29.01.2018

Запрет размещения временных сооружений: правомерно ли?

Является ли правомерным запрет размещения временных сооружений коммунальной и частной собственности органом местного самоуправления при условии отсутствия детальной схемы и генерального плана?

В первую очередь отметим, что временное сооружение (далее — ВС) торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности — это одноэтажное сооружение, которое изготовляется из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенным техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без обустройства фундамента.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI размещение временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности осуществляется в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере градостроения. На сегодня это Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.2011 г. № 244 (далее — Порядок № 244).

По решению сельского, поселкового, городского, районного совета разрабатываются комплексная схема размещения ВС и архитектурный тип ВС субъектом хозяйствования, который имеет лицензию на выполнение проектных работ, или архитектором, который имеет соответствующий квалификационный сертификат, и утверждаются решением (распоряжением, приказом) исполнительного органа соответствующего совета, районной государственной администрации.

Разработка комплексной схемы размещения ВС и архитипа осуществляется за счет средств местного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством.

Комплексная схема размещения ВС в пределах улицы (сквера, бульвара, переулка, спуска, проезда, площади, майдана и т. п.), микрорайона (квартала), населенного пункта — это текстовые и графические материалы, которыми определяются места расположения ВС, разработанные с учетом требований строительных, санитарно-гигиенических норм, а также существующих градостроительных ограничений, требований относительно охраны окружающей природной среды и рационального использования территорий, охраны историко-культурного наследия, земельно-хозяйственного уклада.

Как указано в п. 1.12 Порядка № 244, при размещении ВС учитываются все имеющиеся планировочные ограничения, предусмотренные строительными нормами.

Основанием для размещения ВС является паспорт привязки ВС.

Заказчик, который намеревается установить ВС, обращается в соответствующий исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, районную государственную администрацию с соответствующим заявлением в произвольной форме о возможности размещения ВС.

К заявлению прилагаются:

— графические материалы с указанием желательного места расположения ВС, выполненные заказчиком в произвольной форме на топографо-геодезической основе М 1:500 чертежами контуров ВС с привязкой к местности;

— реквизиты заказчика (наименование, Ф. И. О., адрес, контактная информация).

При этом указанный перечень документов является исчерпывающим.

Соответствие намерений относительно места расположения ВС комплексной схеме размещения ВС (в случае ее наличия) строительным нормам определяет соответствующий орган по вопросам градостроительства и архитектуры, который создан в составе исполнительного органа соответствующего сельского, поселкового, городского совета, районной государственной администрации, в течение десяти рабочих дней со дня подачи указанного заявления.

При этом в случае отсутствия в составе соответствующего исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета органа по вопросам градостроительства и архитектуры соответствие намерений относительно места расположения ВС на территории сельского, поселкового, городского совета определяет орган по вопросам градостроительства и архитектуры соответствующей районной государственной администрации по территориальной принадлежности. В таком случае срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней.

Согласно п. 2.5 Порядка № 244 о соответствии намерений заказчика относительно места расположения ВС комплексной схеме размещения ВС (в случае ее наличия) строительным нормам заказчик уведомляется соответствующим органом по вопросам градостроительства и архитектуры в письменном виде в течение трех рабочих дней со дня такого определения соответствия намерений или заказчику предоставляется аргументированный отказ относительно реализации намерений размещения ВС.

Для оформления паспорта привязки заказчик обращается в орган по вопросам градостроительства и архитектуры с дополнительным заявлением относительно оформления паспорта привязки ВС, к которому прилагает:

— схему размещения ВС, которая приведена в приложении 1 к Порядку № 244;

— эскизы фасадов ВС в цвете М 1:50 (для стационарных ВС), которые изготовляет субъект хозяйствования, имеющий лицензию на выполнение проектных работ, или архитектор, который имеет соответствующий квалификационный сертификат;

— схему благоустройства прилегающей территории, составленную заказчиком или субъектом предпринимательской деятельности, который имеет соответствующую лицензию, архитектором, который имеет соответствующий квалификационный сертификат, в соответствии с Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов Украины» от 06.09.2005 г. № 2807-IV;

— технические условия относительно инженерного обеспечения (при наличии), полученные заказчиком у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Указанные документы заказчик получает самостоятельно.

Паспорт привязки ВС оформляется органом по вопросам градостроительства и архитектуры в течение 10 рабочих дней со дня подачи указанного заявления.

В соответствии с п. 2.14 Порядка № 244 паспорт привязки ВС не предоставляется при условиях:

— представления неполного пакета документов, определенных п. 2.6 Порядка № 244;

— представления недостоверных сведений, указанных в п. 2.6 Порядка № 244.

Непредоставление паспорта привязки по другим основаниям не допускается.

Действие паспорта привязки приостанавливается при таких условиях:

— необходимость проведения плановых ремонтных работ на земельном участке, на котором размещено ВС, — с обязательным предупреждением владельца ВС за 1 месяц и предоставлением временного места для размещения такого ВС;

— необходимость проведения аварийных ремонтных работ на земельном участке, на котором размещено ВС, — без предупреждения.

Действие паспорта привязки ВС аннулируется при таких условиях:

— несоблюдение требований паспорта привязки при его установке;

— неустановка ВС в течение 6 месяцев с даты получения паспорта привязки;

— предоставление недостоверных сведений в документах, указанных в п. 2.6 Порядка № 244, во время подготовки паспорта привязки ВС.

Также отметим, что в соответствии со ст. 12 Закона Украины «Об основах градостроительства» от 16.11.92 г. № 2780-XII к компетенции сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства на соответствующей территории относится утверждение в соответствии с законодательством местных программ, генеральных планов соответствующих населенных пунктов, планов зонирования территорий, а при отсутствии утвержденных в установленном законом порядке планов зонирования территории — детальных планов территорий.

К компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов в сфере градостроительства относятся:

— утверждение детальных планов территорий при наличии утвержденных в установленном законом порядке планов зонирования территории;

— определение территорий для градостроительных нужд;

— внесение предложений относительно установления и изменения границ населенных пунктов в соответствии с законом.

Градостроительная документация — это утвержденные текстовые и графические материалы, которыми регулируется планирование, застройка и другое использование территорий.

Градостроительная документация является основой для:

— решения вопросов рационального использования территорий, регулирования расселения;

— подготовки обоснованных предложений относительно установления и изменения границ населенных пунктов;

— подготовки исходных данных для разработки землеустроительной документации;

— решения вопросов относительно расположения и проектирования нового строительства, осуществления реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов градостроительства и упорядочивания территорий;

— решения вопросов относительно изъятия (выкупа), передачи (предоставления) земельных участков в собственность или пользование граждан и юридических лиц.

Итак, как видим, действующее законодательство не содержит нормы относительно запрета размещения временных сооружений коммунальной и частной собственности органом местного самоуправления при условии отсутствия детальной схемы и генерального плана. Также заказчик размещения ВС никоим образом не отвечает за разработку и утверждение градостроительной документации, поэтому и не должен отвечать за ее отсутствие.