31.10.2011
НДС И УСЛУГИ по ЗДРАВООХРАНЕНИю
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Многопрофильная клиническая больница имеет лицензию Минздрава на оказание медицинских услуг и предоставляет следующие платные услуги:
— медосмотры работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, обязательность проведения которых предусмотрена приказом Минздрава от 21.05.2007 г. № 246;
— профилактические медосмотры с выдачей личных медицинских книжек, обязательность проведения которых предусмотрена постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559;
— специализация (интернатура) выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений III — IV уровней аккредитации, медицинских факультетов университетов, обязательность проведения которой предусмотрена приказом Минздрава от 19.09.96 г. № 291;
— медицинское обслуживание иностранных граждан;
— проведение клинических исследований лекарственных средств по заказу иностранных и отечественных компаний;
— сдача в аренду помещений.
Являются ли перечисленные платные услуги государственными услугами и распространяется ли на них действие п.п. 197.1.18. ст. 197 Налогового кодекса Украины?
(г. Днепропетровск)
В соответствии
с п.п. 197.1.18 ст. 197 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) от налогообложения освобождаются операции по поставке государственных платных услуг физическим или юридическим лицам органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством предоставлять указанные услуги, обязательность получения (предоставления) которых устанавливается законодательством, включая плату за регистрацию, выдачу лицензии, сертификатов в виде сборов, государственной пошлины и т. п.При этом согласно
постановлению КМУ «О мерах по упорядочению административных услуг» от 17.07.2009 г. № 737 (далее — постановление № 737) под государственными (административными) услугами следует понимать услуги, являющиеся результатом осуществления субъектом полномочий на принятие согласно нормативно-правовым актам по обращению физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и/или на выполнение лицом определенных законом обязательств (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т. п.).К
административным услугам относятся:— выдача лицензий, разрешений и других документов разрешительного характера, сертификатов, свидетельств, аттестатов, удостоверений;
— регистрация (фактов, субъектов, прав, объектов, в том числе легализация субъектов и актов (документов), нострификация и верификация);
— другие виды деятельности независимо от названия, в результате осуществления которых заинтересованным физическим и юридическим лицам, а также объектам, которые находятся в собственности, владении или пользовании таких лиц, предоставляется или подтверждается определенный юридический статус и/или факт.
К административным услугам не принадлежат контрольная деятельность (проведение проверки, ревизии, инспектирование и т. д.), образовательные,
медицинские и хозяйственные услуги, предоставляемые органами исполнительной власти, государственными предприятиями и организациями (п. 1 постановления № 737).Перечни административных услуг и размер платы за их предоставление устанавливаются с учетом экономически обоснованных расходов и
Методики определения себестоимости платных административных услуг, утвержденной постановлением КМУ от 27.01.2010 г. № 66.Обращая внимание на особенности освобождения от налогообложения государственных услуг, ГНАУ в
письме от 23.03.2011 г. № 3587/5/16-1516 пришла к выводу, что для применения нормы, предусмотренной п.п. 197.1.18 ст. 197 НКУ, необходимо одновременное выполнение таких условий:— услуги должны предоставляться
органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также другими лицами, уполномоченными такими органами или законодательством предоставлять указанные услуги;— предоставляемые услуги должны быть
платными ;—
обязательность получения физическими и юридическими лицами услуг должна быть установлена законодательством;— средства за оказанные услуги должны
поступать в бюджет в полном объеме.Разберемся, соответствует ли городская многопрофильная больница вышеуказанным критериям.
