19.03.2012
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ
ОБ ОРИЕНТИРОВОЧНОМ ПОЭТАПНОМ ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ У ОДНОГО УЧАСТНИКА
Письмо-разъяснение от 07.03.2012 г. № 3302-04/8710-12
Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития) в связи с многочисленными обращениями субъектов сферы государственных закупок по вопросам закупки товаров и услуг, определенных частью четвертой статьи 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (с изменениями) (далее — Закон), в частности электрической энергии, услуг по ее снабжению, передаче и распределению; централизованному снабжению тепловой энергией; природного и нефтяного газа и услуг по его транспортировке, распределению и поставке; услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению оказывает методологическую помощь относительно ориентировочного поэтапного порядка проведения процедуры закупки у одного участника вышеупомянутых товаров и услуг.
1. Формирование (составление) и утверждение Заказчиком годового плана закупок (внесение изменений в него) согласно статье 4 и части четвертой статьи 11 Закона.
Справочно:
Годовой план закупок утверждается решением комитета по конкурсным торгам (далее — комитет), которое оформляется протоколом заседания комитета.
Годовой план составляется и заполняется в соответствии с формой и инструкцией к ней, утвержденными приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» в редакции приказа Минэкономразвития от 27.12.2011 г. № 428.
В годовом плане указывается ожидаемая стоимость закупки в соответствии с потребностями Заказчика. В дальнейшем ожидаемая стоимость может быть откорректирована путем внесения соответствующих изменений.
Годовой план и приложение к нему не подлежат обнародованию в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок (далее — Вестник государственных закупок) и на веб-портале Уполномоченного органа по адресу www.tender.me.gov.ua (далее — веб-портал).
Годовой план, изменения к нему направляются Государственной казначейской службе и Уполномоченному органу в течение 5 рабочих дней со дня утверждения.
2. Решения о применении процедуры закупки у одного участника на основании пункта 2 части второй статьи 39 Закона и результаты проведенных предварительных переговоров оформляются протоколом заседания комитета.
Справочно:
В протоколе заседания комитета указывается наименование предмета закупки, основание применения процедуры закупки в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 39 (отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем) в отсутствие при этом альтернативы), ожидаемая стоимость, наименование участника, а также ссылка на проведение предварительных переговоров с участником (если переговоры проведены в тот же день). Если предварительные переговоры проведены после принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника (до опубликования информации о применении процедуры закупки у одного участника), результаты предварительных переговоров оформляются отдельным протоколом заседания комитета.
Обоснование применения процедуры закупки у одного участника может содержать ссылку на нормативно-правовые акты, в частности статью 5 Закона Украины «О естественных монополиях» и пункт 6.4 Распоряжения Антимонопольного комитета Украины от 12.12.2006 г. № 537-р «Об утверждении Положения о составлении и ведении перечня субъектов естественных монополий», которым установлено, что перечень субъектов естественных монополий (далее — Перечень) в установленном порядке размещается на официальном веб-сайте Антимонопольного комитета Украины.
Как пример согласно пункту 6 Перечня, ПАТ «Киевэнерго» занимает монопольное положение на рынке поставки тепловой энергии в городе Киеве.
Частью второй статьи 5 данного Закона предусмотрено, что перечень субъектов естественных монополий составляется и ведется Антимонопольным комитетом Украины.
Указанный перечень субъектов естественных монополий размещен на официальном веб-сайте Антимонопольного комитета в установленном порядке.
При этом в соответствии со статьей 13 указанного Закона национальные комиссии регулирования естественных монополий, в частности, составляют и ведут реестры субъектов естественных монополий, деятельность которых регулируется в соответствии с данным Законом.
3. В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника Заказчик обеспечивает опубликование информации о применении процедуры закупки у одного участника в Вестнике государственных закупок и обнародование на веб-портале указанной информации, а также одновременное обнародование обоснования о применении указанной процедуры на веб-портале.
