26.05.2014

О проверке достоверности объемов кредиторской задолженности

Приказ от 13.03.2014 г. № 78

Государственная финансовая инспекция Украины

О проверке достоверности объемов кредиторской задолженности

Приказ от 13.03.2014 г. № 78

(извлечение)

 

С целью обеспечения качественной и своевременной реализации подпункта 1 пункта 12 и подпункта 2 пункта 11 постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» (далее — постановление) и с учетом результатов заседания соответствующей Рабочей группы Госфининспекции Украины, созданной согласно приказу Госфининспекции Украины от 11.03.2014 г. № 62, приказываю:

1. С целью исполнения подпункта 1 пункта 12 постановления отраслевым подразделениям, Департаменту государственного финансового аудита бюджетных программ и деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, Управлению мониторинга рисковых операций и государственных закупок и Департаменту гармонизации государственного внутреннего финансового контроля Госфининспекции Украины, госфининспекциям в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе:

обеспечить во время ревизий и государственных финансовых аудитов, которые продолжаются на дату издания этого приказа (при наличии достаточного времени до завершения контрольных мероприятий), проверку достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного бюджета по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по состоянию на 1 марта 2014 года;

организовать и провести в течение марта — мая 2014 года проверки государственных закупок у всех других распорядителей и получателей средств государственного бюджета (кроме указанных в абзаце втором данного пункта), во время которых исследовать достоверность соответствующей кредиторской задолженности.

2. С целью исполнения подпункта 2 пункта 11 постановления отраслевым подразделениям, Департаменту государственного финансового аудита бюджетных программ и деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, Управлению мониторинга рисковых операций и государственных закупок и Департамента гармонизации государственного внутреннего финансового контроля Госфининспекции Украины, госфининспекциям в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе:

обеспечить проверку достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов по капитальным расходам по состоянию на 1 марта 2014 года во время ревизий и государственных финансовых аудитов, указанных в абзаце втором
пункта 1 настоящего приказа;

организовать и провести проверки государственных закупок у всех других распорядителей и получателей средств местного бюджета (кроме указанных в абзаце втором пункта 1 настоящего приказа), во время которых исследовать вопрос достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств местного бюджета по капитальным расходам, на осуществление которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по состоянию на 1 марта 2014 года;

у распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов, у которых проверками государственных закупок будет установлена кредиторская задолженность по состоянию на 1 мар­­та 2014 года по капитальным расходам, на осуществление которых не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», организовывать проведение ревизий по обращению подконтрольного учреждения в соответствии с частью 13 статьи 11 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине».

3. Установить, что:

в первоочередном порядке проводятся контрольные мероприятия для исполнения подпункта 1 пун-
кта 12 постановления, а именно, по проверке достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного бюджета по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по состоянию на 1 марта 2014 года;

контрольные мероприятия для исполнения подпункта 2 пункта 11 постановления, а именно, по проверке достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств по капитальным расходам по состоянию на 1 марта 2014 года проводятся по мере завершения контрольных мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

4. Утвердить Рекомендации по проведению проверки достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств (прилагаются) (приложение 1).

<…>

 

И. о. Председателя В. Костюшко

 

Приложение 1
к приказу Госфининспекции Украины
 от 13.03.2014 г. № 78

Рекомендации по проведению проверки достоверности объемов кредиторской
задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств

1. Разновидность государственного финансового контроля (ревизия или проверка государственных закупок), в ходе которой необходимо проверить достоверность объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей бюджетных средств, выбирается в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 приказа, которым утверждены настоящие Рекомендации.

2. В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» (далее — постановление) Госфининспекции Украины поручено провести в течение марта — мая 2014 года контрольные мероприятия по проверке достоверности объемов кредиторской задолженности распорядителей и получателей только средств государственного бюджета и только по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по состоянию на 1 марта 2014 года.

