15.11.2010
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ:
ГНАУ разъяснила порядок налогообложения
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 20.10.10 г. № 22314/7/16-1517-16
«НДС по представительским расходам»
В комментируемом
письме ГНАУ разъяснила порядок обложения НДС операций по проведению рекламных мероприятий.1. Налоговые обязательства.
ГНАУ совершенно справедливо указала на то, что согласно п. 1.4 Закона об НДС** операции по бесплатной передаче товаров, в том числе и бесплатные угощения при проведении рекламных мероприятий гостей горячими и холодными блюдами из собственной готовой продукции и из незначительного количества покупных продуктов питания, приравниваются к операциям по поставке товаров. При этом база налогообложения определяется исходя из обычных цен (п. 4.2 Закона об НДС).** Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
От себя добавим. Представители налогового ведомства соглашались с тем, что в случае рекламной раздачи товаров, которые освобождены от обложения НДС, такие операции также не облагаются НДС (см.
консультацию «Облагается ли НДС бесплатная передача образцов медицинской продукции в рекламных целях и с целью сертификации» // «НБТК»*, 2006, № 6).* Газета «Налоговый, банковский, таможенный консультант».
Также следует обратить внимание на порядок определения обычной цены. Хотя налоговики предписывают в таких случаях ориентироваться на нормы
п. 1.20 Закона о налоге на прибыль** (см. письмо ГНАУ от 13.06.06 г. № 6421/6/16-1515-26), их использование здесь затруднено, поскольку они преимущественно рассчитаны на платные договоры, заключенные с определенным лицом, а не на договоры дарения. Поэтому большинство правил исчисления обычных цен из этого пункта к бесплатным раздачам неприменимы, и речь здесь может идти лишь об аналогии (подробнее см. статью «Применение обычных цен: как избежать неприятностей в налоговом учете?» // «БН», 2009, № 44, с. 22).** Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
2. Налоговый кредит.
Право на налоговый кредит возникнет в том случае, если товары (услуги) приобретаются с целью их дальнейшего использования в облагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика НДС (п.п. 7.4.1 Закона об НДС).Поскольку рекламные мероприятия в виде приемов, презентаций, праздников, ярмарок и т. п., как правило, проводятся с целью улучшения уровня реализации собственной готовой продукции, то суммы НДС, уплаченные при приобретении продуктов питания, которые будут использованы для приготовления угощений для гостей на таких мероприятиях, включаются в состав налогового кредита.
Если же приобретаются товары, которые не предназначены для использования в хозяйственной деятельности плательщика НДС, то право на налоговый кредит не возникает (
п.п. 7.4.4 Закона об НДС).Хотя в комментируемом
письме ГНАУ не упомянула о том, что связь с хоздеятельностью рекламных мероприятий нужно документально подтверждать, на наш взгляд, не лишним будет издать приказ руководителя с указанием цели и порядка проведения рекламного мероприятия, а также перечня раздаваемых товаров (подробнее см. статью «Рекламные мероприятия в учете рекламодателя» // «БН», 2009, № 46, с. 33). Безусловно, суммы НДС, включаемые в налоговый кредит, должны быть подтверждены налоговыми накладными или другими документами, предусмотренными в п.п. 7.2.6 Закона об НДС.