01.09.2008
Консультируют специалисты редакции
Утеря «трудовой» справки работника единоналожника
Предпринимателем-единоналожником была утеряна Справка наемного работника. Данный работник уволился 30 июня 2008 года, причем дубликат справки предприниматель получить не успел. Трудовой договор с ним был расторгнут и снят с регистрации в центре занятости. 18 июля 2008 года в налоговый орган было подано заявление, в котором указывалось, что работник уволен, а Справка утеряна.
Однако позже представители налоговых органов сказали предпринимателю, что в данной ситуации необходимо подать заявление в органы МВД об утере и дать объявление в газету. Только после этого они признают утерю Справки, и единый налог на работника начисляться не будет. Правы ли в данном случае налоговики или после подачи заявления 18 июля (до 20 июля) предприниматель может не доплачивать за работника 50 % ставки единого налога?
(г. Киев)
Согласно
п. 4 Порядка выдачи свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599 (далее — Порядок № 599), если работник увольняется, предприниматель обязан сдать полученную на него Справку о трудовых отношениях физического лица с плательщиком единого налога в налоговый орган.Причем в этом заинтересован сам предприниматель: с предоставлением
Справки связана уплата 50 % единого налога за наемного работника (уходящего от предпринимателя).В то же время в
п. 4 Порядка № 599 сказано, что в случае утери Справки доплата за работника может быть прекращена только начиная со следующего квартала.Получается, если подать
Справку в налоговый орган предприниматель не может (Справка утеряна), то даже в случае увольнения работника за него придется доплачивать единый налог вплоть до конца квартала.Избежать таких лишних уплат налога предприниматель может, только если еще
до увольнения работника получит у налоговиков дубликат утерянной Справки, а после увольнения подаст его налоговикам.Тем не менee в нашей ситуации пропавшая
Справка не была восстановлена. Поэтому независимо от того, до 20 июля или позже предприниматель обратится в налоговую инспекцию, единый налог и за август, и за сентябрь он вынужден будет уплачивать с учетом доплаты за фактически отсутствующее лицо.Теперь о том, что сказано в
Порядке № 599 о действиях, которые нужно совершить предпринимателю в случае утери Справки.Справки
являются документами строгой отчетности, их изготовлением и распространением бланков занимается исключительно ГНАУ. Налоговики регистрируют информацию о выданных работникам единоналожника справках и занесенных в них сведениях в специальный учетный регистр (журнал учета выдачи свидетельств). То есть все сведения, указанные в Справке, у них дублируются и сохраняются.Если в случае утери
Справки работник продолжает работать у предпринимателя, то работодателю нужно обратиться за ее дубликатом. Согласно п. 5 Порядка № 599 основанием для выдачи дубликата Справки является письменное заявление предпринимателя. При этом он выдается только на основании справки органов МВД Украины.Видимо, опираясь на эту норму
Порядка № 599, налоговики потребовали от предпринимателя обратиться в милицию. Однако согласно Порядку № 599 справка из органов МВД нужна только для получения дубликата, что в нашем случае предпринимателю не нужно. Также отметим, что в Порядке № 599 ничего не говорится и о подаче объявления в СМИ.В то же время, возможно, справка из милиции нужна налоговикам именно для внутренней отчетности, чтобы обосновать отсутствие бланка
Справки. Поэтому предпринимателям, которые не хотят конфликтовать с ними, обращения в органы МВД, скорее всего, не избежать.
Оксана ПИРОЖЕНКО