Темы статей
Выбрать темы

Отопительный котел как повод уплатить эконалог

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Конечно, это не первый наш разговор об эконалоге, который приходится платить за разные мелочи наподобие бытового отопительного оборудования. Допускаем, что кому-то эта болтовня уже поднадоела. Вместе с тем регулярно всплывают новые вопросы или время от времени возрождаются старые мифы, в которые многим хочется верить. Например, что под налогообложение попадают лишь теплогенерирующие установки определенной мощности, а за остальные экологический налог можно не платить… Сразу скажем, что это неправда. По крайней мере на сегодня законодательство не содержит никаких исключений по этому поводу. А что же тогда правда? Все, что написано ниже.

Какие бывают котлы

Отопительный котел в офисе — это наиболее оптимальный способ обогреть помещение сегодня. Этот вариант реализации отопления имеет целый ряд преимуществ. Первое и, видимо, важнейшее — существенная экономия средств по сравнению с центральным отоплением. Однако размер экономии очень зависит от вида топлива, которое будет потреблять котел. По этому классификационному признаку котлы бывают: газовые, твердотопливные, жидкотопливные, электрические, комбинированные.

Самый дорогой вид энергии, на которой может работать котел, — это электричество. Однако о такой разновидности котлов мы здесь не будем говорить, поскольку они не требуют уплаты эконалога из-за отсутствия продуктов сгорания.

Почему за котел нужно платить эконалог

Отопительные котлы, которые мы дальше будем рассматривать, — это агрегаты, преобразующие энергию сгорания органического топлива в тепловую. Общеизвестно, что в процессе горения образуются продукты сгорания — определенные газообразные, жидкие или твердые вещества. Состав продуктов сгорания зависит от вида топлива и от условий его горения.

Так вот, в терминах Закона об охране атмосферного воздуха* такие вещества считаются загрязняющими веществами, а их поступление в атмосферу — выбросами. Для обеспечения охраны атмосферного воздуха данный Закон предусматривает (см. ст. 22) организационно-экономические мероприятия в виде экологического налога.

* Закон Украины от 16.10.92 г. № 2707-XII.

В свою очередь, налоговое законодательство определяет экологический налог как общегосударственный обязательный платеж, который взимается, в частности, с фактических объемов выбросов в атмосферный воздух (п.п. 14.1.57 НКУ). Ну и наконец стационарным источником загрязнения считают предприятие, цех, агрегат, установку или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (п.п. 14.1.230 НКУ).

Исходя из этого, отопительный котел как недвижимый объект, который осуществляет выбросы загрязняющих веществ, является стационарным источником загрязнения. Этот вывод подтверждают и налоговики (БЗ 117.06).

Причем

обязанность уплачивать эконалог при эксплуатации котла не зависит от его мощности, производительности, назначения, режима работы, объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других параметров

К сожалению, сегодня ситуация складывается именно так. И хотя были попытки законодателя отменить эту обязанность для котлов мощностью до 50 МВт, они и до сих пор не реализованы.

Кто платит, а кто нет

Из тех, кто эксплуатирует отопительные котлы, это прежде всего субъекты хозяйствования (как юридические лица, так и физлица-предприниматели).

Они обязаны самостоятельно рассчитывать эконалог, уплачивать его в бюджет, а также подавать налоговому органу необходимую отчетность.

Обратите внимание! Плательщики единого налога должны платить экологический налог наравне с другими. Ведь в перечне налогов и сборов, от уплаты которых они освобождены (см. п. 297.1 НКУ), эконалог отсутствует.

А вот обычные физические лица (граждане) — владельцы автономных систем отопления (котлов), не зарегистрированные субъектами хозяйствования, не являются плательщиками экологического налога (БЗ 117.01).

Кроме того, не являются его плательщиками филиалы, отделения и другие обособленные подразделения в связи с тем, что они не имеют статуса юрлица. За них эконалог должны уплачивать предприятия (учреждения, организации), в состав которых входят такие филиалы, отделения и другие обособленные подразделения (БЗ 117.01).

Арендные отношения. Здесь нужно различать несколько ситуаций.

1. Владелец стационарного источника загрязнения (котла) передал его в аренду другому субъекту хозяйствования, в связи с чем собственно арендодатель до конца текущего года выбросов не осуществлял. Кто должен уплачивать эконалог?

