03.02.2014

Учет административных услуг

Ответы на вопросы

Учет административных услуг

 

Наталия СЕВОСТЬЯНОВА, заместитель начальника Главного управления Государственной казначейской службы Украины в Харьковской области

Каков порядок учета административных услуг согласно изменениям, внесенным в План счетов бюджетных учреждений? Какие первичные документы необходимо сдавать в бухгалтерию?

(г. Харьков)

 

Бюджетные учреждения, а именно: органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы власти АР Крым, органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами предоставления административных услуг. Правовые принципы реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в сфере предоставления административных услуг определены Законом Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI.

Начиная с 2012 года плата за предоставление административных услуг зачисляется в состав доходов общего фонда Госбюджета. Такой порядок зачисления средств от предоставления административных услуг определен ч. 2 п. 24 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. Отметим, что на этот момент Госказначейская служба обращала внимание в письме от 14.02.2013 г. № 17-13/412-3727 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 13).

При этом, с одной стороны, учет доходов, поступающих как плата за предоставление административных услуг, ведут распорядители бюджетных средств. С другой стороны, орган Казначейства как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, ведет бухгалтерский учет всех поступлений Госбюджета.

Учитывая это, органы Казначейства доходы от предоставления административных услуг отражают в бухгалтерском учете об исполнении бюджета. Такой учет они ведут в разрезе главных распорядителей бюджетных средств по кодам ведомственной классификации расходов и кредитования государственного бюджета.

Ситуация изменилась после того, как Кабмин принял постановление «Некоторые вопросы ведения учета доходов, поступающих как плата за предоставление административных услуг» от 07.08.2013 г. № 600 (далее — постановление № 600). Чем же интересен этот документ?

Во-первых, учет доходов, поступающих как плата за предоставление административных услуг, органы Казначейства ведут в разрезе главных распорядителей бюджетных средств согласно кодам ведомственной классификации расходов и кредитования государственного бюджета и территорий.

Для ведения учета таких доходов в органах Казначейства открывают бюджетные счета по ведомственному признаку на основании обращений главных распорядителей бюджетных средств. Открытие счетов они осуществляют согласно требованиям Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758.

Госказначейская служба для обеспечения требований постановления № 600 открывает бюджетные счета для ведения детализированного учета доходов, поступающих как плата за предоставление административных услуг по кодам классификации доходов бюджета (далее — ККДБ). При этом счета открывают в разрезе главных распорядителей бюджетных средств с ведомственным признаком RR.

Это следующие счета: 22011800 «Плата за лицензии и сертификаты, уплачиваемая лицензиатами по месту осуществления деятельности» (балансовый счет 3321, символ отчетности 896) и 22012500 «Плата за предоставление прочих административных услуг» (балансовый счет 3111, символ отчетности 028).

Что касается доходов по ККДБ 21081300 «Административные штрафы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», символ отчетности 149, то такие поступления зачисляют на счета по балансовому счету 3111 «Поступления в общий фонд государственного бюджета» без применения ведомственного признака.

Важно! Счета для учета доходов по ККДБ 21081300 открывают в главных управлениях Госказначейской службы в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе только на уровне областных, городов Киева и Севастополя бюджетов. При этом счета, ранее открытые на уровне бюджетов городов областного подчинения, районов области и районов в городах, закрывают.

Обратите внимание: счета по ККДБ 22011800 «Плата за лицензии и сертификаты, уплачиваемая лицензиатами по месту осуществления деятельности», 21081300 «Административные штрафы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» и 22012500 «Плата за предоставление прочих административных услуг», с символами отчетности 896, 149 и 028 соответственно, вводятся в действие с 03.01.2014 г.

Выписки с таких счетов органы Госказначейской службы предоставляют бюджетным учреждениям в установленном законодательством порядке.

Во-вторых, в п. 1 постановления № 600 предусмотрено: бюджетные учреждения отражают операции по предоставлению административных услуг в бухгалтерском учете и раскрывают соответствующую информацию в разрезе видов административных услуг в порядке, определенном Минфином. К сожалению, Минфин и до сих пор не утвердил такой порядок.

Для обобщения информации о расчетах и обязательствах заказчиков по административным услугам в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, введены специальные счета:

911 «Расчеты заказчиков по оплате административных услуг»;

921 «Обязательства заказчиков перед бюджетом по административным услугам».

Также Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, предусмотрены следующие бухгалтерские проводки:

начисление заказчикам обязательств за предоставление административных услуг — Дт 911 — Кт 921;

погашение заказчиками обязательств перед бюджетом за полученные административные услуги — Дт 921 — Кт 911.

При этом оборот по кредиту субсчета 911 целесообразно сравнивать с суммой кредитового оборота за вычетом дебетового оборота банковского счета по балансовому счету 3111 «Поступления в общий фонд государственного бюджета» или 3321 «Средства, подлежащие распределению между уровнями бюджета», которые администрируются данным бюджетным учреждением (т. е. с суммой отдельного вида поступлений). Операции по возврату ранее уплаченных сумм/уменьшению объема начисленных услуг для избежания двойного отражения в учете целесообразно проводить методом «красное сторно».

Учитывая тот факт, что Минфин пока не разработал специальный порядок отражения в бухгалтерском учете операций по предоставлению административных услуг, советуем бюджетным учреждениям руководствоваться общими правилами, определенными Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Так, в соответствии со ст. 9 этого Закона основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций являются первичные документы, которые содержат сведения о хозяйственной операции и подтверждают факт ее осуществления (акты выполненных работ, накладные, товарно-транспортные накладные, счета и т. п.). Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Таким образом, начисление платы за админуслуги следует осуществлять на основании документов, подтверждающих факт предоставления административной услуги заказчикам. Перечень таких документов зависит от того, какие административные услуги предоставляет бюджетное учреждение. Ими могут быть свидетельство, разрешение, лицензия, заключение и т. п.

Как правило, предоставление административной услуги учреждение осуществляет тогда, когда заявитель предъявил документ, подтверждающий внесение платы за такую услугу (квитанция банка, платежное поручение, расчетный документ «Укрпочты»), потому начисление платы за админуслугу и погашение задолженности осуществляют одновременно, т. е. одной датой. К тому же поступление платы за админуслуги бухгалтерия учреждения сверяет с выписками со счетов, предоставляемыми органом Казначейства.

При этом добавим, что начисление задолженности за предоставленные административные услуги и получение за них оплаты целесообразно обобщать в регистрах аналитического учета (ведомостях, реестрах и т. п.). Заполнение таких регистров осуществляют преимущественно на основании специальных книг, карточек, реестров, т. е. тех документов, в которых непосредственно учреждение осуществляет текущий учет предоставленных административных услуг заявителям.