08.06.2009
ПРАВЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ УКРАИНЫ
Об утверждении Порядка подачи электронных отчетов в рабочие
органы Фонда социального страхования от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний Украины
Постановление от 26 февраля 2009 г. № 16
В соответствии с абзацем 11 пункта 7 части седьмой, частей восьмой, двенадцатой статьи 17
Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» правление Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины постановляет:1. Разрешить исполнительной дирекции Фонда и ее рабочим органам принимать электронные отчеты от страхователей.
2. Утвердить Порядок подачи электронных отчетов в рабочие органы Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (прилагается).
3. Исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины подготовить Регламент работы с электронными отчетами в исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и ее рабочих органах.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполнительную дирекцию Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.
Заместитель председателя правления В. Иванкевич
Порядок подачи электронных отчетов в рабочие органы
исполнительной дирекции Фонда социального страхования
от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний Украины
Утвержден постановлением правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 26 февраля 2009 г. № 16
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с законами Украины «Об электронных документах и электронном документообороте», «Об электронной цифровой подписи», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», а также Порядком применения электронной цифровой подписи органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной формы собственности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.2004 г. № 1452.1.2.
Настоящий Порядок определяет общие принципы организации информационного обмена при подаче Страхователями электронных отчетов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Фонд).1.3.
В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:Средство криптографической защиты информации
— программное, аппаратно-программное, аппаратное или другое средство, предназначенное для криптографической защиты информации, в том числе наложение и проверка электронной цифровой подписи, имеющее сертификат соответствия или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации.Отчет
— документальные сведения, создаваемые и подаваемые Страхователями в сроки, в порядке и по форме, установленным Фондом.Электронный отчет
— отчет, формируемый Страхователем с помощью специализированного программного обеспечения и подаваемый им в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда в соответствии с настоящим Порядком.Электронный документ в системе подачи электронных отчетов
— электронный отчет и электронная квитанция, включая обязательные реквизиты электронного документа.Формат электронного отчета (квитанции)
— формализованное описание состава и структуры данных отчета либо квитанции, включая описание электронной цифровой подписи, которая делает отчет или квитанцию электронными документами, пригодными для обработки электронными средствами системы электронной отчетности.Подача электронных отчетов
— определенная настоящим Порядком последовательность действий субъектов электронной отчетности, направленных на отправление и получение электронных отчетов в рамках системы электронной отчетности.Электронная квитанция
— уведомление об определенном электронном отчете, сформированное в соответствии с форматом электронной квитанции в системе электронной отчетности.Система электронной отчетности
— совокупность организационно-правовых мероприятий и электронных средств субъектов электронной отчетности, обеспечивающая подачу электронных отчетов.Субъекты электронной отчетности
— Страхователи, Операторы, Центр обработки электронных отчетов, рабочие органы исполнительной дирекции Фонда, Аккредитованные центры сертификации ключей, являющиеся отдельными участниками системы электронной отчетности.Специализированное программное обеспечение
— программное обеспечение, предназначенное для создания, передачи и обработки электронных документов согласно настоящему Порядку.Страхователи
— работодатели и другие юридические или физические лица, которые в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» обязаны уплачивать страховые взносы в Фонд и Инструкцией о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12.07.2007 г. № 36 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.08.2007 г. под № 867/14134, обязаны подавать отчеты в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда.Центр обработки электронных отчетов
— структурное подразделение исполнительной дирекции Фонда, выполняющее функции информационно-технического администратора Архива электронных документов в системе электронной отчетности.Квитанция об отправлении электронного отчета (далее — первая квитанция)
— электронная квитанция, которая создается Оператором электронной отчетности с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяет факт, дату и время отправления (неотправления) электронного отчета от Страхователя.Квитанция о получении электронного отчета (далее — вторая квитанция)
— электронная квитанция, которая создается Центром обработки электронных отчетов с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяет факт, дату и время получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов и подачи его в соответствующие рабочие органы исполнительной дирекции Фонда.Квитанция о приеме (неприеме) электронного отчета (далее — третья квитанция)
— электронная квитанция, которая создается Центром обработки электронных отчетов с помощью специализированного программного обеспечения и удостоверяет факт, дату и время доставки и приема (неприема) электронного отчета соответствующим рабочим органом исполнительной дирекции Фонда.Архив электронных документов
— централизованное хранилище электронных отчетов и электронных квитанций, находящееся в Центре обработки электронных отчетов и предназначенное для регистрации, накопления и многоразового использования данных из электронных отчетов в автоматизированной информационной системе Фонда.Оператор электронной отчетности (далее — Оператор)
— юридическое лицо, которое на договорных началах предоставляет услуги, в том числе по обмену электронными документами в системе электронной отчетности между Страхователями, Центром обработки электронных отчетов и Аккредитованными центрами сертификации ключей в соответствии с настоящим Порядком и соответствует техническим и квалификационным требованиям к Оператору, определенным исполнительной дирекцией Фонда.1.4.
