11.03.2019

КЭКР для вывоза отходов

Горячие споры между распорядителями бюджетных средств относительно применения КЭКР для оплаты услуг по вывозу отходов не утихают и до сих пор. Да это и понятно, ведь после того как Минфин приказом «Об утверждении Изменений к Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета» от 03.12.2018 г. № 953 откорректировал суть некоторых КЭКР, в частности КЭКР 2275, распорядители были поставлены в тупик.

Поскольку после этих изменений с 01.01.2019 г. для оплаты услуг по вывозу отходов в Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), по факту предусмотрено два КЭКР, а именно:

2275 «Оплата других энергоносителей и других коммунальных услуг» — для оплаты прочих коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с бытовыми отходами;

2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» — для оплаты услуг по вывозу отходов и их утилизации и обезвреживанию, в том числе биоотходов, твердых бытовых отходов (кроме услуг, относящихся к коммунальным услугам), отходов с содержанием драгоценных металлов или вредных веществ и т. п.

Учитывая это, неудивительно, что наши читатели обращаются в нашу редакцию с вопросом: нужно ли осуществлять перераспределение расходов с КЭКР 2240 на КЭКР 2275? А если оплата таких услуг уже осуществлена по КЭКР 2240, то является ли это нецелевым использованием средств? Вообще-то, если внимательно пересмотреть Инструкцию № 333, по категории КЭКР 2270 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей» бюджетные учреждения осуществляют платежи по оплате коммунальных услуг и энергоносителей, включая оплату энергоносителей для производственных и общественных нужд, и оплату энергосервиса. То есть КЭКР, которые входят в эту категорию, предназначены именно для оплаты коммунальных услуг.

Все вроде бы так и есть, но этой логике несколько мешает разъяснение к применению КЭКР 2240, которое осталось без всяких изменений.

Поэтому считаем, что все-таки с 01.01.2019 г. оплату услуг по вывозу бытовых отходов целесообразно осуществлять именно по КЭКР 2275. В таком случае предмет договора желательно формулировать так, как указано в разъяснении к КЭКР 2275, то есть «услуги по обращению с бытовыми отходами». К тому же при рассмотрении этого вопроса стоит обратиться к терминологии Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР, что и сделали авторы письма от 22.01.2019 г. № 16-06-06/1462.

В данном Законе определено, что обращением с отходами являются действия, направленные на предотвращение образования отходов, их сбор, перевозку, сортировку, хранение, обработку, переделку, утилизацию, удаление, обезвреживание и захоронение, включая контроль за этими операциями и надзор за местами удаления. Как видим, такие операции с отходами, как сбор, перевозка, утилизация и т. п., являются составными частями термина «обращение с отходами».

Учитывая разъяснение, приведенное в письме, Госказначейство не выступает категорически против применения КЭКР 2240. А потому нет оснований считать оплату услуг вывозом отходов по КЭКР 2240 нецелевым использованием средств. По крайней мере, пока не внесены соответствующие изменения в Инструкцию № 333.

Добавим также, что на практике органы Казначейства принимают документы на оплату услуг за вывоз отходов как по КЭКР 2275, так и по КЭКР 2240. Но тем учреждениям, которые планируют платить за вывоз отходов по КЭКР 2240, советуем иметь определенные аргументы для отстаивания своей точки зрения перед органом Казначейства. Например, для этого в заключенном договоре должно быть четко сформулировано, что предметом договора является предоставление услуг по вывозу и утилизации отходов.