Справочно:
В соответствии с частью первой статьи 39 Закона Заказчик обеспечивает опубликование в Вестнике государственных закупок и размещение нна веб-портале необходимой информации о применении процедуры закупки у одного участника и размещение на веб-портале обоснования применения процедуры закупки у одного участника.
Обеспечением опубликования/обнародования являются направление и регистрация информации и обоснование в ГП «Внешторгиздат Украины» в течение трех рабочих дней с даты заседания комитета по конкурсным торгам (например, комитет принял решение 1 числа обеспечить опубликование необходимо до 4 числа включительно).
Формы составления и инструкции по заполнению информации и обоснования применения процедуры закупки у одного участника утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 в редакции приказа Минэкономразвития от 27.12.2011 г. № 428.
В пунктах 6 и 7 обоснования указывается, что участник включен в перечень субъектов естественных монополий, размещенный на официальном веб-сайте
Антимонопольного комитета в соответствии с Законом Украины «О естественных монополиях». /p>Если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную
для товаров — 200 тыс. евро;
для услуг — 300 тыс. евро;
для работ — 500 тыс. евро
информация о применении процедуры закупки у одного участника дополнительно размещается в международном информационном издании по вопросам государственных закупок.
44. Проведение окончательных переговоров с участником по согласованию основных условий договора, по результатам чего составляется протокол переговоров.
Справочно:
Участник предоставляет Заказчику /font> подтверждение соответствия квалификационным критериям согласно статье 16 Закона.
Протокол переговоров является основанием для дальнейшего осуществления акцепта предложения участника.
5. В соответствии с абзацем первым части третьей статьи 39 Закона Заказчик не позднее пяти дней сс момента опубликования информации о применении процедуры закупки у одного участника принимает решение об определении победителя процедуры закупки и акцептует его предложение.
Справочно:
Решение принимается комитетом по конкурсным торгам Заказчика, которое /font>оформляется протоколом в произвольной форме. Срок принятия решения — не позднее пяти дней, именно с момента опубликования информации о применении процедуры закупки у одного участника в Вестнике государственных закупок.
ВВ соответствии с письмом Минэкономразвития от 29.02.2012 г. № 3302-04/7500-06 (размещено на официальном веб-сайте Минэкономразвития по адресу www.me.gov.ua в рубрике «Государственные закупки», подрубрике «Разъяснения о применении законодательства в сфере государственных закупок»), во-первых, в случае, если до определения победителя состоялось изменение цен (тарифов), то конечная цена согласовывается при проведении окончательных переговоров с учетом утвержденных (введенных в действие) цен (тарифов) и указывается в соответствующем протоколе и уведомлении об акцепте, во-вторых, если после определения победителя процедуры закупки у одного участника тарифы изменились в сторону увеличения, заказчик может заключить договор о закупке по объему, указанному в уведомлении об акцепте, указав в таком договоре соответствующий тариф и после заключения указанного договора совершить действия, предусмотренные пунктом 1 части пятой статьи 40 Закона.
6. Согласно части первой статьи 10 и абзацу первому части третьей статьи 39 Закона Заказчик в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя бесплатно публикует/обнародует в Вестнике государственных закупок/на веб-портале уведомление об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника.
Справочно:
Уведомление об акцепте составляется по форме, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 в редакции приказа Минэкономразвития от 27.12.2011 г. № 428.
7. Заказчик не ранее чем через 14 дней со дня опубликования уведомления об акцепте заключает договор о закупке (абзац второй части третьей статьи 39 Закона).
Справочно:
Согласно абзацу третьему части третьей статьи 39 договор о закупке, заключенный с нарушениями этих сроков, является ничтожным.