Прочие термины применяются в значениях, приведенных в законах Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и электронном документообороте», «О телекоммуникациях», «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах».
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ ДОКУМЕНТАМ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1.
Электронные документы (электронный отчет, первая квитанция, вторая квитанция) передаются между субъектами электронной отчетности только с наложенной электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП).2.2.
Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП Страхователя (его должностных лиц), сформированные и поданные в соответствии с настоящим Порядком, согласно законодательству Украины являются оригиналами и имеют юридическую силу.2.3.
Форматы электронных документов определяются исполнительной дирекцией Фонда и подлежат обнародованию.
3. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОЙ ОТЧЕТНОСТИ
3.1.
Отчет в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда в районах, городах или районе в городе, где Страхователь состоит на учете, может быть подан (направлен):на бумажных носителях;
в электронном формате через Оператора с помощью программных средств и любых средств телекоммуникационной связи, гарантирующих доставку электронного отчета в течение двух часов.
3.2.
Подача отчетов на бумажных носителях регулируется нормами Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением правления Фонда от 12.07.2007 г. № 36 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 01.08.2007 г. под № 867/14134.3.3.
Подача Страхователем отчетов в электронном формате осуществляется по его инициативе в соответствии с требованиями настоящего Порядка и действующего законодательства. Подача электронного отчета в соответствии с данным Порядком дает Страхователю право не подавать соответствующие отчеты на бумажных носителях.Электронные отчеты с обязательными реквизитами, в том числе с ЭЦП Страхователя (его должностных лиц), поданные в соответствии с настоящим Порядком, согласно законодательству являются оригиналами, имеют юридическую силу и могут использоваться в качестве доказательства в суде либо при рассмотрении споров в досудебном порядке.
3.4.
Рабочие органы исполнительной дирекции Фонда обеспечивают обнародование информации о возможности подачи электронных отчетов, порядке их подачи, адресах и контактных телефонах Операторов.Вопросы организационно-технического характера функционирования системы электронной отчетности, не урегулированные настоящим Порядком, определяются отдельными регламентами (протоколами).
3.5.
После заключения договора со Страхователем Оператор информирует об этом рабочий орган исполнительной дирекции Фонда в районе, городе или районе в городе, где Страхователь состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов.3.6.
Электронный отчет подается Страхователями с помощью информационно-телекоммуникационных систем Оператору, который проверяет и передает электронный отчет в Центр обработки электронных отчетов.3.7.
Отношения Страхователя с Оператором и Оператора с Исполнительной дирекцией Фонда по выполнению настоящего Порядка определяются на договорных началах.3.8.
Все другие действия и условия по информационному обмену и предоставлению дополнительных услуг в системе электронной отчетности, не урегулированные настоящим Порядком, определяются отдельными документами между субъектами электронной отчетности.3.9.
Решение споров о подаче электронных отчетов осуществляется в том же порядке, что и при подаче отчетов на бумажных носителях.3.10.
Если при подаче электронных отчетов Страхователем не были соблюдены требования настоящего Порядка, ответственность за неподачу отчетов в Фонд несет Страхователь.3.11
. Оператор не несет ответственности за содержание электронных отчетных документов.3.12.
Специализированное программное обеспечение должно соответствовать следующим требованиям:3.12.1.
отвечать требованиям законодательства по защите информации;3.12.2.
использовать криптографические алгоритмы и библиотеки, имеющие положительное заключение государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации;3.12.3.
базироваться на промышленно пригодных технологических решениях.3.13.
Специализированное программное обеспечение должно выполнять следующие основные функции:3.13.1.
создание электронных отчетов в определенном формате, осуществление автоматизированного контроля за согласованностью показателей электронного отчета;3.13.2.
заверение ЭЦП, подтверждение ЭЦП, наложенного на электронный отчет или на электронную квитанцию с использованием усиленного сертификата ключа;3.13.3.
передачу и получение электронных документов в системе электронной отчетности;3.13.4.
хранение (архивирование) электронных отчетов и электронных квитанций, возможность их восстановления из архива;3.13.5.
экспорт электронных отчетов и квитанций на внешние носители данных в оригинальном формате и в формате, пригодном для печати;3.13.6.
визуальное отображение электронных отчетов, являющихся отражением данных, которые отчет содержит, электронными средствами и на бумаге в форме, действительной для этого отчета.3.14.
Субъекты электронной отчетности должны использовать совместимые средства криптографической защиты информации.
4. ПОДАЧА ЭЛЕКТРОННЫХ ОТЧЕТОВ
4.1.
