28.06.2010

О применении КЭКР при оплате текущего ремонта и техобслуживания оборудования, отражении стоимости подаренных оконных блоков и работ по их замене в справке о поступлениях в натуральной форме

Письмо от 31.05.2010 г. № 15-04/1260-9359

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ КЭКР ПРИ ОПЛАТЕ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА И ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ, ОТРАЖЕНИИ СТОИМОСТИ ПОДАРЕННЫХ ОКОННЫХ БЛОКОВ И РАБОТ ПО ИХ ЗАМЕНЕ В СПРАВКЕ О ПОСТУПЛЕНИЯХ В НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ

Письмо от 31.05.2010 г. № 15-04/1260-9359

 

1. В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495 (далее — Инструкция),

оплата услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию оборудования, техники, механизмов, локальной сети, систем пожаротушения, охранной сигнализации и т. п. производится по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п.п. «з» п. 1.3.4 Инструкции).

Таким образом,

если в общую стоимость текущего ремонта включена стоимость отдельных деталей, расходы необходимо осуществлять по указанному коду.

2 — 3. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 659 «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлениям использования» благотворительные взносы и гуманитарная помощь по своей сути относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Согласно Положению об организации бухгалтерского учета и отчетности исполнения государственного и местных бюджетов в органах Государственного казначейства Украины, утвержденному приказом Государственного казначейства Украины от 28.11.2000 г. № 119, все операции по исполнению бюджетов в органах Государственного казначейства Украины подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо исключений.

Порядком обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденным приказом Государственного казначейства Украины от 25.05.2004 г. № 89 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.06.2004 г. под № 716/9315, определено, что в случае проведения операций распорядителями

в натуральной форме указанные операции проводятся в пределах плановых показателей и отражаются в бухгалтерском учете исполнения государственного бюджета. Распорядители не позднее последнего рабочего дня месяца составляют и подают в органы Государственного казначейства справку о поступлениях в натуральной форме.

Ответственность за законность и достоверность проведенных операций в натуральной форме несут распорядители бюджетных средств.

По КЭКР 1131 «

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование» осуществляются расходы на приобретение и изготовление мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.), жалюзи, роллетов, металлических решеток, оконных и дверных блоков и т. п. (п.п. «е» п. 1.3.1 Инструкции). Таким образом, подаренные оконные блоки отражаются по указанному коду экономической классификации расходов.

Если работы по замене окон относятся к ремонтным работам, то оплата услуг по текущему ремонту

зданий, помещений и т. п. производится по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п.п. «з» п. 1.3.4), капитальному ремонту — КЭКР 2130 «Капитальный ремонт».

Следовательно,

в справке о поступлениях в натуральной форме операции отражаются по соответствующим кодам экономической классификации расходов, соответствующим содержанию проведенных операций.

 

Первый заместитель Председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ОПЛАТА УСЛУГ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕМОНТНЫХ РАБОТ:

РАЗЪЯСНЯЕТ ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО

В данном

письме Госказначейство разъясняет порядок применения КЭКР при оплате услуг по проведению текущего ремонта и техническому обслуживанию необоротных активов. Учитывая особую актуальность этих вопросов, остановимся на них подробнее.

1. Известно, что порядок применения КЭКР при проведении работ, направленных на поддержание объектов необоротных активов в рабочем состоянии, зависит от характера осуществляемых операций.

Так, работы по выполнению текущего ремонта и техническому обслуживанию необоротных активов могут выполнять специализированные организации (подрядчики). В этом случае взаимоотношения между бюджетной организацией и подрядчиками должны быть оформлены соответствующим договором. В договоре необходимо предусмотреть сроки выполнения работ, права и обязанности сторон, порядок оплаты работ и пр. Также в договоре необходимо указать, за счет какой стороны (заказчика — бюджетного учреждения или подрядчика) будут приобретены материалы (детали) для ремонта. После окончания работ оформляются акты приемки-передачи выполненных работ, на основании которых осуществляется оплата подрядной организации за выполненные работы.

В соответствии с

Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495 (далее — Инструкция № 495), оплата услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию оборудования, техники, механизмов, локальной сети, систем пожаротушения, охранной сигнализации и т. п. осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». При этом Госказначейство в комментируемом письме обращает внимание на то, что если в общую стоимость ремонтных работ включена стоимость отдельных деталей (материалов), то они также оплачиваются по КЭКР 1134.

Другими словами, если стоимость деталей (материалов)

включена в стоимость услуг по выполнению текущего ремонта и техническому обслуживанию (при наличии подтверждающих документов), то такие расходы в общей сумме списываются на фактические расходы учреждения.

