27.01.2020

О вступлении в силу и введении в действие новой редакции Закона

Письмо от 21.12.2019 г. № 3304-04/55553-06

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины как Уполномоченный орган, который осуществляет регулирование и реализует государственную политику в сфере закупок, сообщает.

20.10.2019 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно совершенствования публичных закупок» от 19.09.2019 г. № 114-ІХ (далее — новая редакция Закона).

Проект новой редакции Закона был разработан с целью гармонизации правил публичных закупок согласно стандартам Европейского Союза в части имплементации новых элементов регулирования публичных закупок и усовершенствования существующих.

Согласно Разделу X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие через шесть месяцев со дня его опубликования, то есть с 19.04.2020 г., а раздел VI — через 12 месяцев со дня его опубликования, то есть с 19.10.2020 г.

О завершении процедур закупок, начатых до введения в действие новой редакции Закона, и выполнении заключенных договоров

В соответствии с пунктом 5 Раздела X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до введения в действие этого Закона, завершаются в соответствии с порядком, который действовал до введения в действие этого Закона.

Вместе с тем пунктом 6 Раздела X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона предусмотрено, что договоры о закупке, заключенные в порядке и на условиях, установленных до введения в действие этого Закона, выполняются в полном объеме до окончания срока, на который такие договоры были заключены. Изменения в такие договоры вносятся в порядке и на условиях, установленных до введения в действие этого Закона.

Договорные отношения регулируются Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины.

Частью первой статьи 629 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК Украины) установлено, что договор является обязательным для выполнения сторонами.

Сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором согласно части первой статьи 631 ГК Украины.

Следовательно, если договор не прекратил действие и обязательства, принятые сторонами, не выполнены, выполнение таких обязательств должно осуществляться в соответствии с условиями договора и с соблюдением законодательства в целом.

В свою очередь, статьей 58 Конституции Украины установлено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

В то же время в соответствии с решением Конституционного Суда Украины от 09.02.1999 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте.

Учитывая, что такое указание в новой редакции Закона отсутствует, его действие не распространяется на правоотношения субъектов, которые возникли до введения в действие новой редакции Закона.

Об общих положениях новой редакции Закона

Общие положения новой редакции Закона содержат ряд следующих нововведений:

1. Статья 1 предусматривает новые сроки, такие как: аномально низкая цена тендерного предложения, стоимость жизненного цикла, электронный каталог, техническая спецификация к предмету закупки, упрощенная закупка, предложение упрощенной закупки и победитель упрощенной закупки.

2. Частью четвертой статьи 2 введены категории заказчиков:

органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в пункте 1 части первой этой статьи;

органы социального страхования, указанные в пункте 2 части первой этой статьи;

предприятия, учреждения, организации, указанные в пункте 3 части первой этой статьи;

юридические лица и/или субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования, указанные в пункте 4 части первой этой статьи.

3. Частью четвертой статьи 4 предусмотрено, что заказчики могут проводить предварительные рыночные консультации с целью анализа рынка, в том числе спрашивать и получать рекомендации и информацию от субъектов хозяйствования.

Консультации с рынком могут проводиться через электронную систему закупок путем направления вопросов заказчиком и получения ответов от субъектов хозяйствования или путем организации открытых встреч с потенциальными участниками.

Проведение заказчиком предварительных рыночных консультаций будет способствовать открытости и прозрачности закупочного процесса. Полученные рекомендации и информация по результатам проведения рыночных консультаций могут использоваться заказчиком во время подготовки к проведению закупки, а именно в части установления технических требований к предмету закупки, квалификационных критериев к участникам, привлечения широкого круга потенциальных участников.

Об организации закупочной деятельности заказчика

Начиная с 01.01.2022 г. организацией закупок будут заниматься исключительно уполномоченные лица.

Вместе с тем обращаем внимание заказчиков, что сейчас предусмотрена возможность организации и проведения процедур закупок тендерным комитетом до 01.01.2022 г.

Вместе с тем уполномоченное лицо для осуществления своих функций, определенных этим Законом, будет подтверждать свой уровень обладания необходимыми (базовыми) знаниями в сфере публичных закупок на веб-портале Уполномоченного органа путем прохождения бесплатного тестирования. Порядок организации тестирования уполномоченных лиц определяется Уполномоченным органом.

