25.02.2008

Как будет проверять Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

Статья

КАК БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

 

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности наделен правом проводить проверки. Ну а так как рано или поздно проверки Фонда неизбежны, то к ним лучше всего заранее подготовиться. Для этого не помешает знать порядок проведения проверок, права проверяющих и проверяемых (страхователей).

В сегодняшней статье расскажем, чего следует ожидать от работников Фонда во время проведения проверки.

Наталья ГОЛОСКУБОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КАСУ —

Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

Закон № 2240 —

Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Инструкция № 38

— Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденная постановлением Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Украины от 19.09.2001 г. № 38.

Инструкция № 16 —

Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда, утвержденная постановлением Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16.

 

Виды ревизии (проверок)

Начнем с того, что

действие уже нашумевшего Закона № 877 не распространяется на проверки, проводимые Фондом социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд). Как разъясняет исполнительная дирекция Фонда, положения Закона № 2240 не определяют Фонд как орган государственного надзора (контроля) по вопросам, указанным в ст. 1 Закона № 877. Вместе с тем органы Фонда наделены правом осуществлять проверки субъектов хозяйствования (страхователей) в отношении уплаты и целевого использования страховых средств. Проведение ревизий и проверок работниками Фонда осуществляется в соответствии с Инструкцией № 38. К таким выводам пришла исполнительная дирекция Фонда в своих письмах от 02.10.2007 г. № 01-14-2045 и от 12.12.2007 г. № 01-14-2696. Минтруда это подтвердил в письме от 08.11.2007 г. № 8426/0/14-07-020.

А вот

Инструкцией № 38 предусмотрены следующие виды ревизий (проверок): камеральная, плановая и внеплановая.

Камеральные проверки

— проверки, которые проводит Фонд на основании данных, указанных в отчетах о начисленных взносах, перечислениях и расходах, связанных с общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности. По результатам таких проверок может составляться справка. В справке, подписываемой работником органа Фонда, осуществившим камеральную проверку, фиксируются обнаруженные недостатки и нарушения.

Плановая проверка

— проверка, которая предусмотрена в планах работы контролирующего органа. Формирование планов-графиков проведения плановых проверок страхователей осуществляется ежеквартально. Отметим, что плановая проверка проводится всеми контролирующими органами одновременно в день, который определяет орган государственной налоговой службы. Порядок координации проведения такой проверки утвержден постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 619.

Продолжительность плановой проверки не должна превышать

20 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — 10 рабочих дней. Продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно только на срок не более 10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.

При этом стоит знать, что проверки страхователей с численностью работающих

300 и более человек проводятся, как правило, ежегодно. Если предыдущей ревизией установлено отсутствие нарушений или они были незначительными и исправлены в ходе ревизии, следующая ревизия такого страхователя проводится через год. Ревизии страхователей с меньшей численностью работников (менее 300 человек) проводят не реже одного раза в 3 года.

Внеплановой ревизией

считается ревизия, не предусмотренная в планах работы органа Фонда. Такая ревизия проводится при наличии одного или нескольких обстоятельств, приведенных в п. 15.3 Инструкции № 83 (см. на с. 18 «Основания для проведения внеплановой ревизии»).

 

Основания для проведения внеплановой ревизии

Извлечение из Инструкции № 83

 

«15.3. Внеплановой ревизией считается ревизия, которая не предусмотрена в планах работы органа Фонда и

проводится при наличии одного или нескольких из следующих обстоятельств:

а)

по результатам встречных проверок выявлены факты, свидетельствующие о нарушении страхователем норм законодательства;

б)

страхователем не поданы в установленный срок документы обязательной отчетности;

в)

в результате камеральной проверки выявлена недостоверность данных в заявленных документах обязательной отчетности;

г)

страхователь направил письмо с просьбой провести ревизию. Также ревизия может проводиться, если страхователь обратился за справкой об отсутствии у него задолженности по средствам Фонда, а руководителем органа Фонда принимается решение о недостаточности для выдачи справки камеральной проверки;

