21.09.2009
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАЖА СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В связи с принятием постановления КМУ от 17.07.2009 г. № 730 просим разъяснить, какие периоды работы включаются в стаж службы в органах местного самоуправления:
— с 11.03.92 г. работник зачислен на должность кассира-счетовода сельского совета;
— с 31.07.98 г. работник переведен на должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии сельского совета;
— с 02.02.2009 г. работник переведен на должность главного бухгалтера сельского совета. Перевод состоялся на конкурсной основе. Работнику присвоен 15 ранг должностного лица органа местного самоуправления (7 категория), и принята присяга.
(Полтавская обл.)
Согласно
ст. 22 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III (далее — Закон № 2493) в стаж службы в органах местного самоуправления засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие этого Закона, а также на должностях и в органах, время работы на (в) которых засчитывается в стаж государственной службы.Стаж государственной службы исчисляется в соответствии с
Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 (далее — Порядок № 283), который применяется для установления госслужащим надбавки за выслугу лет, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и назначения пенсии.Как следует из
абз. 13 п. 2 Порядка № 283, в стаж госслужбы засчитывается работа на должностях в органах местного самоуправления, перечисленных в ст. 14 Закона № 2493, а также на других должностях, не указанных в этой статье и отнесенных КМУ к соответствующей категории должностей в органах местного самоуправления.Далее рассмотрим, какие периоды работы указанного в вопросе работника включаются в стаж службы в органах местного самоуправления.
Период работы в централизованной бухгалтерии (с 31.07.98 г. по 01.02.2009 г.)
. Период работы в централизованных бухгалтериях при органах местного самоуправления не засчитывается в стаж государственной службы. Такое утверждение неоднократно подтверждалось разъяснениями главного управления государственной службы Украины (см. письма от 27.07.2007 г. № 5997/47-07 // «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 1, с. 8, и от 19.03.2008 г. № 2335/47-08). Аргументы следующие:1. Централизованные бухгалтерии создавались для ведения бухгалтерского учета исполнения бюджета и смет расходов учреждений, которые находились на балансе сельских, поселковых и городских бюджетов. Создавались они как самостоятельные
структурные подразделения и не относились к органам местного самоуправления. Это следует из Положения о централизованной бухгалтерии при исполнительных комитетах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 22.12.80 г. № 655*.* Утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров УССР от 20.07.91 г. № 102.
К слову, Госказначейство также отмечало, что обособленные подразделения, созданные при исполнительных органах соответствующих местных советов как централизованные бухгалтерии, содержатся за счет местных советов, предусмотренных в сметах бюджетных учреждений, при которых они функционируют. То есть централизованные бухгалтерии не являются самостоятельными субъектами хоздеятельности (см.
письмо Госказначейства от 20.04.2007 г. № 3.4-07/1023-4899 // «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 18, с. 13).2. Должности работников централизованных бухгалтерий не относятся к должностям государственных служащих, работа на которых засчитывается в стаж государственной службы согласно
Порядку № 283.3. Централизованные бухгалтерии не относятся к органам, время работы в которых засчитывается в стаж работы на государственной службе в соответствии с
Порядком № 283.На этих основаниях
периоды работы в централизованных бухгалтериях в стаж государственной службы не зачисляются.Период работы на должности кассира-счетовода
(с. 11.03.92 г. по 30.07.98 г.). Должность кассира-счетовода относится к должностям служащих аппарата органов местного самоуправления (не относится к государственным служащим). Это следует из Классификатора профессий ДК 003-95, утвержденного приказом Госстандарта Украины от 27.07.95 г. № 257, и приложения 46 к постановлению КМУ «Об упорядочении условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 13.12.99 г. № 2288. Эти документы были действующими на период работы на должности кассира-счетовода.Согласно
п. 3 Порядка № 283 в стаж госслужбы засчитываются периоды работы на должностях служащих в органах, указанных в п. 2 Порядка № 283 и приложении к нему, если при продвижении по службе работники заняли должности государственных служащих.Что понимается под термином «продвижение по службе», разъяснило Главное управление государственной службы при КМУ в
Разъяснении от 01.01.99 г.Так, под термином «продвижение по службе» нужно понимать
непосредственный переход с должности служащего на должность государственного служащего в период работы в государственных органах, которые предусмотрены п. 2 Порядка № 283, и приложении к нему, а в случае перехода после 01.01.94 г. — при условии, что переход (перевод) состоялся на конкурсной основе.Однако в нашем случае продвижения по службе не произошло, поскольку с должности служащего (кассира-счетовода) работник не перешел непосредственно на должность государственного служащего. Поэтому период с 11.03.92 г. по 30.07.98 г. на должности кассира-счетовода
не включается в стаж государственной службы .Период работы на должности
главного бухгалтера сельского совета. С 02.02.2009 г. работник на конкурсной основе переведен на должность главного бухгалтера сельского совета, которая относится к категории должностей органов местного самоуправления согласно ст. 14 Закона № 2493. В связи с этим период работы с 02.02.2009 г. и по сегодняшний день засчитывается в стаж государственной службы.Согласно
ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII надбавка за выслугу лет выплачивается ежемесячно в процентах к должностному окладу с учетом доплаты за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в таких размерах: более 3 лет — 10 %, более 5 лет — 15 %, более 10 лет — 20 %, более 15 лет — 25 %, более 20 лет — 30 %, более 25 лет — 40 %.В связи с этим на сегодняшний день у работника нет стажа в органах местного самоуправления, который дает право на надбавку за выслугу лет.
Теперь что касается
постановления КМУ от 17.07.2009 г. № 730. Указанным постановлением п. 3 Порядка № 283 дополнен новым, двадцать пятым абзацем, согласно которому в стаж государственной службы засчитывается период работы на должности руководящих работников и специалистов в исполнительных органах ассоциаций органов местного самоуправления, если до этого работник состоял на государственной службе или службе в органах местного самоуправления и по окончании работы в указанных органах вернулся на государственную службу, службу в органах местного самоуправления.Согласно
ст. 1 Закона Украины «Об ассоциациях органов местного самоуправления» от 16.04.2009 г. № 1275-VI ассоциации органов местного самоуправления и их добровольные объединения — это добровольные неприбыльные объединения, созданные органами местного самоуправления с целью более эффективного осуществления своих полномочий, согласования действий органов местного самоуправления относительно защиты прав и интересов территориальных обществ, содействия местному и региональному развитию.Как следует из вопроса, работник не занимал должности руководящих работников и специалистов в исполнительных органах ассоциаций органов местного самоуправления, поэтому положения абзаца двадцать пятого п. 3 Порядка № 283 на него не распространяются.