16.03.2009

Предоставление платных услуг поликлиниками

Ответы на вопросы

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ПОЛИКЛИНИКАМИ

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Имеет ли право поликлиника проводить на платной основе обязательные медицинские осмотры, флюорографическое исследование?

Можно ли при расчете стоимости платных услуг включать в их цену рентабельность и в каком размере?

(г. Харьков)

 

Как определено в

ст. 49 Конституции Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР, каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ.

Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь

оказывается бесплатно.

Заведения и учреждения здравоохранения могут предоставлять платные услуги, определенные в

Перечне платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденном постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138 (далее — Перечень № 1138)*.

* См. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 8, с. 12.

В соответствии с

п. 13 раздела I Перечня № 1138 государственные и коммунальные заведения здравоохранения могут предоставлять лабораторные, диагностические и консультативные платные услуги по обращениям граждан, которые предоставляются без направления врачей.

Флюорография может быть методом как профилактических, так и диагностических исследований органов грудной клетки.

Таким образом, услуги по флюорографическим исследованиям могут предоставляться

на платной основе, однако только в случае обращений по вопросу проведения таких исследований пациентов по собственной инициативе, а не по направлению врача.

По поводу проведения платных медицинских осмотров отметим следующее.

Перечень работников, которые должны проходить обязательные медицинские осмотры, утвержден

постановлением КМУ «Об утверждении перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, порядка проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек» от 23.05.2001 г. № 559. В нем указаны как работники бюджетной сферы, так и работники других сфер. Именно по тому, относится ли работник к бюджетной сфере, и будет определяться источник финансирования медицинских осмотров.

Так, в соответствии с

п. 2 Порядка проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденного постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559, обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателей (предприятий, учреждений, организаций или физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, использующих труд наемных работников).

Расходы заведений и учреждений здравоохранения, связанные с проведением обязательных медицинских осмотров

работников бюджетных учреждений и организаций, покрываются за счет средств, предусмотренных сметой на содержание соответствующего заведения и учреждения здравоохранения. При этом, конечно же, такие средства должны обязательно планироваться в смете соответствующего заведения или учреждения здравоохранения (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 5, с. 17).

Работники предприятий, учреждений, организаций

независимо от формы собственности возмещают стоимость бланка личной медицинской книжки заведениям и учреждениям здравоохранения, которые проводят обязательные медицинские осмотры при прохождении предварительного профилактического медицинского осмотра до приема на работу, и в случае необходимости получения нового бланка этой книжки в связи с его потерей, порчей или невозможностью дальнейшего использования. Кроме того, указанный бланк работники могут приобрести за собственные средства в организациях, уполномоченных реализовать бланки строгой отчетности.

Граждане, занимающиеся индивидуальной деятельностью, проходят медицинский осмотр и получают личную медицинскую книжку

за собственные средства .

Следовательно, прохождение медосмотра будет бесплатным только для работников бюджетных организаций. Для всех других лиц такая услуга будет

платной.

Согласно

п. 8 раздела I Перечня № 1138 государственными и коммунальными заведениями здравоохранения могут проводиться на платной основе профилактические медицинские осмотры при приеме на работу и для получения удостоверения водителя транспортных средств (кроме случаев, когда медицинские осмотры проводятся по направлениям органов государственной службы занятости), медицинские осмотры для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданами, а также соответствующие периодические профилактические медицинские осмотры.

Вопросу калькуляции медицинских услуг была посвящена консультация специалистов контрольно-ревизионной службы «Предоставление платных услуг учреждениями здравоохранения» («Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 6, с. 15).

Что касается вопроса включения рентабельности в стоимость медицинских услуг, то

п. 12 приложения к постановлению КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548 (далее — постановление № 1548) Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предоставлены полномочия по регулированию (установлению) тарифов на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения. Таким образом, предельный уровень рентабельности устанавливается местными государственными администрациями, однако местные органы власти не всегда соблюдают требования постановления № 1548.

Например, в Харьковской области в настоящее время государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения,

не введено. На это также указывала Государственная инспекция по контролю за ценами в своем письме от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799 .

Таким образом, тарифы на платные медицинские услуги в Харьковской области

устанавливаются на рыночных принципах.

Кроме того, отметим, что ГНАУ не возражает относительно включения рентабельности в стоимость платных медицинских услуг. Так, в своем письме от 18.02.2004 г. № 1452/5/15-1316 она указывала, что «не будет нарушением действующего законодательства закладывание неприбыльными организациями — заведениями здравоохранения предельных размеров рентабельности при формировании стоимости платных медицинских услуг с дальнейшим зачислением средств, полученных от их предоставления, в состав смет (на спецсчет) на содержание таких неприбыльных организаций, если размеры рентабельности для формирования тарифов на медицинские услуги будут установлены соответствующим нормативным актом Министерства здравоохранения».