д)

получено заявление от страхователя на получение средств для возмещения расходов из бюджета Фонда, а камеральной проверкой выявлены факты, которые могут свидетельствовать о нарушении этим страхователем порядка расходования средств Фонда (среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности или беременности и родам превышает среднедневную заработную плату застрахованных лиц; общая сумма расходов, осуществляемых за счет средств Фонда, значительно превышает сумму начисленных страховых взносов и т. п.);

е)

страхователь подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа Фонда во время проведения плановой или внеплановой ревизии;

є)

в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения со страхователем, и если страхователь не дает пояснений и документальных подтверждений по обязательному письменному запросу органа Фонда в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;

ж)

производится реорганизация (ликвидация) предприятия, возбуждено дело о банкротстве субъекта хозяйствования, прекращении его деятельности на продолжительное время и т. п.;

з)

в случае поступления поручения на проведение ревизий у страхователей от органов прокуратуры, МВД, Службы безопасности Украины по вопросам, отнесенным к компетенции Фонда.

Для проведения внеплановой ревизии по мотивам, указанным в подпункте «є» этого пункта, назначаются другие ревизоры рабочего органа Фонда».

 

Из приведенных выше оснований на практике самым распространенным считается

несвоевременное предоставление отчета по форме № Ф4-ФСС з ТВП (п.п. «б» п. 15.3 Инструкции № 83).

Продолжительность внеплановой ревизии не должна превышать

10 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней. Продление сроков проведения внеплановой ревизии возможно только не более чем на 5 рабочих дней, а в отношении субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дня.

Также не стоит забывать и о повторной проверке.

Повторная проверка у страхователя проводится в случае, если в отношении лиц контролирующего органа, проводивших плановую или внеплановую проверку, начато служебное расследование. С видами ревизий (проверок) разобрались. Идем дальше. Рассмотрим основания для допуска на ревизию (проверку).

 

Основания для допуска на ревизию (проверку)

Должностные лица Фонда при проведении ревизии (проверки)

обязаны предъявить руководителю предприятия, где проводится проверка:

удостоверение на право проведения ревизии или проверки;

специальное служебное удостоверение работника Фонда.

Правда, о предоставлении специального служебного удостоверения ничего в

Инструкции № 38 не сказано, но тем не менее его необходимо потребовать. Иначе как вы сможете определить личность ревизора (проверяющего), пришедшего к вам на проверку с лицом, которое вписано (указано) в удостоверение на право проведение ревизии (проверки)?

Для допуска

к плановой проверке, помимо удостоверения на право проведения ревизии (проверки) и специального удостоверения, является обязательным предъявление уведомления о предстоящей проверке. Оно направляется страхователю за 10 дней до начала проверки и в нем в обязательном порядке указывается дата начала и продолжительность проведения проверки. Если уведомление не направлялось, то проверка без такого дополнительного предупреждения может проводиться только по взаимному согласию сторон (п. 15.6 Инструкции № 38).

Если все вышеуказанные документы были предоставлены в установленном порядке, то ревизоры (проверяющие)

могут зарегистрироваться в Журнале посещения субъектов предпринимательской деятельности, если руководитель предприятия их об этом попросит (п. 15.7 Инструкции № 38). Только вот их отказ от подписи в Журнале не будет считаться основанием для их недопуска к проверке. Дело в том, что в Журнале должны регистрироваться только контролирующие органы, указанные в п. 5 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98. Фонд к таким контролирующим органам не относится. Безосновательный отказ страхователя (проверяемого) от проведения плановой или внеплановой проверки оформляется актом об отказе от допуска к проверке. Акт отказа составляется в произвольной форме и подписывается не менее чем двумя служебными лицами органа Фонда.