Согласно части первой статьи 40 Закона договор о закупке заключается на основе типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства, утвержденного приказом Минэкономики 27.07.2010 г. № 925. Об урегулировании противоречий при заключении договоров о закупке в этих сферах речь идет в письмах Минэкономразвития от 20.01.2012 г. № 3302-04/2014-06 и от 29.02.2012 г. № 3302-04/7500-06 (размещены на официальном веб-сайте Министерства по адресу www.me.gov.ua в рубрике «Государственные закупки», подрубрике «Разъяснения по применению законодательства в сфере государственных закупок»).
В частности, /font>при заключении договоров на куплю-продажу природного газа (между собственниками и поставщиками природного газа), транспортировку природного газа по магистральным трубопроводам, распределение природного газа, поставку природного газа по регулируемому тарифу стороны определяют их содержание на основании типовых договоров, утвержденных национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики.
Что касается заключения договоров о закупке электрической энергии, услуг по ее снабжению, передаче и распределению; централизованному снабжению тепловой энергии; услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению, то они заключаются с конкретизацией условий договоров с учетом нормативных актов, регулирующих особенности заключения договоров в соответствующей сфере.
Также, в случае если в договоре о закупке предусмотрено, что оплата товаров и услуг происходит по действующим на день оплаты тарифам (ценам), то осуществление такой оплаты не будет считаться изменением существенных условий договора о закупке, если сумма, определенная в договоре, не изменяется.
В то же время установление в договоре четкого механизма (условий) изменения цены за единицу предмета закупки в зависимости от тарифа, установленного соответствующим нормативно-правовых актом, при выполнении такого договора определения цены предмета закупки в соответствии с указанным в договоре механизмом (условиями) не будет считаться изменением его существенных условий, поскольку сумма, определенная в договоре, не изменяется.
8. Заказчик в течение семи дней ссо дня заключения договора о закупке публикует/обнародует информацию о результатах проведения процедуры закупки в согласно статьям 10 и 32 Закона.
Справочно:
Форма информации утверждена приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 в редакции приказа Минэкономразвития от 27.12.2011 г. № 428. /p>
Если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную
для товаров — 200 тыс. евро;
для услуг — 300 тыс. евро;
для работ — 500 тыс. евро
информация о результатах процедуры закупки у одного участника дополнительно размещается в международном информационном издании по вопросам государственных закупок.
9. В соответствии со статьей 10 Закона в течение ттрех рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах процедуры закупки Заказчик бесплатно обнародует отчет о результатах проведения процедуры закупки на веб-портале.
Справочно:
Форма отчета по форме, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922, в редакции приказа Минэкономразвития от 27.12.2011 г. № 428. /p>
Кроме того, следует учесть, что в соответствии с частью пятой статьи 39 Закона процедура закупки у одного участника отменяется в случае, если заказчиком допущены нарушения порядка опубликования информации о ее применении, и нарушениях, повлиявших на объективность определения победителя закупки.
ТТакже сообщаем, что письмо Минэкономразвития от 02.03.2012 № 3302-04/8096-07 отозвано, поэтому субъектам сферы государственных закупок при осуществлении закупок вышеуказанных товаров и услуг следует руководствоваться настоящим письмом.
Заместитель Министра экономического развития
и торговли Украины — руководитель аппарата
В. Павленко
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ПРОЦЕДУРА ЗАКУПКИ У ОДНОГО УЧАСТНИКА: АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКОВ
Без преувеличения можно сказать, что наибольшее количество вопросов, касающихся проведения заказчиками процедур закупок, вызывает процедура закупки у одного участника. В комментируемом письме приведен алгоритм действий заказчиков при применении такой процедуры закупки.
Учитывая, что на каждом этапе этой процедуры закупки Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) требует от заказчика составления соответствующих документов, далее детализируем в таблице основные требования по оформлению таких документов и предоставим некоторые объяснения и уточнения.