Ответ находим в БЗ 117.01: в случае использования арендованных источников загрязнения эконалог уплачивает арендатор, который непосредственно осуществляет выбросы.

Обратите внимание! Фискалы настаивают на том, чтобы арендодатель/арендатор подали форму № 20-ОПП (подробно о ней — в следующем тематическом номере «Налоги & бухучет») о передаче/получении котла в аренду и уведомили контролирующий орган по месту расположения источника загрязнения об отчуждении/возникновении объекта обложения экологическим налогом.

При этом свои налоговые обязательства арендодатель и арендатор будут декларировать за фактический период пребывания котла в пользовании, определенный в ф. № 20-ОПП (БЗ 117.05).

2. Субъект хозяйствования арендует помещение в здании с автономной системой отопления, которая принадлежит другому субъекту хозяйствования.

Плательщиком экологического налога в таком случае является арендодатель (юридическое лицо или ФЛП) — владелец автономной системы отопления (котла), в том числе когда в одном здании находятся несколько арендаторов (БЗ 117.01).

3. Субъект хозяйствования арендует помещение в здании с автономной системой отопления, которая принадлежит физическому лицу (гражданину).

Физическое лицо — владелец автономной системы отопления (котла), используемой для отопления здания, переданного в аренду одному или нескольким субъектам хозяйствования, не будет плательщиком экологического налога

Объяснение см. выше.

При этом не будут его плательщиками и субъекты хозяйствования — арендаторы здания или помещений, кроме случаев, когда ими заключены договоры на приобретение (поставку) топлива для автономной системы отопления (котла).

Нужно ли спецразрешение на эксплуатацию котла

Необходимость получения такого разрешения прямо определена ст. 11 Закона об охране атмосферного воздуха.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения можно осуществлять только после получения специального разрешения

Если во время проверки окажется, что вы эксплуатируете котел без такого разрешения, придется возместить государству вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха. Причем за все время работы стационарных источников загрязнения при отсутствии соответствующего разрешения.

В целом, спецразрешение на выбросы в атмосферу — дело серьезное. Но, к сожалению, среди владельцев отопительных котлов «безразрешенщиков» подавляющее большинство. Потому что получить его не так уж и просто. Как именно, мы здесь опустим, потому что это вообще не дело бухгалтера.

А вот что бухгалтер должен обязательно знать, так это то, что платить экологический налог следует независимо от получения разрешения на выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения (БЗ 117.03). При этом фискалы советуют таким плательщикам самостоятельно определять объемы выбросов и ставки налога, однако не объясняют, как практически это сделать.

Но вам волноваться не стоит. Мы знаем — мы расскажем.

Как рассчитать эконалог

Самостоятельно рассчитывать эконалог плательщики должны ежеквартально, без нарастающего итога. Формула для его расчета приведена в п. 249.3 НКУ:

img 1

где ∑ — знак суммы;

Мi — фактический объем выбросов і-го загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпі — ставки налога в текущем году за тонну і-го загрязняющего вещества в гривнях с копейками.

Как видите, основной показатель в этой формуле — фактический объем выбросов каждого из веществ, которые загрязняют воздух (Mi).

Определение именно этих показателей для разных видов топлива, на котором способны работать отопительные котлы, и вызывает наибольшие затруднения у бухгалтерского сообщества.

Предложим простое решение этой проблемы. Оно базируется на Пояснениях по расчету объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения* (далее — Пояснения).

* См. на официальном веб-сайте Госстата ukrstat.gov.ua в разделе «Деятельность»/«Консультации специалистов»/«Комментарии специалистов».

Кстати, налоговики фактически согласились на применение этих Пояснений «безразрешенными» плательщиками эконалога (см. «Вестник. Официально о налогах», 2018, № 15, с. 33). Поэтому можете без опасений брать наши сегодняшние рекомендации на вооружение.

Как определить виды и объемы загрязняющих веществ

Виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу при сжигании того или иного вида топлива, приведены в таблице . Заодно дополним ее информацией о соответствующих ставках эконалога, установленных ст. 243 НКУ по каждому из загрязняющих веществ, а также о ее коде, определенном приложением 7 к действующей эконалоговой декларации**.

** Утверждена приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715.

Исходные данные для исчисления эконалога

img 2

Вместо вышеприведенной формулы из п. 249.3 НКУ для исчисления Мi следует использовать такую упрощенную формулу:

img 3

где ki — показатель эмиссии i-го загрязняющего вещества, г/ГДж;

B — расход топлива за отчетный период, т;

Qr — низшая рабочая теплота сгорания топлива, МДж/кг.

