14.09.2009
ГЛАВНОЕ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ УКРАИНЫ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КМУ «О ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ И ПОСЕЛКОВЫХ СОВЕТОВ, ИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ» ОТ 03.06.2009 г. № 549
Письмо от 27.07.2009 г. № 25-18/924
Главное контрольно-ревизионное управление Украины рассмотрело письмо контрольно-ревизионного управления <...> о некоторых особенностях применения постановления Кабинета Министров Украины «О введении ограничений по проведению проверок деятельности сельских и поселковых советов, их исполнительных органов и должностных лиц» от 03.06.2009 № 549 (далее — постановление № 549) и сообщает следующее.
1. О сфере действия постановления № 549
Подпунктом 1 пункта 1 постановления № 549 органам исполнительной власти и их территориальным подразделениям, в том числе и ГлавКРУ и его территориальным подразделениям, поручается ограничить проведение проверок сельских и поселковых советов, их исполнительных органов и должностных лиц. Вместе с тем такое ограничение не касается проведения контрольных мероприятий по вопросам использования бюджетных средств и, в частности, тех, которые проводятся по обращениям физических и юридических лиц о нарушении соответствующим сельским или поселковым советом или должностным лицом их прав или по представлению соответствующим советом в орган исполнительной власти письменного обращения о проведении проверки.
Согласно части 1 статьи 55 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» постановления Кабинета Министров Украины, кроме постановлений, содержащих информацию с ограниченным доступом, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими постановлениями, но не ранее дня их опубликования.
Таким образом, постановление № 549 вступило в силу со дня его официального опубликования, т. е. с 10.06.2009.
2. О правомерности наложения административных взысканий на должностных лиц советов по ст. 1642 КУоАП, а также составлении протоколов по статьям 16412, 16414 КУоАП
Постановление № 549 не устанавливает ограничений по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Статьей 2341 КУоАП органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства по финансовым вопросам (статья 1642), нарушением порядка представления финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (статья 1666).
Согласно постановлению № 549 принимать решение о привлечении должностных лиц сельских и поселковых советов к административной ответственности необходимо в случае невыполнения ими в течение 30 дней после поступления предписаний об устранении выявленных нарушений.
При этом обращаем внимание, что при наложении административного взыскания необходимо учитывать требования Кодекса Украины об административных правонарушениях, в частности сроки наложения административных взысканий.
3. О правомерности неприменения финансовых санкций за нарушения, устраненные во исполнение обязательных требований
В соответствии с пунктом 10 Порядка остановки операций с бюджетными средствами, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 18.11.2002 № 213, на основании докладной записки должностного лица уполномоченного органа или информации об устранении бюджетного правонарушения уполномоченным органом, принявшим распоряжение об остановке операций с бюджетными средствами, или учреждением высшего уровня принимается распоряжение о возобновлении операций с бюджетными средствами.
Следовательно, если у уполномоченного органа имеется подтвержденная информация об устранении бюджетного правонарушения, то останавливать операции с бюджетными средствами и сразу же их возобновлять нецелесообразно.
Аналогично вопрос регулируется в отношении приостановления и уменьшения бюджетных ассигнований.
Учитывая указанное и требования абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 постановления № 549, в случае устранения бюджетного правонарушения финансовые санкции не применяются.
4. О сроке выполнения требования
Законом Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и постановлением № 549 не определяется конкретный срок выполнения требования органов ГКРС подконтрольным учреждением.
Вместе с тем согласно абзацу второму пункта 46 Порядка проведения инспекции государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 № 550, органы ГКРС должны указывать в требованиях сроки информирования объектом контроля о принятых мерах по устранению выявленных ревизией нарушений законодательства.
И. о. Председателя И. Искра
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ
И ПОСЕЛКОВЫХ СОВЕТОВ, ИХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Комментируемое
письмо касается действия постановления КМУ «О введении ограничений по проведению проверок деятельности сельских и поселковых советов, их исполнительных органов и должностных лиц» от 03.06.2009 г. № 549 (далее — постановление № 549), вступившего в силу 10.06.2009 г.Рассмотрим основные вопросы, на которые обращает внимание ГлавКРУ в своем
письме.1. Ограничения, определенные в
постановлении № 549, по проведению проверок деятельности сельских и поселковых советов, их исполнительных органов и должностных лиц, как отмечает ГлавКРУ, не касаются контрольных мероприятий по вопросам использования бюджетных средств. В первую очередь ограничения, определенные в постановлении № 549, не касаются проведения органами ГКРС контрольных мероприятий по обращению физических и юридических лиц и по представлению соответствующим советом обращения о проведения проверки.2. Как известно, работники органов ГКРС имеют право привлекать должностных лиц подконтрольных объектов к административной ответственности путем наложения админвзыскания.
Напомним, что работники органов ГКРС имеют право составлять протоколы об админправонарушениях по следующим
статьям Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП):— 1642 «Нарушения законодательства по финансовым вопросам»;
— 16412 «Нарушение законодательства о бюджетной системе Украины»;
— 16414 «Нарушение законодательства об осуществлении закупки товаров, работ и услуг за государственные средства»;
— 1666 «Нарушение порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица».
При этом в соответствии с
п. 1 раздела ІІІ Порядка оформления органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, утвержденного приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 12.03.2009 г. № 52 (далее — Порядок № 52), дела об административных правонарушениях по ст. 1642 и 1666 КУоАП рассматривают и налагают административные взыскания от имени органа ГКРС председатель ГлавКРУ и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители.Дела по нарушениям законодательства по
ст. 16412 и 16414 КУоАП согласно п. 1 раздела IV Порядка № 52 рассматриваются судом.Как отметило ГлавКРУ в
письме, принимать решение о привлечении должностных лиц сельских и поселковых советов к административной ответственности необходимо в случае невыполнения ими предписаний об устранении выявленных нарушений в течение 30 дней после их поступления.3. Также ГлавКРУ в
письме рассматривает вопрос о применении финансовых санкций. Здесь следует обратить внимание на то, что при полном устранении бюджетных правонарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, такие финансовые санкции, как остановка, приостановление и уменьшение бюджетных ассигнований, не применяются.При неполном устранении выявленных в ходе ревизии нарушений в соответствии с п. 46 Порядка проведения инспекции государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550, органы ГКРС направляют подконтрольному объекту письменное требование об устранении выявленных ревизией нарушений законодательства с указанием срока обратного информирования.