Также возможен вариант, когда бюджетная организация

самостоятельно приобретает детали (материалы, запчасти и пр.) для ремонта и технического обслуживания объектов необоротных активов. В этом случае необходимо помнить о том, что приобретенные материальные ценности приходуются на баланс и в бухгалтерском учете отражаются на соответствующих субсчетах:

— на

субсчете 202 «Оборудование, конструкции и детали к установке». Как отмечало Госказначейство в письме от 17.11.2008 г. № 15-04/2554-19642, на этом субсчете ведется учет строительных конструкций и деталей, в частности железобетонных и деревянных конструкций, блоков и сборных частей зданий и сооружений; сборных элементов; оборудования для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные котлы, радиаторы и т. п.). Кроме того, на этом субсчете также учитываются отечественное и импортное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, и другие материальные ценности, необходимые для строительства;

— на

субсчете 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» — в случае приобретения строительных материалов для текущего ремонта;

— на

субсчете 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию» — в случае приобретения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отработанных частей машин (медицинских, электронно-вычислительных и пр.), оборудования, тракторов, комбайнов, транспортных средств (моторы, автомобильные шины, включая покрышки, камеры и ободные полоски и др.), независимо от стоимости. Кстати, Госказначейство неоднократно подтверждало, что запчасти к оборудованию должны приходоваться на субсчете 238 (см. письмо от 19.06.2009 г. № 15-04/1643-10013 «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 30 и письмо от 17.03.2010 г. № 15-04/569-4783 «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 15).

После окончания ремонтных работ стоимость таких материальных ценностей, приобретенных учреждением, списывается на фактические расходы по

КЭКР 1131.

Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выполнению ремонтных работ.

Пример 1.

Учреждением заключен договор с подрядной организацией на выполнение работ по текущему ремонту медицинского оборудования. Согласно договору общая стоимость работ — 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.). После выполнения работ с подрядной организацией подписан акт выполненных работ. В акте отдельно указана стоимость деталей, использованных при проведении текущего ремонта — 4500 грн. Поскольку стоимость использованных материальных ценностей согласно договору включена в общую стоимость работ по выполнению текущего ремонта медицинского оборудования, их стоимость в составе общей стоимости выполненных работ по текущему ремонту оборудования относится на фактические расходы учреждения.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

КЭКР

дебет

кредит

1

Выполнены работы по текущему ремонту медицинского оборудования (на основании акта выполненных работ)

801 (802, 811)

675

7200

1134

2

Перечислена оплата за выполненные работы подрядной организации

675

321 (323)

7200

1134

 

Пример 2.

Бюджетным учреждением для проведения текущего ремонта лабораторного оборудования по КЭКР 1131 приобретены отдельные детали (комплектующие), общая стоимость которых составила 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.). Для выполнения работ по установке таких деталей учреждением заключен договор с сервисным центром (подрядной организацией). Стоимость таких работ составила 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.), расходы проведены по КЭКР 1134.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы детали (комплектующие) для проведения текущего ремонта лабораторного оборудования (без учета НДС)

238

675

2000

2

Отнесена на расходы сумма НДС

801 (802, 811)

675

400

3

Выполнены ремонтные работы (акт выполненных работ)

801 (802, 811)

675

1200

4

Списана стоимость деталей (комплектующих), использованных при проведении текущего ремонта лабораторного оборудования

801 (802, 811)

238

2000

5

Перечислена оплата сервисному центру за выполненные работы

675

321 (323)

1200

6

Перечислена оплата за детали (комплектующие)

675

321 (323)

2400

 

Пример 3.

Бюджетным учреждением для проведения текущего ремонта компьютерной техники по КЭКР 1131 приобретены отдельные детали (комплектующие), общая стоимость которых составила 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Текущий ремонт выполнен собственными силами учреждения. В акте также зафиксировано, что после ремонта извлечены комплектующие, которые могут быть в дальнейшем использованы при ремонте другой компьютерной техники. Их оценочная стоимость составила 70 грн., о чем комиссией составляется акт оценки.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы детали (комплектующие) для проведения текущего ремонта компьютерной техники (без учета НДС)

238

675

1500

2

Отнесена на расходы сумма НДС

801 (802, 811)

675

300

3

Перечислена оплата за комплектующие (расходные материалы)

675

321 (323)

1800

4

Списана стоимость комплектующих, использованных при проведении текущего ремонта (акт выполненных работ)

801 (802, 811)

238

1500

5

Оприходованы комплектующие, пригодные к дальнейшему использованию *

323

711

70

364

323

70

238

364

70

* В орган Госказначейства до окончания отчетного периода предоставляется Справка о поступлениях в натуральной форме.

 

И еще один момент. Независимо от того, каким образом выполнялись ремонтные работы, после проведения ремонта объектов необоротных активов необходимо оформить Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов формы № ОЗ-2 (бюджет). Кроме того, в инвентарной карточке учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) нужно выполнить соответствующие записи о проведении ремонта такого объекта.