Обращаем внимание, что уполномоченным лицам необходимо пройти тестирование до 01.01.2022 г.

Переход на новый формат работы обеспечит профессиональную организацию закупочной деятельности заказчиков, повышение эффективности закупок, снижение административной нагрузки на непрофильных специалистов и обеспечение соответствующей оплаты труда.

Об обжаловании процедур закупок

Новой редакцией Закона предусмотрены, в частности, изменения, которые касаются порядка обжалования процедур закупок:

1) взимание платы за подачу жалобы будет осуществляться через электронную систему закупок;

2) плата за подачу жалобы будет возвращаться в случае ее удовлетворения;

3) размер платы, порядок осуществления платы и ее возврата субъекту обжалования определяется Кабинетом Министров Украины;

4) жалоба не может быть отозвана в случае, если такая жалоба внесена в реестр жалоб и по ней сформирована регистрационная карточка;

5) срок рассмотрения жалобы органом обжалования составляет 10 рабочих дней с даты начала рассмотрения жалобы, который может быть аргументированно продолжен органом обжалования до 20 рабочих дней;

6) электронная система закупок автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует решения заказчика об отмене тендера или признании его не состоявшимся, отмене переговорной процедуры закупки, договор о закупке и отчет о результатах проведения закупки после подачи субъектом обжалования жалобы в орган обжалования;

7) право на обжалование не ограничивает права субъекта обжалования обращения в суд без предварительного обращения в орган обжалования.

Об основаниях для отказа в участии в процедуре закупки

Новой редакцией Закона установлены новые дополнительные основания относительно:

1) обязанности принятия заказчиком решения об отказе участнику в участии в процедуре закупки и отклонении тендерного предложения участника или отказе в участии в переговорной процедуре закупки (кроме случаев, указанных в пунктах 2, 4, 5 части второй статьи 40 этого Закона) в случае, если:

— служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, уполномоченное участником представлять его интересы во время проведения процедуры закупки, физическое лицо, которое является участником, было привлечено согласно закону к ответственности за совершение правонарушения, связанного с использованием детского труда или любыми формами торговли людьми.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.04.2012 г. № 303 утверждено Положение о создании и функционировании Единого государственного реестра преступлений торговли людьми (далее — Реестр).

В соответствии с пунктом 5 Положения Держателем (владельцем) Реестра является МВД;

— участник процедуры закупки является лицом, к которому применена санкция в виде запрета на осуществление у него публичных закупок товаров, работ и услуг по закону Украины «О санкциях»;

2) права принять решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки в течение трех лет с даты досрочного расторжения такого договора, если участник процедуры закупки не выполнил свои обязательства по ранее заключенному договору о закупке с этим самым заказчиком, если это привело к досрочному расторжению такого договора, и были применены санкции в виде штрафов и/или возмещения убытков.

В соответствии с частью первой статьи 651 ГК Украины изменение или расторжение договора допускается только при согласии сторон, если иное не установлено договором или законом.

Вместе с тем согласно части второй статьи 651 ГК Украины договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в иных случаях, установленных договором или законом.

Частью пятой статьи 17 установлено, что заказчик не будет требовать документального подтверждения публичной информации, обнародованной в форме открытых данных согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации» и/или содержащейся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным, или публичной информации, которая является доступной в электронной системе закупок.

При этом обращаем внимание, что новой редакцией Закона изменены сроки и конкретизирован способ предоставления победителем информации об отсутствии оснований, указанных в статье 17 новой редакции Закона.

О других нововведениях в новой редакции Закона

Новая редакция Закона вводит ряд концептуальных изменений относительно осуществления публичных закупок, а именно:

— упрощенные закупки;

— новую конкурентную процедуру закупок — торги с ограниченным участием;

— определение аномально низкой цены тендерного предложения;

— возможность исправления несоответствия в информации и/или документах, поданных в составе тендерного предложения, в течение 24 часов;

— изменения в критериях оценки.

Упрощенные закупки

Упрощенная закупка — приобретение заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тысяч гривень и меньше стоимости, установленной в пунктах 1 и 2 части первой статьи 3 новой редакции Закона.

Порядок проведения упрощенных закупок определен статьей 14 новой редакции Закона.