В то же время подпунктом 2 пункта 11 постановления предусмотрена возможность Государственной казначейской службы Украины осуществлять операции по погашению кредиторской задолженности по капитальным расходам по состоянию на 1 марта 2014 года исключительно в объемах, соответствующих объемам, установленным по результатам контрольных мероприятий Государственной финансовой инспекции. Таким образом, органам Госфининспекции Украины нужно будет провести проверки достоверности кредиторской задолженности как у распорядителей средств государственного бюджета, так и у распорядителей средств местных бюджетов, но только по капитальным расходам. При этом, соответствующие проверки нужно провести по всем операциям, по которым возникла кредиторская задолженность по капитальным расходам, независимо от того, распространяется ли на такие операции действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок».

3. Учитывая значительное количество распорядителей бюджетных средств, которое нужно охватить контролем, сжатые сроки для проведения контрольных мероприятий, а также имеющиеся ограничения для проведения ревизии не чаще 1 раза в год, необходимость предварительного уведомления о проведении плановой ревизии и т. п., проверки достоверности кредиторской задолженности основной части распорядителей и получателей бюджетных средств нужно провести в виде проверок государственных закупок.

4. Ввиду того, что проверки государственных закупок возможно проводить только по операциям, на которые распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», соответствующее контрольное мероприятие нужно проводить:

— у распорядителей и получателей средств государственного бюджета — по кредиторской задолженности по состоянию на 1 марта 2014 года по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок»;

— у распорядителей и получателей средств местных бюджетов — по кредиторской задолженности по состоянию на 1 марта 2014 года по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», однако которая возникла только по капитальным расходам.

5. Основанием для проведения проверки закупок является абзац второй пункта 4 Порядка проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2013 г. № 631 (наличие поручения или решения Кабинета Министров Украины о проведении проверок государственных закупок, если соответствующие вопросы не могут быть проверены в ходе плановых выездных ревизий).

6. Контрольные мероприятия проводятся в соответствии с ориентировочной программой проверки государственных закупок (прилагается).

Учитывая ограниченность времени на проведение большого количества проверок государственных закупок, в ходе таких проверок нужно проверять только вопросы, которые могут повлиять на размер кредиторской задолженности, без проверки процедур­ных вопросов конкурсных торгов (формирование комитета по конкурсным торгам, опубликование объявления и т. п.).

Целью проверки является установление реального объема кредиторской задолженности распорядителя (получателя) бюджетных средств по договорам по закупке товаров, работ и услуг. Для этого проверяется правильность определения цены закупки, заключения договоров и выполнения обязательств по договору; полнота и качество выполнения работ, предоставления услуг и поставки товаров и др. Исследуются операции на предмет завышения объемов и стоимости ремонтно-строительных работ и т. п.

7. Учитывая, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 11 постановления нужно проверить достоверность кредиторской задолженности по капитальным расходам, возникшей и по операциям, на которые не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», контрольные мероприятия на таких объектах нужно осуществить в форме ревизий.

Для этого, в случае установления в ходе проверок государственных закупок такой задолженности, нужно организовать и провести ревизии у соответствующих распорядителей и получателей бюджетных средств.

При этом, для того, чтобы на такие ревизии не распространялись ограничения по основаниям для их проведения, соответствующие контрольные мероприятия целесообразно провести по обращению подконтрольного учреждения в соответствии с частью 13 статьи 11 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине».

8. Если при выходе на объект проверкой государственных закупок установлено отсутствие кредиторской задолженности по состоянию на 1 марта 2014 года по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» и/или установлена кредиторская задолженность по расходам, возникшая по операциям, на которые не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по результатам такой проверки составляется акт, в котором фиксируется соответствующая информация, и проверка вопросов программы не осуществляется.

При этом, в случае установления кредиторской задолженности по капитальным расходам, возникшей по операциям, на которые не распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», на таком объекте организуется проведение ревизии в соответствии с пунктом 7 настоящих Рекомендаций.

9. Объекты контроля для проведения контрольных мероприятий определяются на основании данных, полученных от органов Государственной казначейской службы Украины, с учетом информации о количестве учреждений и организаций, включенных в Единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств по состоянию на 03.03.2014 г. (прилагается).

10. Контрольные мероприятия проводятся только у тех распорядителей и получателей бюджетных средств, у которых по состоянию на 1 марта 2014 года числится кредиторская задолженность, определенная в пункте 2 настоящих Рекомендаций. В первоочередном порядке проводятся контрольные мероприятия у распорядителей (получателей) средств государственного бюджета, у которых учитываются наибольшие объемы соответствующей кредиторской задолженности.

При определении соответствующих объектов контроля следует учитывать информацию, полученную в соответствии с пунктом 7 приказа, которым утверждены эти Рекомендации.

11. Если проверяемый распорядитель (получатель) средств государственного бюджета является одновременно и распорядителем средств местного бюджета, проверке подлежат также вопросы достоверности объемов кредиторской задолженности по капитальным расходам по состоянию на 1 марта 2014 года, возникшей по операциям со средствами местного бюджета, которые подпадают под действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» с учетом условий, определенных пунктами 4, 7 настоящих Рекомендаций.

12. В ходе таких контрольных мероприятий проверяются исключительно вопросы, проверка которых необходима для выполнения задач, определенных подпунктом 1пункта 12 и подпунктом 2 пункта 11 постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета».

При этом в ходе таких контрольных мероприятий (с учетом сжатых сроков проведения) не осуществляется контроль за выполнением Мероприятий по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующими средства государственного бюджета, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета».

13. Проверка вопросов программы осуществляется с учетом требований раздела IV Методических рекомендаций об осуществлении инспекции органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденных приказом Госфининспекции Украины от 14.12.2011 г. № 90 (с изменениями), Методических рекомендаций по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденных приказом Госфининспекции Украины от 02.12.2013 г. № 285, Методических рекомендаций по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденных приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39, и т. п.

14. В ходе контрольного мероприятия обязательно применяются все предоставленные законодательством полномочия и методологические подходы для подтверждения объемов и реальности кредиторской задолженности. В частности, в ходе контрольного мероприятия обязательно в необходимых случаях проводятся встречные сверки для подтверждения достоверности и объемов кредиторской задолженности; обеспечивается проведение инвентаризаций полученных материальных ценностей, контрольных обмеров выполненных работ, привлечение экспертов (например, для определения стоимости программного обеспечения и т. п.), исследование договоров об ответственном хранении приобретенных товаров, получение информации от других уполномоченных органов, и т. п.

15. В акте ревизии (проверки государственных закупок) обязательно указывается объем подтвержденной и не подтвержденной (завышенной) задолженности отдельно по:

подпункту 1 пункта 12 постановления — по объемам кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного бюджета по оплате товаров, работ и услуг, на закупку которых распространяется действие Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», по состоянию на 1 марта 2014 года;

подпункту 2 пункта 11 постановления — по объемам кредиторской задолженности распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов по капитальным расходам по состоянию на 1 марта 2014 года.

16. В случае неподтвержденного по результатам контрольного мероприятия объема кредиторской задолженности распорядителя (получателя) бюджетных средств в однодневный срок после завершения контрольного мероприятия о результатах контрольного мероприятия информируется соответствующий орган Государственной казначейской службы Украины, осуществляющий обслуживание такого распорядителя (получателя).

Такое информирование осуществляется со ссылкой на подпункт 1 пункта 12 и/или подпункт 2 пункта 11 постановления Кабинета Министров Украины от 1 марта 2014 года № 65 «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета».

В информации обязательно должны быть указаны: суммы кредиторской задолженности распорядителя (получателя) бюджетных средств, которые были проверены; сумма кредиторской задолженности, подтвержденной по результатам контрольного мероприятия и которая не подтверждена по результатам контрольного мероприятия; причины неподтверждения объемов кредиторской задолженности и т. п. Информация должна быть детализирована по средствам государственного бюджета и средствам местного бюджета с разбивкой по капитальным и текущим расходам.

 


 

 

1 — при необходимости — за другой период, если это необходимо для подтверждения достоверности объемов кредиторской задолженности;

2 — при проверке распорядителей и получателей средств местного бюджета — в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе;

3 — проведение фактической проверки путем инициирования проведения инвентаризации; обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг и проведения других действий в соответствии с полномочиями контролирующего органа при участии материально ответственных лиц объекта контроля, а в случае проверки объема выполненных работ — также представителей субъекта хозяйствования — исполнителя работ (при необходимости).

В случае необходимости — проведение встречных сверок на предприятиях, в учреждениях и организациях с целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.

Привлечение квалифицированных специалистов соответствующих органов исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции и т. п. (при необходимости).

<…>