Название документа | Требования по оформлению документа |
1 | 2 |
1. Планирование закупок | |
Годовой план закупок | Утверждается решением комитета по конкурсным торгам, которое оформляется протоколом заседания. Годовой план и изменения к нему заказчики направляют Госказначейской службе, а годовой план, смету (временную смету) и изменения к ним — Минэкономразвития в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения |
Форма годового плана и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 | |
Составляется в отношении закупок, ожидаемая стоимость которых равна или превышает для товаров и услуг 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн. Если ожидаемая стоимость закупки не превышает указанные суммы, такой предмет закупки отражается в приложении к годовому плану, которое составляется в произвольной форме и подписывается председателем комитета по конкурсным торгам либо лицом, исполняющим его обязанности. Если ожидаемая стоимость закупки не превышает указанные суммы и заказчиком не создается комитет по конкурсным торгам, может составляться реестр таких закупок в произвольной форме за подписью уполномоченного лица заказчика | |
2. Выбор и проведение процедуры закупки | |
Решение о применении процедуры закупки у одного участника | Отметим, что этот этап, как правило, начинается с приглашения потенциальных участников к участию в переговорах и непосредственно проведению предварительных переговоров с такими лицами. Считаем целесообразным такие переговоры с участниками оформить соответствующим протоколом. Как отмечает Минэкономразвития в комментируемом письме, в случае, если предварительные переговоры проведены после принятия решения о применении процедуры у одного участника(до публикации информации о применении процедуры закупки у одного участника), результаты предыдущих переговоров оформляются отдельным протоколом |
Решение о применении процедуры закупки у одного участника принимается на заседании комитета и оформляется протоколом. О том, какую информацию необходимо указывать в таком протоколе, Минэкономразвития разъяснило в комментируемом письме | |
Информация о применении процедуры закупки у одного участника | В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника заказчик обеспечивает опубликование информации о применении процедуры закупки у одного участника в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок «Вестник государственных закупок» и одновременное размещение такой информации на веб-портале по адресу (www.tender.me.gov.ua). Форма информации о применении процедуры закупки у одного участника и Инструкция по ее заполнению утверждена приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 |
Обоснование применения процедуры закупки у одного участника | Обоснование применения процедуры закупки у одного участника заказчик обнародует на веб-портале одновременно с информацией о применении процедуры закупки у одного участника, т. е. в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника. Форма обоснования применения процедуры закупки у одного участника и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922. И хотя заказчики при заполнении обоснования применения процедуры закупки у одного участника руководствуются требованиями указанного приказа, некоторые пункты до сих пор вызывают у заказчиков вопросы. Поэтому Минэкономразвития в комментируемом письме разъяснило, какую информацию заказчики указывают в этом документе |
3. Определение победителя процедуры закупки | |
Протокол переговоров | Как указывает Минэкономразвития в комментируемом письме, заказчик на этом этапе проводит окончательные переговоры с участником о согласовании основных условий договора. Результаты таких переговоров оформляются соответствующим протоколом. Заметим, что заказчикам не стоит пренебрегать окончательными переговорами с участниками, ведь перед определением победителя процедуры не будет лишним еще раз согласовать окончательную сумму договора о закупке. Если произошло изменение цен (тарифов), то стороны согласовывают окончательную цену, которую указывают в соответствующем протоколе и уведомлении об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника. На этот важный момент Минэкономразвития обращало внимание в разъяснении от 22.02.2012 г. № 3302-04/6576-12 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 9), в письме от 29.02.2012 г. № 3302-04/7500-06, а также еще раз указывает в комментируемом письме. Кроме того, на этом этапе участник предоставляет заказчику перечень документов, подтверждающих соответствие участника квалификационным требованиям, указанным в ст. 16 Закона № 2289 |
Решение об определении победителя процедуры закупки | Не позднее 5 дней с момента опубликования информации о применении процедуры закупки у одного участника в «Вестнике государственных закупок» заказчик должен принять решение об определении победителя. Такое решение комитета оформляется протоколом в произвольной форме |
