26.09.2011

Покупка и ввод ОС в эксплуатацию в «1С:Бухгалтерии 8»

Статья

Покупка и ввод ОС в эксплуатацию в «1С:Бухгалтерии 8»

 

В связи с произошедшими изменениями как в законодательстве, так и в «1С:Бухгалтерии 8» давайте вспомним, как оформляются операции, связанные с поступлением основных средств на предприятие, передачей их в монтаж и вводом в эксплуатацию.

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Поступление ОС на предприятие в «1С:Бухгалтерии 8» оформляется документом «

Поступление товаров и услуг», а ввод в эксплуатацию документом «Ввод в эксплуатацию ОС». Но между этими двумя событиями с ОС может происходить еще ряд операций (наладка, монтаж и пр.). Поэтому проще всего операции поступления ОС на предприятие и их оприходования проиллюстрировать на примере, а в качестве примера мы рассмотрим приобретение станка.

Пример

Предприятие «Добро» приобрело два станка — станок фигурного плетения за 78 тыс. грн. и станок фигурного плетения М120 за 84 тыс. грн. сс НДС. Стоимость доставки станков на предприятие — 450 грн. Настройка каждого из станков, осуществленная фирмой «СофтСвит», обошлась по 3420 грн.

Для правильного отражения операций в «1С:Бухгалтерии 8» используется следующая последовательность проведения документов (см. табл. 1).

Таблица 1

 

№ п/п

Операция

Документ

Корреспондирующие счета

бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

Оприходование ОС, требующих монтажа

«

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование»

1521

6442

631

631

2

Отражение услуг по сборке и настройке ОС

«

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Услуги»

1522

6442

631

631

3

Отражение стоимости доставки приобретенных ОС

«

Поступление доп. расходов», закладка «Оборудование»

1521

6442

6852

6852

4

Сборка ОС

«

Передача оборудования в монтаж»

1522

1521

5

Ввод в эксплуатацию ОС

«

Ввод в эксплуатацию ОС»

104

1522

 

Покупка ОС

Приобретение ОС оформляется документом «

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование». Заполняя табличную часть, на закладке «Оборудование» нужно проверить значение в колонке «Счет учета», счет, на котором будет учитываться купленный актив. В колонке «Налоговое назначение» нужно указать вид деятельности относительно обложения НДС, в которой вы планируете использовать ОС. Также в табличной части должен стоять флажок в колонке «Поставка основных средств» (рис. 1).

 

Если были Транспортные и прочие расходы

Напомню, что согласно п. 8 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из таких расходов, как:

— суммы, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без непрямых налогов);

— регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

— суммы ввозной пошлины;

— суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются предприятию);

— расходы по страхованию рисков доставки основных средств;

— расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;

— других расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодные для использования с запланированной целью.

Распределить расходы по доставке между всеми приобретенными ОС можно с помощью документа «

Поступление доп. расходов» (меню «Основная деятельность → Покупка»). Этот документ нужно провести до оформления операции ввода ОC в эксплуатацию.

Заполнение шапки документа будет зависеть от того, как вы хотите распределить суммы доставки между ОС:

— если нужно распределить суммы пропорционально стоимости ОС или их количеству, в шапке документа указываете общую сумму доставки (поле «

Сумма расхода»). А в поле «Способ распределения» выбираете один из предложенных вариантов;

— если суммы расходов планируете распределять не пропорционально, тогда поле «

Сумма расхода» оставляете пустым, в поле «Способ распределения» выбираете любое значение. А желаемые суммы дополнительных расходов для каждого ОС указываете непосредственно в табличной части документа.

Если нужно распределять дополнительные расходы по ОС, то работать нужно с закладкой «

Оборудование». Проще всего ее заполнить через кнопку «Заполнить», выбрав вариант «Заполнить по поступлению» или «Добавить из поступления». При этом откроется журнал документов «Поступление товаров и услуг» и останется лишь выбрать документ, которым было оформлено поступление ОС на склад предприятия. После чего табличная часть документа «Поступление доп. расходов» будет заполнена списком номенклатуры из документа оприходования (рис. 2).

Важно Сумма дополнительных расходов указана в шапке документа, поэтому в табличной части колонки «Доп. расходы» заполнять не нужно, так как это приведет к задвоению сумм.

На рис. 2 вы можете увидеть, что в документе выбран способ распределения расходов «по сумме», а значит, на более дорогое ОС придется большая сумма расходов. Открыв проводки, сделанные документом, мы увидим, что на ОС «Станок фигурного плетения М120» была отнесена сумма 194,44грн., в то время как на «Станок фигурного плетения» всего 180,56грн. При этом данные суммы прошли и по налоговому учету (заполнено поле «Сумма (н/у) Дт», см. рис. 3).

