31.10.2011

Списание медицинских ртутных термометров

Ответы на вопросы

СПИСАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РТУТНЫХ ТЕРМОМЕТРОВ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В нашем медицинском заведении есть несколько медицинских ртутных термометров, которые непригодны к дальнейшему использованию, в связи с чем возникла необходимость их списания.

Как правильно оформить списание термометров? Какая организация занимается их утилизацией?

(г. Черновцы)

 

В первую очередь напомним, что мелкий медицинский инвентарь, в том числе

термометры, ланцеты, пинцеты, иглы и т. п., учреждений, в сметах которых расходы на его приобретение предусмотрены по коду экономической классификации расходов 1132 «Медикаменты и перевязочные материалы», учитывается на субсчете 233 «Медикаменты и перевязочные средства» как запасы учреждения.

При списании медицинских термометров следует руководствоваться

Типовой инструкцией о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447 (далее — Инструкция № 447), и Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125 (далее — Инструкция № 125).

В частности,

п. 69 Инструкции № 125 предусмотрено, что списание с баланса учреждения малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инструментов, медицинского инвентаря и других запасов, ставших непригодными, осуществляется на основании Акта списания (форма № З-2), форма которого утверждена приказом Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.

Акты списания составляются постоянно действующей комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения в соответствии с

п. 6 Инструкции № 447, и утверждаются руководителем учреждения. В таких документах указываются данные, характеризующие запасы: наименование и краткое описание, срок нахождения в эксплуатации, количество и стоимость запасов, подлежащих списанию. Подробно указываются причины списания и способ уничтожения непригодных запасов (если их реализация невозможна).

На основании утвержденного акта списания производятся записи в

мемориальном ордере № 13 «Накопительная ведомость расходования материалов» (типовая форма № 396 (бюджет)).

Что касается утилизации списанных медицинских ртутных термометров, то отметим следующее.

Основные правовые, организационные и экономические принципы деятельности, связанной с предотвращением либо уменьшением объемов образования отходов, их сбором, перевозкой, хранением, обработкой, утилизацией и удалением, обезвреживанием и захоронением, а также с предотвращением негативного воздействия отходов на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Украины, определены

Законом Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР (далее — Закон об отходах). Так, согласно этому Закону отходами считаются любые вещества, материалы и предметы, образовавшиеся в процессе производства или потребления, а также товары, которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и непригодны к дальнейшему использованию по месту их образования либо выявления и от которых их собственник избавляется, намеревается либо должен избавиться путем утилизации либо удаления.

В связи с этим непригодные для дальнейшего использования медицинские термометры следует рассматривать как отходы. При этом нужно также учитывать, что термометры содержат ртуть — чрезвычайно токсичное вещество. Отметим, что согласно

п. 17 разд. «А» Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120, отходы, содержащие ртуть и соединения ртути, являются опасными.

В соответствии со

ст. 1 Закона об отходах опасными являются отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и требуют специальных методов и средств обращения с ними.

Следует отметить, что согласно

ст. 33 Закона об отходах запрещаются несанкционированный сброс и размещение отходов, в том числе бытовых, в подземных горизонтах, на территории городов и других населенных пунктов, на территориях природно-заповедного фонда, на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где это может создавать опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Также запрещены смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология.

Лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность

за самовольное размещение либо удаление отходов (п. «б» ч. 1 ст. 42 Закона об отходах). В частности, ст. 82 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП) установлено, что нарушение требований по обращению с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления либо захоронения влечет за собой наложение штрафа на граждан от 20 до 80 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан* (ннмдг) и на должностных лиц, граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 50 до 100 ннмдг.

* Не облагаемый налогом минимум доходов граждан равен 17 грн.

Кроме того, предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц (

от 2 до 5 ннмдг) за смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды (ст. 824 КУоАП).

Таким образом, списанные медицинские термометры обязательно должны быть переданы на утилизацию и в любом случае не должны попасть в обычный мусорный контейнер для бытовых отходов. В свою очередь, возникает следующий вопрос: кто именно осуществляет утилизацию опасных отходов?

По этому поводу в

ст. 351 Закона об отходах указывается, что опасные отходы в составе бытовых отходов собираются отдельно от других видов бытовых отходов, а также должны отделяться на этапе сбора или сортировки и передаваться специализированным предприятиям, получившим лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.

Заметим, что на практике достаточно часто физические лица и организации обращаются в Госсанэпидемслужбу по вопросу утилизации термометров и других подобных предметов. Однако к компетенции Госсанэпидемслужбы в сфере обращения с отходами в соответствии со

ст. 24 Закона об отходах относится в первую очередь осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением государственных санитарных норм, правил, гигиенических нормативов при образовании, сборе, перевозке, хранении, обработке, утилизации, удалении, обезвреживании и захоронении отходов, и никоим образом не проведение работ по утилизации отходов.

В то же время согласно

п. «в» ст. 21 Закона об отходах к полномочиям органов местного самоуправления относятся, в частности, организация сбора и удаление бытовых отходов, в том числе отходов мелких производителей, создание полигонов для их захоронения, а также организация раздельного сбора полезных компонентов этих отходов и предоставление разрешений на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на соответствующей территории поселка или города.

Следовательно, для утилизации таких опасных отходов, как медицинские ртутные термометры, нужно обратиться к специализированному предприятию, имеющему лицензию на осуществление этих операций. Подобные предприятия по большей части имеются в каждом регионе, а также в крупных населенных пунктах (областных центрах). С целью получения информации о наличии в конкретном городе (районе, области) предприятий, специализирующихся на сборе и утилизации отходов (в том числе и опасных), советуем обратиться в соответствующий орган местного самоуправления. Поскольку вопросы централизованного сбора, удаления и утилизации опасных отходов на сегодняшний день остаются до конца не урегулированными, то подходы к их решению на местном уровне могут быть достаточно разными.

Также следует обратить внимание, что утилизация отходов производится за счет учреждения или организации, которой они принадлежат. Ведь

ст. 41 Закона об отходах определено, что финансирование мероприятий в сфере обращения с отходами осуществляется за счет средств производителей отходов и их собственников. При этом согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, расходы на оплату услуг по утилизации отходов, в том числе с содержанием вредных веществ, и/или их захоронению осуществляются по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».