17.02.2014

О деятельности централизованных бухгалтерий

Письмо от 08.11.2013 г. № 1006/13/155-13

Министерство социальной политики Украины

О деятельности централизованных бухгалтерий

Письмо от 08.11.2013 г. № 1006/13/155-13

 

<…>

Со вступлением в силу Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» руководящие работники и специалисты органов местного самоуправления приобрели статус должностных лиц.

Централизованные бухгалтерии создаются по решению сельских, поселковых, городских советов для ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и организациях (заведениях образования, здравоохранения и т. п.). Эти бухгалтерии являются самостоятельными бюджетными учреждениями и к органам местного самоуправления не относятся.

Ликвидация (реорганизация) централизованных бухгалтерий должна осуществляться советами, которые их создали, с соблюдением требований ст. 40 КЗоТ Украины.

В соответствии со ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» только на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы утверждения по предложению сельского, поселкового, городского головы структуры исполнительных органов совета, общей численности аппарата совета и его исполнительных органов, расходов на их содержание. В случае необходимости в штатное расписание сельских, поселковых, городских советов в установленном порядке могут быть введены должности специалистов по бухгалтерскому учету (главный специалист, специалист и т. п.).

Бухгалтеры централизованной бухгалтерии, увольняемые в связи с ликвидацией этой бухгалтерии, могут быть приняты на вакантные должности специалистов в сельский совет с соблюдением требований действующего законодательства.

В соответствии с п. 7 Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Украины от 04.11.2010 г. № 1055, если бухгалтерский учет ведется не централизованно, то в штаты дошкольных учебных заведений вводится штатная единица должности бухгалтера (главного бухгалтера).

На настоящий момент с целью создания условий для эффективного функционирования централизованных бухгалтерий во исполнение п.п. 39.3 п. 39 Национального плана действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины от 12.03.2012 г. № 128, Министерством финансов Украины разработан проект постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы деятельности централизованных бухгалтерий».

 

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

 

Может ли бухгалтерия местного совета вести бухгалтерский учет бюджетных учреждений

Это письмо является ответом Минсоцполитики на следующий вопрос: «Во многих регионах Украины сложилась такая ситуация: раньше при сельских и поселковых советах действовали централизованные бухгалтерии, которые обслуживали бюджетные организации региона (детские сады, школы, учреждения культуры и т. п.). На сегодняшний день такие централизованные бухгалтерии реорганизованы, а работавшие в них бухгалтеры стали должностными лицами местного самоуправления и работают в бухгалтериях сельских и поселковых советов.

Могут ли бухгалтеры сельских и поселковых советов теперь вести бухгалтерский учет бюджетных организаций региона с учетом того, что такие бюджетные организации являются обособленными юридическими лицами?»

Немного об истории этого вопроса.

Централизованные бухгалтерии являются самостоятельными бюджетными учреждениями, которые ведут бухгалтерский учет нескольких бюджетных организаций и учреждений (заведения образования, здравоохранения, культуры и т. п.).

Действовали централизованные бухгалтерии, как правило, при сельских, поселковых или городских советах, однако в состав советов не входили, т. е. не относились к органам местного самоуправления.

Со вступлением в силу Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III руководящие работники и специалисты органов местного самоуправления приобрели статус должностных лиц. При этом в п. 1 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 определено, что условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления исходя из условий оплаты труда, установленных для государственных служащих соответствующих категорий.

Однако народная мудрость говорит нам: чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть! Поэтому для того чтобы бухгалтеры централизованных бухгалтерий имели право на получение заработной платы на уровне государственных служащих, им нужно было стать должностными лицами местного самоуправления.

Ради этого централизованные бухгалтерии были ликвидированы, а бухгалтеры этих бухгалтерий приняты на вакантные должности специалистов в сельские или другие соответствующие советы. Кроме того, в случае необходимости в штатное расписание сельских, поселковых, городских советов в установленном порядке можно было ввести должности специалистов по бухгалтерскому учету (главный специалист, специалист и т. п.). Об этом указывают и специалисты Минсоцполитики в комментируемом письме.

Таким образом бухгалтеры централизованных бухгалтерий стали специалистами соответствующих местных советов.

Для того чтобы при организации бухгалтерского учета руководители могли спать спокойно и ведение бухгалтерского учета было организовано правильно, отметим следующее.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций несет собственник или уполномоченный орган, осуществляющий руководство предприятием. Об этом сказано в п. 3 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

— введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

— пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

— ведение на договорных принципах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59, бухгалтерская служба бюджетного учреждения создается как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы, — департамент, управление, отдел, сектор или в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы. Обязанности бухгалтерской службы может исполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод: если централизованная бухгалтерия отсутствует, то бухгалтеры соответствующего местного совета имеют право вести бухгалтерский учет только операций, связанных с деятельностью самого совета. То есть бухгалтерия местного совета не может вести бухгалтерский учет других бюджетных учреждений.

Как отметило Минсоцполитики в комментируемом письме, в таком случае в штат дошкольных учебных заведений (или других бюджетных учреждений) нужно ввести должности бухгалтера (главного бухгалтера) в соответствии с действующими штатными нормативами.

 

Татьяна СТАНКУС,
экономист-аналитик