20.12.2010

О соответствии Конституции Украины некоторых положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»

Решение от 30.11.2010 г. № 22-

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС-2010:

«ты его в дверь, а он в окно…»

 

Закон Украины от 03.12.10 г. № 2774-VI

«О некоторых вопросах организации бюджетного процесса в 2010 году»

Решение Конституционного Суда Украины от 30.11.10 г. № 22-рп/2010

«О соответствии Конституции Украины некоторых положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год»»

 

Уже стало недоброй традицией то, что наши законодатели при принятии госбюджета «наступает на одни и те же грабли». Дело в том, что комментируемым

решением КСУ признал неконституционными положения ст. 14, 24, 64, пп. 7 — 13 р. VII «Заключительные положения» Закона о госбюджете-2010*.

* Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» от 27.04.10 г. № 2154-VI (см. статью «Госбюджет-2010: обзор основных изменений» // «БН», 2010, № 20, с. 14).

КСУ указал, что закон о Государственном бюджете Украины имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины, — он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общеобщественные нужды, поэтому данным Законом

не могут вноситься изменения, приостанавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться другое (дополнительное) правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов. КСУ подчеркнул, что аналогичные выводы были сделаны КСУ в решениях от 09.07.07 г. № 6-рп/2007 и от 22.05.08 г. № 10-рп/2008, которыми были признаны неконституционными некоторые положения законов о госбюджете на 2007 и на 2008 год соответственно.

Таким образом,

с 30.11.10 г. (дата принятия комментируемого решения) не применяются такие нормы Закона о госбюджете-2010:

— норма, которая предусматривала временно (до 31.12.10 г.) с чистой прибыли и/или нераспределенной прибыли акционерных обществ осуществляется выплата дивидендов в размере не менее 30 %;

— относительно полномочий Минфина (по поручению Кабмина) брать обязательства от имени Украины, связанные с осуществлением заимствований и предоставлением государственных гарантий;

— предоставляющие возможность в 2010 году проводить оплату стоимости приватизированного госимущества в иностранной валюте;

— относительно установления круга лиц, которые относятся к членам семьи льготника при предоставлении льгот;

— дающие Кабмину право по согласованию с Комитетом ВРУ по вопросам бюджета принимать решения по пересмотру некоторых размеров выплат, определенных законодательством, и по другим законодательным актам, предусматривающим дополнительные расходы из государственного и местных бюджетов;

— увеличивающие размер коэффициента к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

(утверждены постановлением КМУ от 29.01.99 г. № 115), с 2,27 до 3,19).

Однако наши законодатели очень оперативно отреагировали на это решение и «воскресили» все эти нормы комментируемым

Законом. Причем следует обратить внимание, что в ст. 6 этого Закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня опубликования (04.12.10 г.), но применяется с 30.11.10 г. и действует до 01.01.11 г.

Таким образом, в бюджетном процессе 2010 года практически ничего не поменялось.

Единственное, выгоду из этой ситуации могут извлечь те акционерные общества, акционеры которых в период действия нормы о минимальном размере дивидендов подали иски о выплате дивидендов, судом такие иски удовлетворены, но еще не исполнены. Такие акционерные общества смогут требовать пересмотра такого решения судом, который его принял, по вновь открывшимся обстоятельствам (

ст. 112 Хозяйственного процессуального кодекса Украины).

Надеемся, что из этой ситуации законодатели сделают должные выводы и в процессе принятия госбюджета на 2011 год не допустят таких ошибок.