19.03.2012

Об отчислении денежных средств профсоюзным организациям

Ответы на вопросы

ОБ ОТЧИСЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРОФСОЮЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Может ли отдел образования РГА осуществлять отчисления из фонда оплаты труда на организацию и проведение культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы среди членов профсоюза в размере, предусмотренном Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» за счет КЭКР 1111?

(Ивано-Франковская обл.)

 

Согласно ст. 44 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.99 г. № 1045-XIV работодатели обязаны отчислять средства первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу в размерах, предусмотренных коллективным договором и соглашениями, но не менее 0,3 % от фонда оплаты труда, а в бюджетной сфере за счет выделения дополнительных бюджетных ассигнований.

При этом Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, предусмотрено, что отчисление денежных средств профсоюзным организациям на проведение предусмотренных законодательством мероприятий осуществляется по КЭКР 1135 «Прочие расходы».

Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) распорядители бюджетных средств имеют право брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Таким образом, бюджетные учреждения могут перечислять средства первичным профсоюзным организациям на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу только при условии, если сметой соответствующего учреждения по КЭКР 1135 предусмотрены расходы на эти мероприятия.

Осуществлять же такие отчисления из фонда оплаты труда бюджетные учреждения не имеют права, поскольку согласно ст. 119 БКУ расходование бюджетных средств на цели, которые не отвечают бюджетным ассигнованием (росписи бюджета, сметы, плана использования бюджетных средств) считается нецелевым использованием бюджетных средств, что, в свою очередь, влечет за собой применение к нарушителю бюджетного законодательства соответствующих мер воздействия.