23.06.2008
РАЗЪЯСНЯЕТ ГОСНАДЗОРТРУДА:
о применении норм международных договоров и порядка установления работнику испытательного срока
Письмо Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде Министерства труда и социальной политики Украины от 22.05.2008 г. № 013-0721-05
«О предоставлении разъяснений»
В комментируемом
письме Госнадзортруда ответил на некоторые вопросы, связанные с порядком соблюдения законодательства о труде.1. Применение международных договоров и Закона о проверках*
. В комментируемом письме Госнадзортруда еще раз подтвердил свою, уже озвученную ранее, позицию (письмо от 25.10.2007 г. № 013-1636-32**) о применении в своей деятельности Закона о проверках.* Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
** См. «Сфера действия Закона о проверках: очередные разъяснения госорганов»// «БН», 2008, № 5, с. 10.
Госнадзортруда отметил, что
положения Закона о проверках применяются инспекторами труда только в части, не урегулированной нормами конвенций Международной организации труда (Конвенция 1947 года № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле, Конвенция 1969 года № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве).Преимущество международных договоров (соглашений) в отношении применения законодательства о труде предусмотрено в
ст. 81 КЗоТ***. Да и в самом Законе о проверках (ст. 3) сказано, что государственный контроль осуществляется по принципу в том числе «...соблюдения условий международных договоров Украины».*** Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.
Как отметили сотрудники Госнадзортруда, для обеспечения обязательного применения актов международного права каждая страна, являющаяся стороной международного договора, обязана свои национальные законы привести в соответствие с актами международного права. А поэтому, по их мнению, нельзя говорить, что нормы
конвенций Международной организации труда противоречат требованиям Закона о проверках, — скорее наоборот, ведь нормы международного права являются актами высшей юридической силы.Кроме того, авторы
письма указали, что в своей деятельности Госнадзортруда при проведении проверок будет соблюдать требования КЗоТ, КоАП****, Закона Украины «Об отпусках», Закона Украины «Об оплате труда».**** Кодекс Украины об административных правонарушениях 07.12.84 г. № 8073-X.
2. Установление работникам испытательного срока.
Максимальная продолжительность испытательного срока предусмотрена ст. 27 КЗоТ. В части третьей ст. 26 КЗоТ перечислены категории лиц, которым запрещено при приеме на работу устанавливать испытательный срок*****.***** Подробнее об установлении испытательного срока работникам читайте в статье «Принимаем на работу с испытательным сроком — что нужно знать работодателю»// «БН», 2007, № 25, с. 27.
Специалисты Госнадзортруда указывают, что
превышение продолжительности испытательного срока или установление его лицам, которым его нельзя устанавливать согласно ст. 26 КЗоТ, является нарушением законодательства о труде.Что касается оплаты труда работников, которым установлен испытательный срок, то их зарплата
может быть меньше размера заработной платы других соответствующих работников (на аналогичной должности). Главное — чтобы соблюдались минимальные гарантии в оплате труда. То есть специалисты Госнадзортруда не против того, что работнику на испытании устанавливают заработок ниже предусмотренного в штатном расписании для аналогичной должности.Такие нарушения законодательства о труде могут стать причиной:
— привлечения должностных лиц предприятия (частного предпринимателя — работодателя) к админответственности по
ст. 41 КоАП (штраф в размере от 255 до 850 грн.)*;— привлечение виновных лиц к
ответственности по ст. 172 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III за грубое нарушение законодательства о труде, которое затрагивает личные трудовые права и интересы работников (штраф до 850 грн., или лишение права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительные работы на срок до 2-х лет);— привлечение собственником руководителя предприятия к дисциплинарной ответственности**.
* Подробнее о том, что проверяют инспекции по труду, и то, как происходит проверка, читайте в статьях «Что проверяют инспекции по труду» («БН», 2005, № 41, с. 17) и «Если у вас на пороге инспекция по труду» («БН», 2005, № 42, с. 30).
** Порядок наложения дисциплинарных взысканий рассмотрен в статье «Поощрения и взыскания: боремся за дисциплину и ответственное отношение к работе»// «БН», 2008, № 23, с. 14.