31.10.2011

Нормы списания дров и угля

Ответы на вопросы

НОРМЫ СПИСАНИЯ ДРОВ И УГЛЯ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Учреждения сельского совета отапливают помещения в зимний период дровами твердых пород и каменным углем.

Каким нормативным документом пользоваться в отношении нормы потребления, порядка расчета потребности в дровах и угле для отопления? Какие документы для этого нужно оформить? Как правильно списать расходы в бухгалтерском учете?

(Харьковская обл.)

 

К сожалению, в некоторых регионах Украины и до сих пор помещения отапливают с помощью дров и угля. Это связано с тем, что газификация сельской местности очень дорогой и трудоемкий процесс. Именно в таких местностях появляются вопросы, касающиеся норм списания дров и угля.

В первую очередь отметим, что отопление дровами и углем осуществляют с помощью котлов или же печи.

Отопление с помощью котлов (паровых и водогрейных) является более современным методом отопления.

Паровой котел

— это устройство, которое имеет топку и обогревается продуктами сожженного в нем топлива и предназначено для получения пара с давлением выше атмосферного, используемого вне самого устройства.

Водогрейный котел

— это устройство, которое имеет топку и обогревается продуктами сожженного в нем топлива и предназначено для нагревания воды, находящейся под давлением выше атмосферного и используемой в качестве теплоносителя вне самого устройства.

В случае отопления с помощью котлов нормы расходов твердого топлива в зависимости от типа и марки котла определены

Межотраслевыми нормами расходов топлива для отопительных котлов, эксплуатируемых в Украине, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по энергосбереженю от 07.05.2001 г. № 46 (далее — приказ № 46), которые распространяются на предприятия, учреждения и организаций всех форм собственности и на все котлы, эксплуатируемые в Украине, кроме импортных (за исключением приобретенных в республиках бывшего СССР) и бытовых котлов.

Это что касается отопления с помощью котлов. Но к сожалению, в некоторых регионах Украины еще применяется печное отопление без котлов, при котором помещение обогревается теплом, выделяемым печью. Для такого вида отопления нормативов расходования твердого топлива нет.

Однако следует вспомнить, что в соответствии с

п. 3 ст. 17 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV к полномочиям местной государственной администрации в сфере социально-экономического развития отнесено составление необходимых для управления социально-экономическим развитием соответствующей территории балансов трудовых, материально-финансовых и других ресурсов, местных строительных материалов, топлива; определение необходимого уровня обслуживания населения согласно нормативам минимальных социальных нужд; произведение расчета средств и определение объема услуг, необходимых для обеспечения предусмотренного законодательством уровня минимальных социальных нужд.

В связи с этим с запросом о нормах расходования твердого топлива при печном отоплении можно в письменном виде обратиться в местную администрацию.

Если местная администрация не ответит на запрос, то такие нормы можно определить самостоятельно расчетным путем, учитывая данные об использовании твердого топлива за прошлые годы. Расчетные нормы расходов топлива следует утвердить приказом руководителя учреждения.

Что касается учета дров и угля, то напомним: такие товарно-материальные ценности относятся к запасам и должны учитываться на

субсчете 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы», который предназначен для учета всех видов топлива, горючего и смазочных материалов, находящихся на складах или в кладовых (дрова, уголь, торф, бензин, газ, мазут, автол и т. п.), а также непосредственно у материально ответственных лиц. Руководствоваться при этом следует Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125 (далее — Инструкция № 125).

Топливо должно учитываться по месту его ответственного хранения (нахождения) и в бухгалтерии.

Ответственность за прием, хранение и отпуск топлива возлагается на материально ответственное лицо, назначенное приказом руководителя учреждения, с которым заключен письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

При получении топлива материально ответственное лицо на документе поставщика или акте о приеме запасов должно расписаться в получении ценностей и принять их на ответственное хранение.

По месту ответственного хранения учет ведется материально ответственным лицом в Книге складского учета запасов типовой формы № З-9, форма которой утверждена

Инструкцией о составлении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Выдача топлива со склада осуществляется по накладной (требованию) типовой формы № З-3 или по заборной карте типовой формы № З-5, которая применяется при ежедневном или регулярном отпуске материальных ценностей.

В бухгалтерии учет запасов учреждения ведется в количественном и суммарном измерениях по наименованиям запасов и в разрезе материально ответственных лиц.

Бухгалтерия учреждения систематически сверяет свои записи об учете запасов с записями, которые ведут материально ответственные лица по местам хранения (нахождения) запасов. Для этого материально ответственными лицами ежемесячно предоставляются в бухгалтерию приходные и расходные документы с реестром подачи документов, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр реестра после проверки правильности оформления первичных документов возвращается материально ответственному лицу, а второй остается в бухгалтерии

(п. 60 Инструкции № 125).

Списание с бухгалтерского учета израсходованного топлива должно осуществляться в объемах,

не превыщающих установленных норм расходов.

Выбытие и перемещение топлива отражается в

мемориальном ордере № 13 — Накопительная ведомость расходования материалов (форма № 396 (бюджет)).