 

Права и обязанности проверяющих

Предположим, что ревизоры (проверяющие) предоставили все необходимые документы, и вы допустили их к проверке. В этом случае не помешает знать их права и обязанности. Так, согласно

п. 1 ст. 28 Закона № 2240 работники Фонда имеют право:

— осуществлять проверку обоснованности выдачи и продления больничных листов застрахованным лицам;

получать бесплатно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций (в том числе от государственных налоговых органов, банковских, других финансово-кредитных учреждений) и граждан — субъектов предпринимательской деятельности сведения по уплате страховых взносов и использованию страховых средств;

— о

существлять проверку правильности начисления и полноты уплаты страховых взносов и использования страховых средств на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, у физических лиц, использующих труд наемных работников;

получать необходимые объяснения (в том числе письменные) по вопросам, возникающим во время проверок;

налагать финансовые санкции и административные штрафы, предусмотренные Законом № 2240 и другими актами законодательства;

инициировать вопросы о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение законодательства о социальном страховании, требовать предоставления информации о принятых мерах.

Обратим внимание: более расширенный список прав при ревизиях (проверках) содержит

п.п. 4.4 Инструкции № 38, но в чистом виде, по нашему мнению, его использовать нельзя. Дело в том, что этими правами проверяющие наделены не только при ревизиях у страхователей, но и во время ревизий рабочих органов отделения Фонда. И, к большому сожалению, четкого разграничения между ними нет, а это, в свою очередь, вносит дополнительную путаницу в ход ревизии у страхователей.

Например, работники Фонда согласно

п.п. 4.4 Инструкции № 38 имеют право:

опечатывать, в необходимых случаях, помещения (кассу) или шкафы, где хранятся финансовые, архивные материалы, а также путевки и другие документы, осуществлять осмотр производственных помещений, территории, зданий;

получать по банковским, кредитным и финансовым учреждениям необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов;

— на срок до окончания ревизии или проверки

изымать оригиналы документов в случаях, когда их сохранность в проверяемой организации не гарантируется, а также в случаях выявления фиктивных документов, подделок и фальсификаций.

По нашему мнению, эти права можно применять только при ревизии рабочих органов отделения Фонда. Но не исключено, что сотрудники Фонда будут пытаться применять эти права и в ходе ревизии (проверки) страхователя.

Если все же дело до этого дошло, то особое внимание следует обратить на право работников Фонда изымать оригиналы документов. Сразу успокоим страхователей: законодательные акты, на основании которых разработана

Инструкция № 38, не наделяют работников Фонда такими правами. Таким образом, у страхователей оригиналы документов изыматься не могут. Фонд может довольствоваться только копиями документов.

Что и как будут проверять

При проведении ревизии (проверки) у страхователя проверяющие будут искать ответы на целый ряд вопросов (

см. «Перечень вопросов, которые заинтересуют проверяющих в ходе проверки») и требовать документы, указанные в п. 8.2 Инструкции № 16. К таким документам относятся:

бухгалтерские документы относительно полноты начисления страховых взносов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, являющиеся базой для начисления страховых взносов в соответствии с действующим законодательством;

платежные поручения о перечислении сумм страховых взносов и других платежей на счет Фонда;

кассовые документы об уплате частичной (полной) стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление, оплаченных за счет средств Фонда;

расходные документы на произведенные выплаты и перечисления;

акты расследования несчастных случаев непроизводственного характера (при наличии). Напомним, что проведение расследования и ведение учета таких несчастных случаев осуществляются согласно Порядку расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, утвержденному постановлением КМУ от 22.03.2001 г. № 270.