2. Ситуации, когда бюджетные учреждения получают благотворительные взносы и гуманитарную помощь, стали уже привычными. Такие поступления (как в виде денежных средств, так и в натуральной форме) относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений, требования к поступлению и использованию которых определены

постановлением КМУ от 17.05.2002. г. № 659.

В данном

письме Госказначейство рассматривает ситуацию, когда бюджетное учреждение получило в виде подарка оконные блоки.

В соответствии с

Инструкцией № 495 расходы на приобретение и изготовление мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.), жалюзи, роллетов, металлических решеток, оконных и дверных блоков осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».

Оконные блоки, полученные бюджетным учреждением в качестве подарка, должны быть оприходованы на баланс учреждения

на субсчете 202 «Оборудование, конструкции и детали к установке» в общем порядке. На этот момент Госказначейство обращало внимание в письме от 17.11.2008 г. № 15-04/2554-19642. На этом субсчете они будут числиться до того момента, пока их установят.

После того как учреждением получены оконные блоки, вопрос об их установке может быть решен одним из следующих способов: установкой занимается сторонняя организация либо установка осуществляется собственными силами учреждения.

Если установкой окон будет заниматься сторонняя организация, то встает вопрос об оплате услуг за установку окон. При этом имеет значение, меняются ли окна при проведении текущего или же капитального ремонта здания.

Так, если проводится:

текущий ремонт зданий, сооружений, то оплата за такие услуги осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»;

капитальный ремонт зданий, сооружений — оплата осуществляется по КЭКР 2130 «Капитальный ремонт».

Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете операций по получению оконных блоков и их установке.

Пример 1.

Учреждением в качестве подарка получены оконные блоки на сумму 6000 грн. Работы по установке оконных блоков выполнены по договору сторонней организацией, что подтверждено актом выполненных работ. Стоимость работ по установке — 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). После демонтажа старых окон остались отходы древесины, которые могут быть использованы в отопительный сезон. Комиссией составлен акт оценки отходов, стоимость которых составила 350 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Получены в качестве подарка оконные блоки *

324

712

6000

364

324

6000

202

364

6000

2

Выполнены работы по установке окон (на основании акта выполненных работ)

801 (802, 811)

675

1800

3

Списана на фактические расходы стоимость установленных окон

812

202

6000

4

Перечислена оплата за выполненные работы подрядной организации

675

321 (323)

1800

5

Оприходованы отходы древесины, оставшиеся после демонтажа старых окон *

323

711

350

364

323

350

239

364

350

* В орган Госказначейства до окончания отчетного периода предоставляется Справка о поступлениях в натуральной форме.

 

Пример 2.

Учреждением в качестве подарка получены оконные блоки на сумму 6000 грн. Работы по установке оконных блоков выполнены собственными силами учреждения. После демонтажа старых окон остались отходы древесины, которые могут быть использованы в отопительный сезон. Комиссией составлен акт оценки отходов, стоимость которых составила 350 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Получены в качестве подарка оконные блоки *

324

712

6000

364

324

6000

202

364

6000

2

Списана на фактические расходы стоимость установленных окон

812

202

6000

3

Оприходованы отходы древесины, оставшиеся после демонтажа старых окон *

323

711

350

364

323

350

239

364

350

* В орган Госказначейства до окончания отчетного периода предоставляется Справка о поступлениях в натуральной форме.

 

Как указывает Госказначейство в комментируемом

письме, все операции по выполнению бюджетов в органах Госказначейства подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо исключений, в том числе и операции по получению подарков бюджетными учреждениями в натуральной форме. Информацию о поступлениях в натуральной форме бюджетные учреждения отражают в Справке о поступлениях в натуральной форме, которую необходимо предоставлять в орган Госказначейства не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

Приведем пример заполнения такой Справки (извлечение), используя данные примера 2.

 

Додаток 51

до Порядку обслуговування державного

бюджету за видатками

ДОВІДКА

ПРО НАДХОЖДЕННЯ У НАТУРАЛЬНІЙ ФОРМІ

за

червень 20 10   року
(місяць)                 

(грн.)

Показники

Загальний фонд

Спеціальний фонд

надходження

касові видатки

надходження

касові видатки

1

2

3

4

5

Надходження — усього

6350

6350

у тому числі:

 

 

 

 

Кошти, що отримуються бюджетними установами від реалізації майна25010400

 

 

350

350

Благодійні внески, гранти та дарунки, отримані бюджетними установами 25020100

6000

6000

Видатки — усього

6350

6350

у тому числі

 

 

 

 

Предмети, матеріали, обладнання та інвентар, у тому числі м’який інвентар та обмундирування 1131

6350

6350