Обратите внимание! Если котел работает на природном газе, нужно перевести в тонны его фактический расход по счетчику в м3 по формуле:

img 4

где Х — объем потребленного газа (м3);

r — плотность природного газа при нормальных условиях, r = 0,723 кг/м3.

Для остальных видов топлива подставляете в формулу значение его фактического расхода (B) в массовых единицах — тоннах.

Как платить эконалог за выбросы СО2

В отдельную категорию выделены субъекты осуществляющие выбросы СО2. Хотя на практике субъекты, которые эксплуатируют бытовые котлы, осуществляют одновременно выбросы разных загрязняющих веществ, в том числе и СО2. За все эти загрязняющие вещества эконалог платили издавна. И должны платить и в дальнейшем. А вот за выбросы СО2, скорее всего, такие субъекты не будут платить. Почему? Потому что

с 01.01.2019 г. не являются плательщиками эконалога субъекты, осуществляющие выбросы в атмосферу СО2 в объеме, не превышающем 500 т за год (п. 240.7 НКУ)

При этом, как разъясняют сами налоговики (БЗ 117.05), расчетно оценено, что 500 тонн выбросов СО2 образуются от потребления (сжигания) энергетическими установками 260 тыс. куб. м природного газа, или 170 тонн дизельного горючего, или 260 тонн угля. Очевидно, что для владельцев бытовых котлов такой годовой расход топлива абсолютно недостижим. Поэтому дальше об этом не говорим.

Пример. Рассчитаем налоговое обязательство по экологическому налогу за 3 квартал 2020 года для котла, который работает на природном газе, при условии его фактического расхода за отчетный период в объеме 1000 м3.

Переведем объемный расход природного газа в тонны:

В = 10-3 х 1000 м3 х 0,723 кг/м3 = 0,723 т.

Определим фактические объемы выбросов каждого из загрязняющих веществ в тоннах, которые образуются во время сгорания 0,723 т природного газа:

— оксидов азота:

МNOx = 10-6 kNOx Qгаз B = 10-6 х 64,311 г/ГДж х 45,75 МДж/кг х 0,723 т = 0,002 т;

— оксида углерода:

МCO = 10-6 kCO Qгаз B = 10-6 х 248,75 г/ГДж х 45,75 МДж/кг х 0,723 т = 0,008 т;

— двуокиси углерода:

МCO2 = 10-6 kCO2 Qгаз B = 10-6 х 58748,13 г/ГДж х 45,75 МДж/кг х 0,723 т = 1,943 т;

— оксида диазота:

МN2O = 10-6 kN2O Qгаз B = 10-6 х 0,1 г/ГДж х 45,75 МДж/кг х 0,723 т = 0,000003 т = 0,

поскольку количественные показатели по каждому объекту налогообложения (кол. 3 приложения 1 к экодекларации) нужно округлять до трех знаков после запятой (117.05 БЗ);

— метана:

МCH4 = 10-6 kCH4 Qгаз B = 10-6 х 1,0 г/ГДж х 45,75 МДж/кг х 0,723 т = 0,00003 т = 0

(по тем же причинам, что и в предыдущем случае).

За выбросы СО2 эконалог будет равен нулю, поскольку годовой объем таких выбросов значительно меньше 500 т (в нашем примере — всего 1,943 т за 3 квартал).

Итак, налоговые обязательства за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании природного газа за 3 квартал 2020 года составляют:

Пвс = 0,002 т х 2451,84 грн/т + 0,008 т х 92,37 грн/т = 5,64 грн.

И последнее. Если вдруг в 3 квартале ваш котел простаивал, не забудьте, что подать пустую декларацию по эконалогу все равно необходимо. Предельный срок — 9 ноября. Место подачи — в налоговую по местонахождению стационарных источников.

Заодно скажем и о порядке уплаты. Эконалог уплачивают в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации (п. 250.2 НКУ). В частности, за 3 квартал этого года — не позднее 19 ноября. Перечисляют его одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства. Эти органы сами осуществляют распределение поступивших средств в соотношении, определенном законом (п. 250.5 НКУ).

img 5

Фрагмент приложения 1 к декларации экологического налога

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше