Прежде чем ответить на поставленный вопрос, напомним, что должностные оклады работникам учебных заведений устанавливают согласно приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.
Так, согласно приложению 11 к этому приказу для юрисконсультов и других специалистов заведений образования в зависимости от квалификационной категории предусмотрены такие тарифные разряды:
— ведущий — 10-й тарифный разряд;
— I категории — 9-й тарифный разряд;
— II категории — 8-й тарифный разряд;
— без категории — 7-й тарифный разряд.
Заметим, что при установлении квалификационных категорий следует использовать Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1 «Профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности», утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 (далее — Справочник № 336). В соответствии с этим Справочником юрисконсульт относится к профессионалам. Для лиц, которые занимают эту должность, устанавливаются следующие квалификационные требования:
ведущий юрисконсульт: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); стаж работы по профессии юрисконсульта 1-й категории — не менее 2 лет;
юрисконсульт 1-й категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); для магистра — без требований к стажу работы, специалиста — стаж работы по профессии юрисконсульта 2-й категории — не менее 1 года;
юрисконсульт 2-й категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист); стаж работы по профессии юрисконсульта — не менее 1 года;
юрисконсульт: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист), без требований к стажу работы.
Если внимательно пересмотреть указанные требования, то станет понятным, что для присвоения II квалификационной категории юрисконсульту необходимо иметь стаж работы по профессии не менее 1 года и полное высшее образование. И если со стажем у работника в рассматриваемом случае все в порядке, то вот с уровнем образования — нет, ведь он имеет неполное высшее юридическое образование (диплом «бакалавра»). Как же быть в этой ситуации? Возможно ли работнику без надлежащего уровня образования повысить квалификационную категорию?
Для ответа на этот вопрос следует обратиться к содержанию п. 11 Справочника № 336. Он говорит о том, что лица, которые не имеют соответствующего образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но имеют достаточный практический опыт и успешно выполняют в полном объеме возложенные на них задачи и обязанности, могут быть, как исключение, оставлены в занимаемой должности или назначены на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии. Поэтому для установления юрисконсульту вуза более высокой категории, а соответственно и тарифного разряда, нужно проведение квалификационной аттестации.
Присвоение и повышение квалификационных категорий работникам осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации (п. 10 Общих положений Справочника № 336).
В соответствии с разъяснениями специалистов Минтруда, которые предоставлены ими в письме от 29.09.2010 г. № 299/13/116/10, порядок присвоения квалификационной категории может регламентироваться положением, которое принимается в учреждении как приложение к коллективному договору или утверждается руководителем по согласованию с профсоюзным органом, в соответствии с которым возможно создание комиссии для решения вышеуказанных вопросов. Для повышения квалификационной категории работнику руководитель структурного подразделения выступает с ходатайством к руководителю учреждения. Руководитель учреждения в свою очередь рассматривает ходатайство и издает приказ о проведении квалификационной аттестации и утверждении состава комиссии (в случае ее отсутствия).
Но при решении вопроса повышения квалификационной категории работнику не следует забывать о наличии вакантной должности специалиста соответствующей квалификационной категории в штатном расписании. В случае, если такая вакансия в штатном расписании отсутствует, нужно внести в него соответствующие изменения. Если же решение о повышении категории комиссией по квалификационной аттестации принято и в штатном расписании имеется вакантная должность «юрисконсульт II категории», то на основании протокола заседания аттестационной комиссии издается приказ о переводе работника на должность с присвоенной категорией и вносится соответствующая запись в трудовую книжку, например: «переведен на должность юрисконсульта II категории». С этого времени работнику устанавливается 8-й тарифный разряд и соответствующий ему должностной оклад по ЕТС.
Подытожим: для повышения тарифного разряда юрисконсульту вуза нужно проведение квалификационной аттестации, а также чтобы учреждение действительно имело необходимость в специалисте более высокой квалификационной категории, ведь именно это будет основанием для внесения изменений в штатное расписание и перевода работника на другую должность.