Для этого прежде всего обратимся к
Перечню заведений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава от 28.10.2002 г. № 385. В соответствии с этим документом многопрофильная больница относится к лечебно-профилактическим заведениям. Из этого следует, что многопрофильная больница является одним из видов заведений здравоохранения и поэтому не может быть отнесена к органам исполнительной власти и местного самоуправления.Что касается органов исполнительной власти, то их организационная структура и схема взаимодействия установлены
Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010.Таким образом, многопрофильная больница не может соответствовать вышеприведенным критериям, которые дают право на освобождение от обложения НДС платных услуг и соответственно воспользоваться
п.п. 197.1.18 ст. 197 НКУ.Платные услуги, предоставляемые многопрофильной клинической больницей в рассматриваемой ситуации, включены в
Перечень платных услуг, предоставляемых в государственных заведениях здравоохранения и высших учебных медицинских заведениях образования, утвержденный постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138 (далее — Перечень № 1138).Средства, получаемые заведением здравоохранения от предоставления платных услуг, относятся к собственным поступлениям такого заведения согласно
ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.В связи с этим обращаем внимание на то, что заведения здравоохранения при оказании платных услуг по здравоохранению, на предоставление которых имеется соответствующая лицензия Минздрава, должны руководствоваться
п.п. 197.1.5 ст. 197 НКУ. В соответствии с данным подпунктом освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по здравоохранению заведениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также поставке услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, имеющими лицензию на поставку таких услуг в соответствии с законодательством.Исключение из этого правила касается следующих услуг:
а) предоставление косметологической помощи, кроме предоставляемой по медицинским показаниям;
б) массаж для укрепления здоровья взрослого населения, коррекции осанки и т. п.;
в) проведение профилактических медицинских осмотров с подготовкой заключения о состоянии здоровья по просьбе граждан;
г) проведение гигиенической экспертизы проектных материалов и предварительных проектных предложений, в том числе в отношении размещения объекта, а также нормативной документации на новые технологии производства продукции и новые виды продукции по заявке заказчика, гигиеническая оценка образцов новых видов продукции;
ґ) предоставление консультационной помощи по вопросам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы;
д) обследование по заявке заказчика объектов, которые строятся, реконструируются или функционируют, с целью их соответствия санитарному законодательству;
е) проведение по заявке заказчика токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических, физиологических и других обследований с целью определения безопасности продукции для здоровья человека;
є) выдача субъектам хозяйствования разрешений на производство, использование, транспортировку, хранение, реализацию, захоронение, уничтожение, утилизацию продукции и веществ отечественного и импортного производства, потенциально опасных для здоровья человека;
ж) предоставление юридическим и физическим лицам консультационной помощи по вопросам применения законодательства о здравоохранении, в том числе по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения;
з) проведение медицинского осмотра лиц для выдачи:
— разрешения на право получения и ношения оружия гражданам, кроме военнослужащих и должностных лиц, ношение оружия которыми предусмотрено законодательством;
— соответствующих документов на выезд граждан за границу по вызову родственников, проживающих в зарубежных странах, оздоровление в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в служебные командировки (кроме государственных служащих, работа которых связана с такими выездами и которые имеют соответствующие медицинские документы);
— удостоверения водителя транспортного средства;
и) медицинское обслуживание съездов, конференций, симпозиумов, фестивалей, совещаний, соревнований и т. п.;
і) медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских заведениях с улучшенным сервисным обслуживанием;
ї) организация медицинского контроля за лицами, занимающимися физической культурой и спортом в оздоровительных заведениях;
й) проведение профилактических прививок гражданам, выезжающим за границу по вызову, для оздоровления в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в туристические путешествия (кроме выезжающих на лечение и в служебные командировки);
к) составление по заявкам заказчиков санитарных паспортов радиотехнических объектов и проведение исследований для их подтверждения;
л) проведение по заявкам заказчиков государственной санитарно-гигиенической экспертизы по аккредитации и аттестации предприятий, учреждений, организаций на право проведения токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических и других исследований;
м) определение по заявкам заказчика вредных и опасных факторов производственной среды, технологического и трудового процессов, проведение исследований для разработки средств и мероприятий по устранению или уменьшению их опасного действия;
н) обучение по заявкам заказчиков на рабочих местах специалистов предприятий, учреждений, организаций в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, государственных научно-исследовательских институтах гигиенического и эпидемиологического профиля, а также специалистов предприятий, учреждений, организаций, проведение санитарно-гигиенических и бактериологических исследований;
о) предоставление по заявкам заказчиков услуг по организации работы ведомственных санитарных лабораторий, оснащение их медицинской техникой (оборудованием, аппаратурой, приборами); обучение на месте специалистов таких лабораторий методике проведения санитарно-гигиенических исследований.
Все эти вышеперечисленные платные услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения,
подлежат обложению НДС по ставке 20 %.Таким образом,
платные услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения, освобождаются от обложения НДС при условии, что:— заведение здравоохранения предоставляет платные услуги, указанные в
Перечне № 1138, при наличии лицензии на их предоставление. Заметим, что ГНАУ в письме от 01.02.2011 г. № 2533/7/16-1517 обращала внимание на то, что применять п.п. 197.1.5 ст. 197 НКУ имеют право исключительно заведения здравоохранения, имеющие лицензию на поставку услуг в сфере здравоохранения;— такие платные услуги не указаны в вышеприведенном перечне исключений.
В том случае, если хотя бы одно из этих условий не выполняется, заведение здравоохранения должно облагать предоставляемые платные услуги налогом на добавленную стоимость по ставке 20 %.