Электронные отчеты подаются Страхователями в сроки подачи, установленные законодательством для соответствующих отчетов в бумажной форме.4.2.
Страхователь создает и заполняет электронный отчет в соответствии с утвержденным форматом с помощью специализированного программного обеспечения.После подготовки Страхователем электронного отчета на него налагается ЭЦП Страхователя (его должностных лиц).
Страхователь отправляет подготовленный электронный отчет Оператору для обеспечения гарантированной доставки электронного отчета в Центр обработки электронных отчетов.
4.3.
Оператор обеспечивает круглосуточный прием электронных отчетов от Страхователей из всех административно-территориальных единиц Украины.Первая квитанция направляется в течение двух часов с момента отправления Страхователем электронного отчета Оператору.
4.4.
После получения от Страхователя электронного отчета Оператор выполняет следующие действия:4.4.1.
проверяет действие сертификатов ключей, которыми подписан отчет;4.4.2.
проверяет формат полученного электронного отчета на соответствие утвержденным форматам электронных отчетов;4.4.3.
выполняет другие технологические проверки электронного отчета, которые могут быть определены требованиями к Оператору;4.4.4.
формирует первую квитанцию с результатами проверок;4.4.5.
фиксирует в первой квитанции дату и время отправления (неотправления) Страхователем электронного отчета;4.4.6.
направляет первую квитанцию Страхователю.4.5.
В случае положительных результатов всех проведенных проверок Оператор направляет электронный отчет и первую квитанцию в Центр обработки электронных отчетов.4.6.
В случае отрицательных результатов хотя бы одной из проведенных проверок Оператор не направляет отчет в Центр обработки электронных отчетов.Страхователь имеет право внести исправления и отправить электронный отчет Оператору повторно или подать отчет на бумажных носителях в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту учета.
4.7.
В случае неполучения Страхователем первой квитанции от Оператора в течение срока, определенного п. 4.3 настоящего Порядка, отчет считается неотправленным.Страхователь имеет право отправить электронный отчет повторно или подать отчет на бумажных носителях в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту учета.
4.8.
Центр обработки электронных отчетов осуществляет прием от Операторов электронных отчетов с 9:00 до 17:00 ежедневно, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней.Вторая квитанция направляется Оператору в течение двух часов с момента получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов. В случае поступления электронного отчета в Центр обработки электронных отчетов после 16:00 вторая квитанция направляется Оператору в течение первых двух часов следующего рабочего дня.
Вторая квитанция не является подтверждением факта доставки электронного отчета в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда.
4.9.
После получения электронного отчета от Страхователя Центр обработки электронных отчетов передает его в соответствующий рабочий орган исполнительной дирекции Фонда, на учете в котором состоит Страхователь, в порядке, определенном исполнительной дирекцией Фонда.Ответственный работник рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, где страхователь состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов, с помощью программных средств визуализации проверяет электронный отчет и принимает решение о внесении отчета в соответствующую автоматизированную систему.
Если рабочий орган исполнительной дирекции Фонда в результате проведения камеральной проверки обнаруживает арифметические или методологические ошибки в поданном страхователем электронном отчете, то Центр обработки электронных отчетов направляет страхователю через Оператора третью квитанцию о неприеме электронного отчета с уведомлением и предложением самостоятельно исправить обнаруженные ошибки и повторно направить новый отчет в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда.
Если результаты проведения камеральной проверки электронного отчета рабочим органом исполнительной дирекции Фонда положительные, то Центром обработки электронных отчетов направляется Страхователю через Оператора третья квитанция о приеме электронного отчета.
Третья квитанция направляется Страхователю после проведения камеральной проверки электронного отчета рабочим органом исполнительной дирекции Фонда в течение пяти рабочих дней с момента получения электронного отчета Центром обработки электронных отчетов от Оператора.
4.10.
Электронный отчет считается поданным в соответствии с требованиями, определенными законодательством Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если Страхователь получил от Центра обработки электронных отчетов третью квитанцию о приеме электронного отчета.4.11.
Действительным считается последний электронный или бумажный отчет, поданный Страхователем до окончания сроков подачи соответствующих отчетов, определенных законодательством.
5. ХРАНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОТЧЕТОВ
5.1.
Страхователи, Оператор и Центр обработки электронных отчетов обеспечивают хранение электронных отчетов и соответствующих электронных квитанций в форме оригиналов электронных документов, с соблюдением требований действующего законодательства по их хранению и в течение сроков, установленных действующим законодательством для соответствующих бумажных документов.5.2. Центр обработки электронных отчетов предоставляет на запрос рабочего органа исполнительной дирекции Фонда, на учете в котором состоит Страхователь, оригинал электронного отчета вместе с действующими на момент его формирования сертификатами открытых ключей Страхователя.