Упрощенная закупка состоит из следующих этапов:

1) обнародование объявления о проведении упрощенной закупки;

2) уточнение информации, указанной заказчиком в объявлении о проведении упрощенной закупки;

3) представление предложений участниками;

4) проведение электронного аукциона в соответствии со статьей 30 этого Закона;

5) рассмотрение на соответствие условиям, определенным в объявлении о проведении упрощенной закупки, и требованиям к предмету закупки, предложению участника;

6) определение победителя упрощенной закупки и заключение договора о закупке;

7) размещение отчета о результатах проведения закупки в соответствии со статьей 19 этого Закона.

В то же время частью седьмой статьи 3 новой редакции Закона определен отдельный перечень случаев для приобретения заказчиком товаров, работ и услуг, стоимость которых равна или превышает 50 тысяч гривень и меньше стоимости, установленной в пунктах 1 и 2 части первой этой статьи без применения порядка проведения упрощенных закупок.

Торги с ограниченным участием

Процедуру закупок торги с ограниченным участием заказчик сможет применять в случае необходимости предварительной проверки квалификации участников путем проведения квалификационного отбора. Такая процедура может применяться в случае, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров и услуг — 133 тысячам евро; для работ — 5150 тысячам евро. Указанная процедура может быть применена после введения в действие Раздела VI, то есть с 19.10.2020 г.

Аномально низкая цена тендерного предложения (далее — АНЦ)

Механизм определения АНЦ установлен для предупреждения возникновения проблем с демпингом, возможной недобросовестной конкуренцией и антиконкурентным поведением на рынке.

Аномально низкой будет считаться цена (приведенная цена) наиболее экономически выгодного предложения, которая является меньшей:

— на 40 или больше процентов от среднеарифметического значения других предложений на начальном этапе аукциона, и/или

на 30 или больше процентов от следующей цены/приведенной цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона.

АНЦ определяется системой автоматически.

Заказчик обязан отклонить тендерное предложение участника в случае непредоставления обоснования АНЦ в установленные сроки.

Заказчик может отклонить тендерное предложение участника в случае ненадлежащего обоснования АНЦ.

Возможность исправления несоответствия в информации и/или документах, поданных в составе тендерного предложения, в течение 24 часов

Одним из нововведений является обязанность заказчика обратиться через электронную систему закупок к участнику путем размещения сообщения об устранении несоответствия в информации и/или документах, поданных участником в составе тендерного предложения. Вместо этого участник исправляет несоответствия в информации и/или документах, поданных в составе тендерного предложения, путем загрузки через электронную систему закупок уточненных или новых документов в течение 24 часов.

При этом в случае, если участник не исправляет несоответствия в информации и/или документах, заказчик отклоняет его тендерное предложение. В то же время в соответствии с частью шестнадцатой статьи 29 новой редакции Закона участником могут быть исправлены только несоответствия в информации и/или документах:

1) которые подтверждают соответствие участника процедуры закупки квалификационным критериям в соответствии со статьей 16 этого Закона;

2) в подтверждение права подписи тендерного предложения и/или договора о закупке.

Изменения в критериях оценки

В соответствии с частью третьей статьи 29 новой редакции Закона критериями оценки являются:

1) цена; или

2) стоимость жизненного цикла; или

3) цена/стоимость жизненного цикла вместе с другими критериями оценки, в частности, такими как: условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров, применение мероприятий охраны окружающей среды и/или социальной защиты, которые связаны с предметом закупки.

В новой редакции Закона отсутствует понятие «закупка, которая имеет сложный или специализированный характер».

Следовательно, новой редакцией Закона предусмотрено, что при закупке любых товаров, работ и услуг могут быть применены альтернативные критерии оценки: цена; стоимость жизненного цикла; цена/стоимость жизненного цикла вместе с другими критериями оценки.

В то же время обращаем внимание, что пунктом 3 Раздела X «Заключительные и переходные положения» новой редакции Закона предусмотрено внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Так, изменения касаются размеров и субъектов наложения штрафа.

Заодно информируем, что теперь Министерством и Государственным предприятием «Прозорро» разрабатываются необходимые нормативно-правовые акты и проводится работа по технической реализации требований законодательства в электронной системе закупок. Обобщенные письма рекомендательного характера относительно применения требований новой редакции Закона постепенно будут подготавливаться и размещаться на Информационном ресурсе Уполномоченного органа после введения его в действие.

В то же время отмечаем, что письма Министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор департамента сферы публичных закупок Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Л. Лахтионова