22.11.2010

Ремонт арендованных основных средств

Статья

Ремонт арендованных основных средств

 

За редким исключением обязанность проводить текущий ремонт арендованного основного средства возложена на арендатора. В бухгалтерском учете, как известно, затраты по ремонту относятся арендатором на расходы текущего периода. В налоговом учете согласно Закону о налоге на прибыль арендатор имеет право отнести на валовые расходы затраты на ремонт в пределах 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов на начало отчетного периода. А сумму расходов, превысившую 10-процентный лимит, — на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов (объекта основных фондов группы 1). Данная статья поможет автоматизировать учет расходов по ремонту арендованных основных средств в программе «1С Бухгалтерия 7.7».

Ирина АФАНАСЕНКО, консультант 1С, ООО «Максимум»

 

В состав затрат на ремонт основных средств могут войти расходы на приобретение материалов (запасных частей), заработная плата работников в случае проведения ремонта своими силами, расходы на оплату услуг подрядных организаций.

Для списания запчастей на проведение ремонта арендованных основных средств воспользуемся документом «

Списание ТМЦ» (меню «Журналы → Складские»). В шапке документа необходимо выбрать склад, на котором хранятся запчасти, заполнить счет списания в зависимости от назначения использования арендованного основного средства, субконто списания, причину списания. В нашем примере арендованное основное средство используется в административных целях в основной деятельности предприятия, поэтому счет списания будет 92 «Административные затраты», субконто списания соответственно счету 92: «Основная деятельность», «Содержание общехоз. ОС, НМА и пр. », причина списания — «Ремонт арендованной оргтехники» (рис. 1).

Табличную часть документа «

Списание ТМЦ» заполняют необходимыми для ремонта запчастями с помощью кнопки «Подбор» или путем добавления новых строк, проставляя только количество выбранных ТМЦ. После нажатия на кнопку «Провести» графы «Цена -», «Сумма -», «НДС», «Сумма +» будут заполнены автоматически учетными данными. Проведя документ, мы получим проводки, представленные на рис. 2.

Если предприятие специально приобретает запчасти для ремонта основных средств, то эти затраты не включают в состав валовых расходов. Для этого в момент поступления запчастей на баланс в документе «

Приходная накладная» на закладке «Дополнительные» необходимо выбрать статью валовых расходов «Не доход i не витрата».

Если же предприятие использует материалы или запчасти, ранее отнесенные на валовые расходы, то при списании их в шапке документа «

Списание ТМЦ» следует поставить флажок «На собственные нужды». После проведения документа будут откорректированы ранее увеличенные валовые расходы. В декларации по налогу на прибыль сумма таких расходов будет отражена в графе 4 таблицы 1 приложения К1/1.

Затраты по заработной плате работников, занятых ремонтом основных средств, формируются документом «

Начисление ЗП» (меню «Журналы → Зарплата»).

Важно! При отражении зарплаты работников, ремонтирующих основные средства, необходимо вручную сторнировать сформированные при проведении документа «Начисление ЗП» валовые расходы с помощью документа «Операция» (меню «Журналы — Полный журнал »). Сумма затрат на ремонт, которую следует сторнировать, рассчитывается пользователем вручную! (рис. 3).

Эту операцию осуществляют для того, чтобы избежать двойного отражения суммы валовых расходов при отнесении ремонтных затрат на валовые расходы в пределах 10-процентного порога.

В случае проведения ремонта подрядным способом выполненные работы по ремонту оформляют документом «

Услуги сторонних организаций» (меню «Журналы — Услуги сторонних организаций»). Предварительно необходимо создать элемент справочника «Номенклатура» с видом «Услуга» и выбрать счет затрат, на который будут отнесены расходы на ремонт. В документе «Услуги сторонних организаций» на закладке «Дополнительные» в качестве «Субконто валовых расходов» следует поставить «Не доход i не витрата» для того, чтобы не формировались валовые расходы.

Теперь, когда известна сумма расходов, понесенных на ремонт арендованного основного средства, можно сформировать проводку по дебету счета «ОСМ» документом «

Операция», предварительно вручную рассчитав сумму ремонтных затрат (рис. 4).

Данный счет используется программой «1С: Бухгалтерия 7.7» для учета затрат по улучшению (ремонту) основных средств в налоговом учете. Информация на счете «ОСМ» накапливается в течение отчетного налогового периода. Ежеквартально накопленная сумма на счете «ОСМ» сравнивается с 10 % совокупной балансовой стоимостью всех групп основных фондов на начало отчетного периода, и сумма в пределах 10-процентного лимита относится на валовые расходы, а сумма превышения — на увеличение балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов (объекта основных фондов группы 1). Эта операция осуществляется с помощью документа «

Закрытие налогового периода» (меню «Журналы → Прочие → Закрытия налоговых периодов»). Данный документ оформляют последним днем отчетного квартала. После проведения документ формирует проводки, представленные на рис. 5.

В нашем примере сумма балансовой стоимости основных фондов на начало отчетного периода составляет 4049583,73 грн. Следовательно, сумма расходов на проведение ремонта, равная 800,00 грн., не превысила 10-процентный ремонтный лимит, равный 404958,37 грн., и была отнесена на валовые расходы. В случае превышения затрат на ремонт 10-процентного порога (например, сумма ремонта составит 500000,00 грн.) документ сформирует проводки, приведенные на рис. 6.

В случае если на предприятии не учитывается группа основных фондов, к которой относится арендуемое основное средство, то формируют ручную проводку документом «

Операция» (рис. 7).

В проводке необходимо по дебету соответствующего субсчета «ОС» в графе «

Количество» поставить значение «1» и, таким образом, создать соответствующую группу основных фондов. Если этого не сделать, программа не сможет начислять износ в налоговом учете по данной группе основных фондов.

 

В заключение хочется пожелать, чтобы необходимость ремонта основных средств возникала как можно реже. Ждем ваших писем на электронный адрес редакции

id@bk.factor.ua . Успехов в работе!