02.06.2014

О вступлении в силу Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»

Письмо от 30.04.2014 г. №

Министерство экономического развития и торговли Украины

О вступлении в силу Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»

Письмо от 30.04.2014 г.

(извлечение)

 

<…>

Минэкономразвития как Уполномоченный орган, осуществляющий регулирование и координацию в сфере государственных закупок, сообщает.

20 апреля 2014 года вступил в силу Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон), проект которого был разработан Минэкономразвития с целью упрощения процедур государственных закупок, повышения уровня прозрачности и открытости осуществления закупок, создания условий для преодоления коррупции в сфере государственных закупок, а также приближения отечественного законодательства к европейским стандартам.

К изменениям, направленным на упрощение процедур закупок, можно отнести следующие:

— с целью сокращения минимальных сроков проведения процедур закупок уменьшены сроки для подачи предложений конкурсных торгов (ценовых предложений) и сроки заключения договора о закупке;

— повышен до 300 тысяч гривень стоимостный предел применения процедуры закупки запроса ценовых предложений;

— для упрощения размещения информации о государственных закупках, экономии бюджетных средств, расходуемых на опубликование такой информации, отменена необходимость публикации информации о закупке в печатных изданиях. В соответствии с Законом вся информация о закупках обязательно обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа (tender.me.gov.ua);

— предусмотрена возможность подачи информации при проведении процедуры закупки не только в письменной форме, но и в виде электронного документа.

Для создания предпосылок относительно предотвращения бесконтрольного использования средств и недопущения коррупции нормами Закона:

— существенно уменьшено количество случаев, на которые не распространяется действие Закона;

— сокращен перечень оснований для применения неконкурентной (переговорной) процедуры. Законом исключены такие основания для применения неконкурентной процедуры, как закупки товаров на товарных биржах; закупки товаров в случае прекращения хозяйственной деятельности, в частности в результате банкротства, по договоренности с кредиторами; закупки услуг по выполнению научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ, которые прошли конкурсный отбор в установленном Кабинетом Министров Украины порядке. Вместе с тем, применение неотложной необходимости ограничено исключительно немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам, а возможность проведения дополнительных строительных работ ограничена условием, что общая стоимость дополнительных работ не должна превышать 50 процентов стоимости главного (первичного) договора;

— предоставлено право общественности присутствовать при раскрытии предложений конкурсных торгов и осуществлять фиксацию техническими средствами;

— введена норма об отклонении предложений участника, являющегося связанным лицом, в частности с членом (членами) комитета по конкурсным торгам заказчика;

— введен новый случай отказа участия в торгах, если участник в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение в виде совершения антиконкурентных согласованных действий (сговоров), касающихся искажения результатов торгов (тендеров);

— введено положение о праве заказчика на отклонение предложений участников, зарегистрированных в оффшорных зонах;

— предусмотрено обнародование на веб-портале Уполномоченного органа всей информации об осуществлении процедур государственных закупок, начиная с размещения годовых планов и заканчивая отчетом об исполнении договора о закупке, что позволяет создать почву для контроля за процессом осуществления закупок как общественностью, так и контролирующими органами.

В то же время Законом с целью гармонизации отечественного законодательства в сфере государственных закупок с соответствующими Директивами ЕС:

— адаптирована процедура закупки у одного участника к переговорной процедуре в соответствии с терминологией Директив ЕС, сделан акцент на ее переговорном аспекте проведения этой процедуры;

— введен новый подход к определению заказчиков, на которых распространяется действие Закона, в основе которого лежит обеспечение общественных нужд как критерий отнесения заказчика к необходимости проведения процедур государственных закупок. Существующий до сих пор подход к определению заказчиков через источники финансирования закупки (государственные средства) не согласовывается со стандартами ЕС;

— вместо введения отдельной процедуры закупки (электронного реверсивного аукциона), как противоречащей требованиям Директив ЕС, введено положение, разрешающее использовать электронные средства при применении любых без исключения процедур закупок.

Кроме того, для увеличения конкуренции при осуществлении процедур закупок и устранения барьеров для бизнеса уменьшен максимальный размер обеспечения предложения с 1 % до 0,5 % для работ и с 5 % до 3 % для товаров и услуг.

Ожидается, что использование Закона на практике позволит повысить уровень открытости, прозрачности и подконтрольности процедур государственных закупок, усилить уровень доверия к сфере государственных закупок, что в свою очередь будет способствовать росту уровня конкурентности процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг и увеличению экономии государственных средств.

Вместе с этим информируем, что на данный момент для обеспечения надлежащего исполнения Закона Минэкономразвития разрабатывает соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты. До приведения законодательства Украины в соответствие с Законом законы и другие нормативно-правовые акты применяются в не противоречащей ему части (пункт второй раздела XI «Заключительные положения»).

 

Заместитель директора
 Департамента государственных закупок
 и государственного заказа
 Л. Дудник