 

Настройка оборудования

Согласно условиям примера приобретенные станки потребовали определенной настройки до ввода их в эксплуатацию. Расходы на доведение ОС до состояния, пригодного для эксплуатации, также увеличивают его первоначальную стоимость. Как это отразить в «1С:Бухгалтерии 8»?

1. Создаем документ «

Поступление товаров и услуг» с видом операции «Покупка, комиссия».

2. Отражать услуги по настройке оборудования нужно на закладке «

Услуги».

3. Указав вид услуг и их стоимость, переходим к колонке «

Счет затрат». В этой колонке указываем субсчет 1522, по нему ведется аналитика в разрезе объектов строительства и статей затрат.

Важно Под объектом строительства понимается будущее ОС, которое будет создано из оборудования и комплектующих, переданных в монтаж. В первоначальной стоимости объекта строительства будет учтена стоимость оборудования и работ по монтажу.

4. Заполняем в документе «Поступление товаров и услуг» аналитику по субсчету 1522. В поле «Субкното 1», открыв справочник «Объекты строительства», создаем два новых элемента «Станок фигурного плетения» и «Станок фигурного плетения М 120» (рис. 4). Для каждого из них в колонке «Налоговое назначение НДС» нужно указать такое же налоговое назначение, как и у приобретенного ОС. Иначе не получится списать стоимость работ, аккумулируемых на субсчете 1522 по этому объекту строительства, на увеличение первоначальной стоимости ОС при его вводе в эксплуатацию.

Важно Для каждого будущего ОС создают отдельный объект строительства, от этого зависит формирование первоначальной стоимости ОС.

5. В колонке «Субконто 2» из справочника «Статьи затрат» выбираем соответствующую статью затрат. Если вы используете в справочнике группу «Статьи затрат по структуре Декларации по налогу на прибыль», выберите статью «Затраты на строительство и монтаж оборудования».

Важно Если вы используете свой список статей затрат, можете выбрать подходящую статью из него. Главное, чтобы у статьи затрат в поле «Статья декларации по налогу на прибыль» стояло значение «НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при заполнении Декларации (Капитальные инвестиции и ТЗР на счетах 15, 200, 280)» (рис. 5).

6. В колонках «Налоговое назначение НДС» выбираем вид деятельности относительно обложения НДС, в которой будет использоваться ОС, подлежащее настройке.

Собрать все расходы по доведению ОС до состояния, пригодного к вводу в эксплуатацию, можно при помощи документа «Передача оборудования в монтаж». Он предназначен для включения стоимости оборудования и комплектующих, требующих монтажа, в расходы, формирующие первоначальную стоимость объектов основных средств. Вводится документ отдельно для каждого объекта строительства.

Заходим в меню «ОС и НМА → Поступление ОС» и создаем новый документ. Его заполнение не вызовет особого труда. В поле «Объект строительства» указываем объект «Станок фигурного плетения», в поле «Статья затрат» статью, по которой отражали стоимость работ по настройке станка.

В табличной части нужно указать сам станок, который сейчас числится по субсчету 1521.

Нажав на кнопку «Печать», можно сформировать печатную форму «Акта о приемке оборудования» по типовой межотраслевой форме № ОС-15. При записи документ отразит операции как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, включив в расходы, формирующие первоначальную стоимость объектов ОС, стоимость указанных комплектующих.

 

Ввод в эксплуатацию

Для ввода ОС в эксплуатацию предназначен документ «

Ввод в эксплуатацию ОС» (меню «ОС и НМА → Поступление ОС»). Данным документом можно оформить операции трех видов:

— «

оборудование» для ввода цельных объектов ОС;

— «

объекты строительства» для ввода в эксплуатацию не только объектов строительства, но и тех ОС, которые нуждались в монтаже;

— «

по результатам инвентаризации».

Создав новый документ (с видом операции «

Объекты строительства»), мы автоматически попадаем не на первую закладку, а на закладку «Учетные данные». Таким образом, программа нам подсказывает, с чего нужно начинать работу в первую очередь.

Закладка «

Учетные данные» поделена на два раздела «Общие сведения» и «Параметры начисления амортизации». В них указывают общие параметры ОС, к которым среди прочего относится и счет учета ОС, в нашем случае это субсчет 104 «Машины и оборудование», а также параметры для начисления амортизации ОС (рис. 7).

Обратите внимание: поле «Учитывать как:» содержит значение «Производственное» и не доступно для редактирования. Если нужно указать, что ОС относится к непроизводственным, тогда в поле «Налоговое назначение» выбираете «Необл. НДС, не хоз.».

Важно Если выбран производственный способ начисления амортизации, то внешний вид закладки претерпит определенные изменения. Так появятся поля «Параметры выработки» и «Предполагаемый объем выработки».

