16.06.2025
Определение и виды смазочных материалов, в т. ч. используемых для работы транспортных средств, приведены в ДСТУ 3437-96 «Нефтепродукты. Сроки и определения»*.
* ДСТУ 3437-96 «Нефтепродукты. Сроки и определения», утвержденный приказом Госстандарта от 17.10.96 № 428.
Так какие же именно бывают смазочные материалы?
Условно смазочные материалы подразделяют на жидкостные (смазочные масла) и пластичные (смазки).
Так, к смазочным маслам относят масла, используемые для уменьшения трения между подвижными поверхностями.
По назначению и сфере использования смазочные масла подразделяют на: моторное, трансмиссионное, индустриальное, антикоррозионное, компрессорное, цилиндровое, газотурбинное и турбинное.
Тогда как смазка представляет собой пластичный материал — структурированное загустителем масло, применяемое для уменьшения трения, консервирования изделий и герметизации уплотнений.
Следовательно, для технического обслуживания двигателей внутреннего сгорания транспортных средств используют именно моторное масло. Оно уменьшает трение между подвижными частями, защищает двигатель от износа, коррозии и перегрева.
При этом моторное масло может быть:
— синтетическим, полусинтетическим или минеральным — по составу;
— для бензиновых, дизельных или универсальных двигателей — по назначению.
На упаковке производитель обязательно указывает марку и вязкость моторного масла. Обычно бюджетные учреждения покупают такое масло в канистрах от 1 до 10 литров в зависимости от вида транспортного средства и объема его двигателя. Невзирая на это, моторное масло следует учитывать не в бутылках или канистрах, а в литрах. Но об этом немного позже.