внимание

Продление проверки через несколько дней после того, как она уже закончилась, не допускается. Приказ о продлении проверки должен быть издан до ее окончания.

Если же налоговики окончили проверку, а через день (или позже) пришли ее продолжить (якобы продлили), то предприниматель вправе не допускать их к дальнейшей проверке.

Дело в том, что проверка должна быть непрерывной. Допускается только одна возможность ее прервать — это приостановка проверки. В таком случае наличие определенного периода между последним днем проверки и днем ее продолжения является законным.

Однако приостановка налоговых проверок у физлиц-предпринимателей невозможна в принципе, поскольку эта мера применима только к крупным налогоплательщикам (пункт 82.4 НКУ). А значит, если налоговики хотят продлить проверку у предпринимателя, то должны это сделать сразу — со следующего дня после окончания первоначального ее срока.

 

Инспектор есть, а предпринимателя  нет

Обратите внимание

Если налоговики пришли к предпринимателю с проверкой, а его нет на месте, то они:

могут провести фактическую проверку (в случае, когда расчеты с клиен­тами осуществляет работник предпринимателя);

не могут проводить документальную проверку (плановую или внеплановую).

Подробнее разберемся в табл. 3 на с. 44.

Таблица 3. Проведение проверок при отсутствии предпринимателя

Вид проверки

Проводится ли при отсутствии предпринимателя

Документальная плановая*

Нет.

Прежде чем приступить к плановой проверке, налоговики должны за 10 дней предупредить об этом налогоплательщика (вручить под расписку копию приказа о проведении плановой проверки). Если они этого не сделали, у них нет права на проверку (пункт 77.4 НКУ)

Документальная внеплановая*

Нет.

То же самое касается и внеплановых проверок. Если налоговики не вручат предпринимателю (под расписку) копию приказа о проведении проверки, они не имеют права к ней приступать (пункт 78.4 НКУ)

* Что делать, если предприниматель не намерен оттягивать проверку, но на некоторое время вынужден уехать? В таком случае следует издать приказ, в котором — назначить уполномоченного представителя для общения с контролирующими органами (в том числе налоговиками).

Если же такого приказа нет, а сам предприниматель отсутствует, налоговики не вправе приступать к документальной проверке (плановой или внеплановой).

Камеральная

Да.

Присутствие налогоплательщика необязательно при проведении камеральной или документальной невыездной проверок (пункты 76.1 и 79.3 НКУ), поскольку они проводятся в помещении налоговиков и исключительно «по бумагам»

Документальная невыездная

Фактическая

Да, если есть работник, который проводит расчеты.

Такую проверку проводят без предупреждения, а копию приказа о направлении на проверку могут вручить любому работнику предпринимателя, который фактически проводит расчетные операции (пункт 80.2 НКУ). То есть дожидаться самого предпринимателя им вовсе необязательно.

Более того, на практике встречались случаи, когда просьба со стороны работника подождать, пока подъедет предприниматель, расценивалась налоговиками как недопуск их к проверке*. Поэтому работнику стоит заранее рассказать о том, как действовать в случае проверки:

1) расписаться в направлении на проверку, указав свою фамилию, имя, отчество, должность, дату и время ознакомления (пункт 81.1 НКУ);

2) не отказываться от подписи (это ничего не даст, так как акт отказа от подписи служит основанием для начала фактической проверки)

Нет, если нет работника, осуществляющего расчетные операции.

В случае, когда налоговики пришли на фактическую проверку, но не обнаружили там ни самого предпринимателя, ни его работников, которые бы осуществляли расчетные операции, то предъявлять направление на проверку просто некому.

А раз оно непредъявлено, то налоговики не вправе начинать проверку (пункт 81.1 НКУ)

* К примеру, смотри определение ВАдСУ от 27.08.2012 г. по делу № К-16782/10.

 

В этой связи может возникнуть закономерный вопрос: что же делать с проверкой, которая «не нашла», кого проверить? Логично, что срок начала проверки должен быть перенесен, однако НКУ об этом ничего не говорит.

Продлить проверку в этом случае тоже нет оснований. Судя по всему, на практике налоговики либо выпишут новое направление на проверку на основании нового приказа, либо постараются уложиться с проверкой в оставшееся для нее время.

 

Запрет на изъятие ПК и жестких дисков

В пункте 85.5 НКУ есть запрет на изъятие оригиналов учетных документов при проведении налоговых проверок. Однако ничего не говорится об изъятии компьютеров или жестких дисков.

Вместе с тем с 17.08.2014 г. на налоговиков уже распространяется Закон № 877. А в нем упомянутый запрет есть (пункт 10 статьи 4):

«При проведении мероприятий государственного надзора (контроля) не допускается изъятие у субъектов хозяйствования оригиналов их финансово-­хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеров, их частей, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством

Поэтому в случае нарушения инспекторами указанного запрета предприниматель сможет пожаловаться в Госкомпредпринимательства и потребовать от налоговиков возмещения причиненного ему ущерба (статья 9 Закона № 877).