 

Перечень вопросов, которые заинтересуют проверяющих в ходе проверки

Извлечение из Инструкции № 38

 

«

5.13. При ревизии страхователей проверяются:

— осуществление мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками;

— полнота начисления и своевременность перечисления страховых взносов;

— наличие и причины возникновения задолженности по средствам в Фонд;

— начисление пени за несвоевременную уплату взносов в Фонд и уплата финансовых и штрафных санкций;

— поступление частичной стоимости за путевки;

— правильность использования средств Фонда на выплату установленных видов пособий по социальному страхованию;

— использование путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление работающих и членов их семей и правильность ведения их учета;

— соблюдение действующих положений по оздоровлению и внешкольному обслуживанию детей;

— правильность отчета по средствам социального страхования и своевременность его подачи в органы Фонда;

— правомерность поступлений и использования средств соцстраха, поступивших от рабочих органов Фонда;

— финансирование и расходы средств Фонда по санаториям-профилакториям;

— выполнение сметы по средствам Фонда (у страхователей с численностью работающих 300 человек и больше)».

 

Обратите внимание:

при проведении проверки документы будут проверять за текущий и предыдущий годы. А вот в случае выявления нарушений и злоупотреблений могут проверяться документы за более ранние периоды независимо от того, был этот период ранее проверен или нет.

Если в ходе подготовки или в начале ревизии (проверки) будет установлено, что на предприятии

отсутствует надлежащий бухгалтерский учет, то руководитель контрольно-ревизионной группы (ревизор) может предъявить письменные требования руководителю объекта контроля относительно приведения учета в соответствие с действующим законодательством с определением конкретных сроков исполнения данной работы. В таких случаях ревизию приостанавливают и продлевают ее после возобновления страхователем (получателем средств Фонда) соответствующего учета.

Результат проверки

По результатам ревизии (проверки) составляется акт. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается лицами, проводившими проверку, руководителем и главным бухгалтером и председателем комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию страхователя. Один из экземпляров акта передается под расписку руководителю или главному бухгалтеру страхователя.

В акте ревизии (проверки) указывается:

— за какой период проведена ревизия (проверка);

— какие выявлены нарушения в начислении и уплате страховых взносов и пени, исчислении и выплате пособий, в проведении других выплат за счет средств Фонда;

— суммы дополнительно начисленных страховых взносов и пени, суммы расходов, которые не принимаются в зачет в счет страховых взносов или подлежат выплате застрахованным лицам дополнительно.

Нарушения, выявленные в массовом порядке, отражаются в справках, прилагаемых к акту ревизии, а в акте приводятся обобщенные данные и содержание этих нарушений со ссылкой на дополнения и копии документов, подтверждающих выявленное нарушение.

Если по каким-то причинам вы не согласны с результатами проверки, то не стоит отказываться от подписи в акте. Акт следует подписать, но с возражениями. При этом в акте делается запись о наличии возражений или замечаний следующего содержания: «

С требованиями пункта 15 Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 19.09.2001 г. № 38 ознакомлен». Такой способ подписания акта с возражениями предложен п.п. 15.14.4 Инструкции № 38. Причем свои пояснения или возражения можно предоставить в письменной форме в течение 5 календарных дней после подписания акта с замечаниями. В этот же срок страхователь имеет право возражения или объяснения по акту ревизии послать почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если в течение 5-дневного срока объяснения или замечания не поступили или почтовое отправление произведено с нарушением указанного срока, то акт ревизии считается согласованным.

Обратите внимание:

если последний день 5-дневного срока приходится на выходной или праздничный день, последним днем подачи письменных пояснений будет первый следующий за выходным или праздничным рабочий день (абз. седьмой п. 16.1 Инструкции № 38).

В свою очередь,

Фонд должен в течение 20 календарных дней после окончания ревизии рассмотреть результаты акта с учетом возражений или замечаний (при их наличии), принять мотивированное решение и вручить его заявителю под расписку или направить по почте с уведомлением о вручении. В этот же срок руководители исполнительной дирекции Фонда или его отделений, их заместители принимают решение о применении финансовых и штрафных санкций к страхователю. Если последний 20-дневный срок приходится на выходной или праздничный день, то он переносится на следующий рабочий день.

В решении указываются суммы финансовых санкций, которые следует зачислить в бюджет Фонда, путем отражения в отчете по форме Ф4-ФСС з ТВП, а также сроки для возможного обжалования начисленного обязательства, штрафных санкций и пени (при их наличии). О том, как обжаловать такое решение, и пойдет речь в следующем разделе статьи.

