24.06.2013
НАЧИСЛЯТЬ ЛИ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ СУДЬЯМ, ЕСЛИ НЕДОСТАТОЧНО ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА
Александр ЛЕВИЧЕВ, исполняющий обязанности заведующего сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
В соответствии с требованиями действующего законодательства судьям при предоставлении ежегодного отпуска должна быть выплачена помощь на оздоровление в размере должностного оклада.
В 2013 году финансирование суда по КЭКР 2111 «Оплата труда» ограничено, утвержденных в смете средств не хватает на покрытие даже таких обязательных выплат по заработной плате, как оклад, надбавка за выслугу лет и надбавка за ранг. Средства на выплату помощи на оздоровление в смете суда вообще не предусмотрены.
Имеет ли право руководство нашего учреждения отказать в предоставлении материальной помощи к отпуску судьям из-за нехватки фонда оплаты труда?
(г. Кировоград)
Согласно п. 1.3 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5, фонд оплаты труда состоит из:
— фонда основной заработной платы;
— фонда дополнительной заработной платы;
— других поощрительных и компенсационных выплат.
Фонд основной заработной платы включает начисление вознаграждения за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностных обязанностей).
Фонд дополнительной заработной платы включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.
Другие поощрительные и компенсационные выплаты включают вознаграждения и премии, которые носят разовый характер, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, не предусмотренные актами действующего законодательства или осуществляемые сверх установленных указанными актами норм.
Материальная помощь , которая носит систематический характер, предоставленная всем или большинству работников (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием и т. п.), относится к другим поощрительным и компенсационным выплатам.
В соответствии со ст. 130 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI (далее — Закон № 2453) судьям предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней с выплатой, кроме судейского вознаграждения, помощи на оздоровление в размере должностного оклада .
Кроме того, как определено в п. 5 ст. 149 Закона № 2453, правовой статус работников аппарата суда определяется Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.
Так, согласно ст. 35 данного Закона государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой помощи на оздоровление в размере должностного оклада.
Следовательно, выплата помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска является обязательной выплатой и должна планироваться в составе фонда оплаты труда.
Согласно п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) руководители бюджетных учреждений должны содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществлять фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.
Пунктом 4 ст. 77 БКУ предусмотрено, что Верховная Рада АР Крым, областные, городские, районные, поселковые, сельские советы при утверждении соответствующих бюджетов учитывают в первоочередном порядке потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений согласно установленным законодательством Украины условиям оплаты труда и размеру минимальной заработной платы; на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями.
Также в соответствии с п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, обязательным является выполнение требования о первоочередном обеспечении бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, выплату стипендии, а также на хозяйственное содержание учреждений.
Согласно п. 28 этого же Порядка распорядители бюджетных средств должны привести свои расходы в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, которые доведены лимитными справками. Для этого численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, а другие расходы — в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учреждение функций.
Учитывая указанное выше, отсутствие средств на оплату труда свидетельствует либо о неправильном планировании фонда оплаты труда, либо о неприведении численности работников в соответствие с фондом оплаты труда, или же о нарушении в части первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда.
Таким образом, выплата материальной помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска является обязательной выплатой и должна планироваться в смете.
Неначисление и невыплата материальной помощи на оздоровление судьям являются нарушением действующего законодательства.