 

Осторожнее с документами

О документах, которые налоговики могут требовать при проверке предпринимателя, мы подробно писали в «СД», 2013, № 13, с. 35. По сути, это могут быть любые первичные и налоговые документы.

При этом предприниматели, предоставляя документы, нередко допускают ошибки, которые позволяют налоговикам «рисовать с потолка» огромные штрафы. Поэтому будьте бдительны!

Советы

1. Никогда не давайте налоговикам оригиналы документов «с собой» (как свидетельствует практика, они их потом «теряют», чтоб предприниматель не мог доказать свою правоту). Помните: налоговики имеют право лишь изучать оригиналы документов (подпункт 20.1.5 НКУ) и не вправе их изымать (пункт 85.5 НКУ).

2. Предоставляйте только те документы, которые относятся к проверяемому периоду и к предмету проверки (пункт 85.8 НКУ). Остальные документы предоставлять не стоит.

3. Делая копии документов, заверяйте их своими подписью и печатью (при ее наличии).

4. Не передавайте налоговикам документы (вернее, их копии) без описи. Обязательно составьте опись переданных копий документов и потребуйте копию такой описи себе.

Что касается тех случаев, когда у предпринимателя нет документов, то тут придется сложнее. В случаях, когда документы утеряны или уничтожены (к примеру, в результате пожара, наводнения, кражи и т. п.), нужно в течение 5 дней письменно уведомить об этом орган ГФСУ по месту учета. Если утеряны ГТД, то дополнительно нужно уведомить таможню, в которой они оформлялись.

На восстановление документов предпринимателю дается 90 календарных дней. Естественно, на этот срок проверка отодвигается, однако она все равно будет назначена (пункт 44.5 НКУ).

Так что постарайтесь восстановить документы за отведенный срок. В противном случае вам могут грозить серьезные штрафы за:

— отсутствие первички (510 грн. по статье 121 НКУ);

— неправомерное включение сумм в расходы (это важно для общесистемщиков);

— отражение налогового кредита по НДС (это важно для плательщиков НДС).

 

Как отбиться от хронометража

В ходе фактических проверок налоговики могут проводить хронометраж (статья 80 НКУ). Ни при каких других проверках он не проводится.

Однако даже в рамках фактической проверки от него можно отбиться. Ведь в НКУ нет четкого механизма проведения хронометража.

К примеру, совершенно неясно, какие именно хозяйственные операции могут быть подвергнуты хронометражу, можно ли фиксировать данные в ходе хронометража или только наблюдать, какова форма хронометражной справки и т. д.

Поэтому смелые предприниматели могут отказать инспекторам в проведении хроно­метража на том основании, что в настоящий момент все еще не приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения хронометража. А значит, любые попытки его проведения незаконны и противоречат статье 19 Конституции Украины.

А осторожные предприниматели могут допустить проверяющих к хронометражу, но только при условии, что они будут всего лишь наблюдать за осуществлением хозяйственных операций, как это сказано в подпункте 14.1.264 НКУ, а не фиксировать их. Пускай просто молча смотрят.

Обратите внимание

Хронометраж не является самостоятельным видом поверки. Это — всего лишь инструмент, применяемый в ходе фактической проверки.

Поэтому запрет провести хроно­метраж не может расцениваться как недопуск к проверке.

Кроме того, сами работники предпринимателя имеют право воздержаться от выполнения своих обязанностей под пристальным взглядом инспектора. Причина: ухудшение психического состояния из-за испытываемого морального давления.

Указанную ситуацию следует описать в справке о хронометраже и приложить к ней копии служебных записок работников.

Кроме того, если это имело место, то можно также отметить, что проверяющие принуждали работников к выполнению работ, например, для повышения показателей хронометража (что противоречит статье 43 Конституции Украины, которая запрещает использование принудительного труда).

Выводы

Если у предпринимателя есть основания не допускать налоговиков к проверке, ими нужно пользоваться сразу. В противном случае, если проверяющие все-таки были допущены, и проверка уже состоялась, ее результаты суд не отменит.

В ходе проверки следует знать о своих правах:

1) инвентаризацию проводит сам предприниматель (можно без участия налоговиков) и только в том случае, если дата инвентаризации попадает в проверяемый период;

2) проверка не должна нарушать нормальный режим работы предпринимателя;

3) если предпринимателя нет на месте, плановая или внеплановая проверка не может начаться. А вот фактическая — может, при условии, что есть работник, который осуществляет расчетные операции;

4) предоставляйте налоговикам «на вынос» только копии документов, и то по описи. И только те документы, которые касаются предмета проверки. Оригиналы документов не позволяйте выносить ни в коем случае!

5) от хронометража можно отбиться, ссылаясь на то, что еще не утвержден порядок его проведения.

Документы консультации

Конституция Украины — Конституция Украины от 28.06.96 г.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 877 — Закон Украины «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII (утратил силу).

Указ № 817 — Указ Президента Украины «О некоторых мероприятиях по дерегулированию предпринимательсткой деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше