Ответы на поставленные вопросы находим в Законе о защите прав потребителей и ХКУ. Так, производитель отвечает за качество и безопасность своей продукции в течение гарантийного срока, установленного нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором (пункт 1 статьи 7 Закона о защите прав потребителей).
Вторит ему и ХКУ, обязывая производителя за свой счет устранить дефекты изделия, выявленные в течение гарантийного срока, или заменить товар (пункт 6 статьи 269).
При этом гарантийный срок — это срок, в течение которого производитель (продавец, исполнитель или какое-либо третье лицо) берет на себя обязательства осуществить бесплатный ремонт или замену соответствующей продукции в связи с вводом ее в оборот (пункт 5 статьи 1 Закона о защите прав потребителей).
Иными словами, в течение гарантийного срока у предпринимателя — производителя* продукции перед покупателями возникают гарантийные обязательства.
* Гарантийные обязательства по договоренности сторон может выполнять продавец, т. е. третье лицо в цепочке «производитель — продавец — покупатель».
Обратите внимание
Гарантийные обязательства у производителя возникают независимо от того, является покупателем обычный гражданин, предприниматель или юрлицо.
Заметим, что зачастую гарантийные сроки производители устанавливают самостоятельно. Гарантийный срок должен быть указан в паспорте на товар или на его этикетке либо в любом другом документе, прилагаемом к товару.
Вместе с тем нужно помнить, что потребитель имеет право предъявить производителю (продавцу) требование о бесплатном устранении недостатков товара после окончания гарантийного срока (статья 8 Закона о защите прав потребителей). Такое требование может быть предъявлено на протяжении установленного срока службы, а если он не установлен — на протяжении 10 лет, если в товаре были обнаружены недостатки (существенные недостатки), возникшие по вине производителя.
В ситуации, когда гарантийные сроки на товар производителем (продавцом) не установлены, покупатель имеет право предъявить ему соответствующие требования, если недостатки были обнаружены на протяжении 2 лет, а в отношении объекта строительства — не позднее 10 лет со дня передачи их потребителю.
При этом отметим два важных момента:
1) при выполнении гарантийного ремонта гарантийный срок увеличивается на время пребывания товара в ремонте (данный срок исчисляется со дня, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатков) (часть 6 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, часть 6 стать 269 ХКУ);
2) при обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена (часть 7 статьи 7 Закона о защите прав потребителей, часть 6 статьи 269 ХКУ).
Выполнить гарантийные обязательства можно одним из следующих способов:
— бесплатно устранить недостатки товара (гарантийный ремонт);
— возместить расходы на устранение недостатков товара;
— снизить цену пропорционально недостатку (дефекту);
— заменить товар на такой же товар или аналогичный товар из числа имеющихся у производителя;
— расторгнуть договор и вернуть уплаченные за товар деньги.
Наиболее часто предприниматели практикуют гарантийный ремонт или возврат денег за некачественный товар.
Как такие операции отразить в учете предпринимателя, расскажем в таблице на с. 32.
Табл. Предпринимательский учет гарантийных обязательств
Вид устранения недостатков | У общесистемщика | У единоналожника — неплательщика НДС |
Бесплатное устранение недостатков товара (гарантийный ремонт) | Расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание признаются расходами* того отчетного периода, в котором они были осуществлены (подпункт «є» подпункта 138.10.3, пункт 177.4 НКУ). Причем независимо от статуса потребителя — физическое или юридическое лицо** | Расходы не учитывают |
* Необходимо соблюдать следующие условия: такие расходы не компенсируются за счет покупателя; их размер соответствует обнародованному; по установленной форме ведется книга учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию). | ||
Возврат денег за некачественный товар | Сумму средств, которую предприниматель возвращает за товары (работы и услуги), отражают в графе 3 Книги УДР. Причем без знака «минус». | В день возврата покупателю средств заполняем специальную графу 3 Книги УД |
Документы консультации
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.
Порядок № 506 — Порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденный постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.
ОНК № 366 — Обобщающая налоговая консультация относительно расходов на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, утвержденная приказом Миндоходов от 01.07.2014 г. № 366.