Значение поля «График амортизации по году» можно оставить пустым. Заполняют его, как правило, в тех случаях, когда хотят распределить долю годовой амортизации для ОС по месяцам в разных пропорциях. Такое распределение характерно, когда использование ОС носит сезонный характер.

На закладке «Общие сведения» указываем событие, происходящее с ОС (сейчас это ввод в эксплуатацию) из справочника «События ОС». В справочнике хранится список событий с основными средствами, которые нужно отслеживать и учитывать. Эти данные в дальнейшем будут использоваться для составления отчетности, печатных форм документов, выступать в качестве аналитики в отчетах. А также задается способ отражения расходов по амортизации из одноименного справочника.

На закладке «Основные средства» (рис. 7) из справочника «Объекты строительства» выбираем объект строительства (поле «Объект») и указываем субсчет, с которого нужно списать сформированную первоначальную стоимость ОС (поле «Счет инвестиций»), затем нажимаем на кнопку «Рассчитать суммы». В результате будут рассчитаны суммы первоначальной стоимости по налоговому и бухгалтерскому учету для вводимого в эксплуатацию ОС. Проверить, правильно ли рассчитались суммы, можно, сформировав отчет «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» (рис. 8).

Обратите внимание: при заполнении табличной части ОС присваивается инвентарный номер, равный коду данного ОС в справочнике «Основные средства». Значение инвентарного номера можно изменить.

Совет Если вы вводите в эксплуатацию однотипные объекты, имеющие одинаковые наименования, то для быстрого заполнения нужно ввести в табличную часть хотя бы один такой объект. Затем следует воспользоваться кнопкой «

Заполнить» в командной панели табличной части. При выборе в выпадающем меню пункта «По наименованию» табличная часть будет заполнена объектами основных средств, имеющими такое же наименование, как у введенного первоначально.

 

поступление Через подотчетное лицо

Методика проведения расчетов следующая. Первым делом проводим «

Авансовый отчет», которым отражаем расчеты с контрагентами, а затем документ «Поступление товаров и услуг» — оприходование на склад оборудования, которое потом вводим в эксплуатацию все тем же документом «Ввод в эксплуатацию ОС».

 

взнос в уставный фонд

Как быть, если ОС переданы в качестве взноса в уставный фонд предприятия? При внесении имущества (в том числе основными фондами) в уставный капитал предприятия происходит передача прав собственности на такое имущество за компенсацию в виде корпоративных прав, эмитированных юридическим лицом.

При этом полученные основные средства зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости. В соответствии с п. 10 П(С)БУ 7 первоначальной стоимостью объекта основных средств, полученного в виде взноса в уставный капитал предприятия, является согласованная учредителями (участниками) предприятия их

справедливая стоимость с учетом дополнительных расходов, понесенных предприятием при приобретении основных средств, которые перечислены в п. 8 П(С)БУ 7.

А теперь о том, как отразить данную операцию в «1С:Бухгалтерии 8». Предлагаю следующую последовательность ввода документов (см. табл. 2).

 

Таблица 2

№ п/п

Операция

Документы

Корреспондирующие счета

1

Заявлен размер уставного фонда предприятия

«Операция»

46

40

2

Формируем первоначальную стоимость объекта ОС, полученного в качестве взноса в уставный капитал. Также отражен налоговый кредит относительно НДС в составе стоимости оприходованных основных средств

«Поступление товаров и услуг» с видом операции «Оборудование»

152

6441*

46

46

3

Ввод в эксплуатацию

«Ввод в эксплуатацию» с видом операции «Оборудование» или «Объекты строительства»

10

152

 

Амортизация ОС

В «1С:Бухгалтерии 8» амортизация начисляется путем проведения документа «

Закрытие месяца». Этот документ проводит большую часть регламентных операций по бухгалтерскому и налоговому учету и состоит из перечня операций в порядке их закрытия.

При проведении документа флажками указываем, какие именно операции мы хотим провести. При проведении документа с установленным флажком «

Начисление амортизации ОС» (рис. 6) будет рассчитана амортизация основных средств по указанным видам учета, за исключением тех, по которым амортизация уже была начислена в течение отчетного периода, например, документом «Передача ОС».

В том случае, если был выбран производственный способ амортизации, для того чтобы при закрытии месяца амортизация ОС была рассчитана с учетом месячной выработки, ее необходимо зафиксировать в программе при помощи документа «Выработка ОС» (меню «ОС и НМА → Операции с ОС»). Укажем в табличной части документа ОС, по которому фиксируется выработка, параметры выработки и ее объем.

Программа анализирует суммарную выработку за месяц, поэтому количество документов за месяц не имеет значения, допустимо вводить объемы выработки как одним документом, так и несколькими.

 

На этом мы и закончим, если у вас возникнут вопросы, присылайте их по адресу bk.id@factor.ua. Успехов в работе!