02.02.2009

О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства до утверждения смет на 2009 год

Письмо от 01.12.2008 г. № 3303-27/1103

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ДО УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТ НА 2009 ГОД

Письмо от 01.12.2008 г. № 3303-27/1103

 

Минэкономики рассмотрело письма о возможности организации процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства в конце текущего года, а также в начале нового года до утверждения смет на 2009 год.

Отношения в сфере государственных закупок регулируются в соответствии с Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017).

Согласно подпункту 4 пункта 2 Положения государственные средства — средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, государственные кредитные ресурсы, а также средства Национального банка, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования, которые направляются на приобретение товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности указанных органов, средства предприятий.

Подпунктом 13 пункта 2 Положения определено, что предприятия — государственные, в том числе казенные предприятия, учреждения и хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия и хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная доля акций (частей, паев) превышает 50 процентов.

Распорядителями государственных средств являются органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения и организации, определенные Конституцией Украины и законодательством, предприятия, а также предприятия, учреждения или организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей (подпункт 18 пункта 2 Положения).

Поскольку заказчиками являются, в частности, распорядители бюджетных средств, то в соответствии со статьей 23 Бюджетного кодекса Украины любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять только при наличии соответствующего бюджетного назначения. Несоблюдение этой нормы обуславливает приостановление бюджетных ассигнований или приостановление операции по бюджетным средствам (статья 117 Бюджетного кодекса Украины).

Частью 5 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины определено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и производят расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, согласно статье 46 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии с этой статьей Кодекса со следующими ограничениями:

1) расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться только на цели, определенные в законе о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотренные в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, поданного Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины;

2) ежемесячные расходы Государственного бюджета Украины не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 и частью 4 статьи 23 этого Кодекса;

3) до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период осуществлять капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного положения или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, расходов, связанных с капитализацией банков, и расходов, осуществляемых из Стабилизационного фонда.

В свою очередь главный распорядитель бюджетных средств получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до распорядителя бюджетных средств низшего уровня сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями.

При этом пунктом 45 постановления Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к исполнению смет бюджетных учреждений» предусмотрено, что в случае, когда бюджетная роспись на следующий год не утверждена в установленный законодательством срок, в обязательном порядке составляется временная роспись

бюджета на соответствующий период. Бюджетные учреждения составляют на этот период временные индивидуальные сметы или планы использований бюджетных средств, которые утверждаются их руководителями.

Так, учитывая, что Положение не содержит прямых ограничений по организации процедур закупок до утверждения сметы и с целью бесперебойной поставки отдельных видов товаров (предоставления услуг, выполнения работ), необходимых для эффективного функционирования организации, заказчик для обеспечения безотлагательных нужд в товарах, работах и услугах в следующем году может в конце текущего года (или в начале следующего) начать процедуру закупки по соответствующему предмету закупки,

исходя из его ожидаемой годовой стоимости при условии, что в договоре, а также основных условиях договора (проекте), являющегося неотъемлемой составляющей тендерной документации, запроса по ценовым предложениям будет предусмотрен соответствующий порядок выполнения договорных обязательств в зависимости от объемов реального финансирования, предусмотренного в смете организации. При этом в договоре необходимо обязательно предусматривать условие возникновения платежных обязательств заказчика, а для распорядителей бюджетных средств, исходя из части 1 статьи 23 Бюджетного кодекса Украины, предусматривать условие возникновения платежных обязательств при наличии соответствующего бюджетного назначения (бюджетных ассигнований) , поскольку согласно части 6 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины никакие обязательства, взятые физическими и юридическими лицами по средствам Государственного бюджета Украины без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законом о государственном бюджете Украины, не считаются бюджетными обязательствами.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПОК МОЖНО НАЧАТЬ ДО УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТ

Как известно, большинство бюджетных организаций должно быть обеспечено бесперебойной поставкой отдельных видов товаров и услуг, таких как продукты питания, медикаменты и т. п. В связи с этим возникли вопросы, касающиеся правомерности проведения закупок товаров, работ и услуг до утверждения смет, учитывая, что в соответствии с

п. 1 ст. 23 Бюджетного кодекса Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ) любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета можно осуществлять только при наличии соответствующего бюджетного назначения.

Если бюджетная роспись на следующий год не утверждена в установленный срок, то согласно

п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, в обязательном порядке составляется временная роспись бюджета на соответствующий период. Бюджетные учреждения должны составлять на этот период временные сметы, согласно которым и брать обязательства.

Минэкономики в своем

письме отмечает, что Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления КМУ от 19.11.2008 г. № 1017), которое является основным документом, регулирующим отношения в сфере государственных закупок, не содержит прямых ограничений по организации процедур закупок до утверждения сметы.

Таким образом, заказчик для обеспечения безотлагательных потребностей в товарах, работах или услугах в следующем году имеет право

в конце текущего года или в начале следующего начать процедуру закупки. Стоимость предмета закупки при этом определяется исходя из его ожидаемой годовой стоимости.

Также напомним положения

ст. 46 и 79 БКУ , согласно которым, если до начала нового бюджетного периода бюджет на этот период не утвержден, ежемесячные расходы государственного и местных бюджетов Украины не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Государственном бюджете Украины или решением соответствующего совета о бюджете на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 15 и ч. 4 ст. 23 БКУ.

Минэкономики отмечает, что условиями договора необходимо предусмотреть соответствующий порядок выполнения договорных обязательств

в зависимости от объемов реального финансирования, которое будет предусмотрено в смете. То есть в договоре следует записать, что после фактического утверждения сметы сумма обязательств по договору может быть откорректирована в соответствии со сметой.

Также Минэкономики указывает, что распорядители бюджетных средств в договоре обязательно должны предусмотреть как условие возникновения платежных обязательств — наличие бюджетных назначений.