 

Порядок обжалования

Получив решение о применении финансовых и штрафных санкций, предприятие (страхователь) может его обжаловать в административном и/или судебном порядке. Сроки для обжалования начисленного обязательства, штрафных санкций и пени (при их наличии) по средствам Фонда определены

Инструкцией № 38. Начнем с административного обжалования.

Жалоба о пересмотре решения

подается в письменной форме органу Фонда в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения страхователем обжалуемого решения. При подаче жалобы следует знать, что обязанность доказывания того, что какое-либо начисление сумм финансовых и штрафных санкций по материалам ревизий, произведенное рабочим органом Фонда, является ошибочным, возлагается на плательщика страховых взносов (п. 16.1 Инструкции № 38). Поэтому не помешает к жалобе приложить соответствующие документы, расчеты и доказательства.

В свою очередь, Фонд обязан принять

мотивированное решение по жалобе и отправить его в течение 20 календарных дней по адресу страхователя по почте с уведомлением о вручении или вручить ему под расписку. Решение о рассмотрении жалобы оформляется на бланке Фонда, который рассматривал жалобу, и скрепляется гербовой печатью. Содержание решения, как правило, состоит из вступительной, описательной, мотивировочной и резолюционной частей.

Если орган Фонда отсылает страхователю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, то страхователь имеет право обратиться с повторной жалобой в вышестоящий орган Фонда (вплоть до центрального).

Повторная жалоба в вышестоящий орган должна быть подана в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа.

Обратим внимание: руководитель органа Фонда или его заместитель может принять решение о продлении 20-дневного срока рассмотрения жалобы, но

не более 60 календарных дней. Если решение о продлении было принято, то оно направляется страхователю до окончания 20-дневного срока, установленного для ответа на жалобу.

Если мотивированное

решение по жалобе страхователя не направляется страхователю в течение 20-дневного срока (или 60 дней при продлении), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в интересах страхователя со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается также полностью удовлетворенной в интересах страхователя, если решение руководителя органа Фонда (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено страхователю до окончания 20-дневного срока.

Окончательное решение исполнительной дирекции Фонда (органа высшего уровня) по заявлению страхователя не подлежит последующему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке. Для этого страхователю необходимо подать исковое заявление в административный суд по месту нахождения Фонда, решение которого обжалуется. О каждом случае судебного обжалования страхователь обязан письменно уведомить Фонд.

Порядок и сроки подачи жалобы в административный суд указаны в

КАСУ. Так, с исковым заявлением можно обратиться в суд в любой момент в течение года после получения решения о применении финансовых и штрафных санкций (ст. 99 КАСУ). Причем считаем, что исковое заявление в суд можно подавать как после принятия окончательного решения центрального органа Фонда (после окончания процедуры административного обжалования), так и не дожидаясь его окончания.

Также следует учесть, что

КАСУ предъявляет особые требования к форме искового заявления. Если при составлении такого заявления будут допущены ошибки или неточности, то суд может отказать в принятии иска, сославшись на несоблюдение требования закона при подаче иска. Такое право у суда есть. На рисунке ниже представлены этапы обжалования решений Фонда.

 

1

К. д. — календарные дни.

2

Руководитель органа Фонда или его заместитель может принять решение о продлении 20-дневного срока, но при этом общий срок не должен превышать 60 календарных дней.

3

Исковое заявление подается в любой момент в течение года после получения решения о начислении финансовых санкций (пени и штрафа).

 

Если внимательно посмотреть на схему обжалования, то можно заметить, что она во многом схожа со схемой обжалования решений налоговых органов (те же сроки для обжалования, подача аналогичных документов и т. п.).

На этом заканчиваем статью. Надеемся, что если вам все-таки придется проходить проверку по Фонду социального страхования по временной потере трудоспособности, то вы ее пройдете спокойно и без финансовых санкций.