Уведомление об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника | В соответствии с абз. 1 ч. 3 ст. 39 Закона № 2289 заказчик акцептует предложение по результатам применения процедуры закупки у одного участника в день определения победителя. Уведомление об акцепте предложения публикуется в «Вестнике государственных закупок» и обнародуется на веб-портале в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки. Форма уведомления об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 |
4. Заключение договора о закупке | |
Договор о закупке | Типовой договор о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства и Инструкция по его заполнению утверждены приказом Минэкономики от 27.07.2010 г. № 925. Вместе с тем необходимо принять во внимание письмо Минэкономразвития от 20.01.2012 г. № 3302-04/2014-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 8), в котором уполномоченный орган напомнил: в соответствии с абз. 4 ч. 4 ст. 179 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV при заключении хозяйственных договоров стороны могут определять содержание договора на основе типового договора, утвержденного КМУ, или в случаях, предусмотренных законом, другим органом государственной власти, когда стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия. При этом конкретизация условий договоров, заключаемых на основании Типового договора о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства, может быть осуществлена с учетом нормативных актов, регулирующих особенности заключения договоров в соответствующей сфере
|
| Общий срок заключения договора о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника определен ч. 3 ст. 39 Закона № 2289. Так, заказчик имеет право заключить такой договор — не ранее чем через 14 дней со дня опубликования в «Вестнике государственных закупок» уведомления об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника. Но если заказчик применяет процедуру закупки у одного участника в случае неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности, связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам, то срок заключения договора составляет не ранее чем через 5 рабочих дней |
Кроме того, в комментируемом письме Минэкономразвития вновь уделяет внимание вопросу изменения цен (тарифов). Аналогичные выводы были приведены в разъяснении Минэкономразвития от 22.02.2012 г. № 3302-04/6576-12 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 9) | |
5. Предоставление информации о результатах процедуры закупки | |
Информация о результатах проведения процедуры закупки у одного участника | В течение 7 дней со дня заключения договора о закупке заказчик публикует в «Вестнике государственных закупок» и обнародует на веб-портале такую информацию. Форма информации о результатах проведения процедуры закупки у одного участника и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 |
Уведомление об отмене процедуры закупки у одного участника | В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения об отмене процедуры закупки у одного участника заказчик публикует в «Вестнике государственных закупок» и обнародует на веб-портале такое уведомление. В соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона № 2289 процедура закупки у одного участника отменяется, если: Форма уведомления об отмене процедуры закупки у одного участника и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922. |
Отчет о результатах проведения процедуры закупки у одного участника | В течение 3 рабочих дней со дня его утверждения заказчик должен обнародовать на веб-портале отчет о результатах проведения процедуры закупки у одного участника. Форма отчета о результатах проведения процедуры закупки у одного участника и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 |
Считаем, будет нелишне напомнить распорядителям бюджетных средств о том, что в орган Госказначейской службы необходимо подавать оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают проведение закупки и предусмотрены законодательством в сфере государственных закупок. Перечень таких документов приведен в Методических рекомендациях относительно перечня подтверждающих документов, которые предоставляются распорядителями (получателями) бюджетных средств на стадии регистрации обязательств и оплаты счетов, утвержденных приказом Госказначейства от 14.09.2010 г. № 330, а именно к ним относятся:
1) годовой план государственных закупок с приложением к нему;
2) отчет о результатах проведения процедуры закупки;
3) договор о закупке;
4) извлечения опубликованных в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок и соответствующих международных изданиях в случаях, установленных законодательством в сфере государственных закупок:
— объявления о проведении процедуры закупки;
— уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов;
— объявления о результатах процедуры закупки.
Следовательно, как видим, перечень документации, которую необходимо составлять заказчикам при проведении процедур закупок, в частности, процедуры закупки у одного участника, достаточно большой. Поэтому рекомендуем оформлять ее вовремя и без ошибок, ведь их последствия очень серьезны (отмена торгов, признание договора ничтожным и т. п.).
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик