22.11.2010
РЕОРГАНИЗАЦИЯ
юрлица
Слияния и поглощения, деление юрлиц и их преобразование… Мотивы проведения реорганизации могут быть продиктованы как законодательными требованиями, так и желанием найти наиболее удобную и выгодную систему взаимоотношений с партнерами по бизнесу. Данный материал — о том, как это сделать без ошибок.
Роман КАБАЛЬСКИЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»
Термин «реорганизация», уверены, для многих звучит привычно. Несмотря на то что новый
ГКУ* его не использует, он прочно закрепился в практике хозяйственных отношений. К тому же от него не отказались ХКУ** и Закон о хозобществах***. Формами реорганизации, результатом которой становится прекращение одного или нескольких юрлиц с образованием новых юрлиц — их правопреемников, являются слияние, присоединение, деление, преобразование. Есть еще одна форма реорганизации — без прекращения юрлица, но с образованием одного либо нескольких новых юрлиц — выделение .* Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV
** Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.
*** Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.
Ныне действующий
ГКУ говорит, по сути, о той же реорганизации в ч. 1 ст. 104, когда указывает, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юрлицам — правопреемникам (слияние, присоединение, деление, преобразование) либо в результате ликвидации. Таким образом, выделяются две формы прекращения юрлица — с правопреемниками (тогда имеет место реорганизация) и без правопреемников (процедура ликвидации). Впрочем, более точно отражает природу реорганизации все же ее характеристика не как формы прекращения юрлица с переходом его прав и обязанностей к правопреемникам, а как формы создания нового (либо нескольких новых) юрлица с переходом к нему всех либо части прав и обязанностей ранее существовавшего юрлица (либо нескольких лиц).Гражданско-правовое понятие реорганизации не следует полностью отождествлять с понятием, содержащимся в налоговом законодательстве, которое трактует его более широко. Так, в
п. п. 13.1.1 п. 13.1 ст. 13 Закона № 2181**** под реорганизацией кроме традиционных слияния, присоединения, деления, преобразования и выделения подразумевается также изменение названия либо места регистрации налогоплательщика. А вот проект Налогового кодекса в представленной на данный момент редакции употребляет термин «реорганизация» как объединяющий слияние, присоединение, деление, выделение и преобразование (ст. 98 проекта), унифицируя таким образом терминологию гражданского и налогового законодательства и снимая отдельные противоречия, существующие сегодня в рамках действующего законодательства. Данный момент нельзя не отметить как положительный.**** Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.
В целом можно говорить о том, что последовательность действий при осуществлении всех форм реорганизации —
преобразования, слияния, присоединения, деления и выделения — практически аналогична. Во всех случаях она включает в себя такие этапы, как:1) принятие решения о реорганизации и определение того, в какой форме она будет проходить, назначение комиссии по реорганизации;
2) осуществление необходимых организационных мер комиссией по реорганизации, в частности проведение инвентаризации имущества, обеспечение публикации информации о реорганизации, доведение ее до сведения кредиторов, рассмотрение их требований и принятие решения о том, подлежат они удовлетворению либо отклонению и ряд других действий;
3) подготовка учредительных документов либо изменений к ним для юрлица-правопреемника;
4) госрегистрация прекращения старых юрлиц и образования новых.
Кроме того, при реорганизации акционерные общества должны предпринять ряд дополнительных по сравнению с общей процедурой реорганизации мер, предусмотренных
Положением о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденным решением ГКЦБФР от 30.12.98 г. № 221.
Виды реорганизации юридического лица: основные требования
Характеристика | Слияние | Присоединение | Деление | Выделение | Преобразование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Содержание операции | Форма реорганизации юрлица, предусматривающая прекращение двух или более юрлиц (правопредшественников) с передачей всего их имущества (прав и обязанностей) и личных неимущественных прав новому юрлицу (правопреемнику), которое образовывается в результате осуществления этой формы реорганизации. | Форма реорганизации, когда одно или несколько юрлиц присоединяются к другому | Прекращение одного юрлица (правопредшественника) с передачей всего его имущества (прав и обязанностей) и личных неимущественных прав в долях, определенных распределительным актом (балансом), к двум либо более новым юрлицам (правопреемникам), которые создаются в результате деления | Переход по распределительному балансу части имущества, прав и обязанностей юрлица к одному либо нескольким создаваемым новым юрлицам | Смена ОПФ юрлица** с переходом к новому юрлицу всего имущества, всех прав и обязанностей предыдущего юрлица |
Объем правопреемства | Права и обязанности юрлиц, участвующих в слиянии, полностью переходят к юрлицу-правопреемнику | Прекращает существование присоединяемое юрлицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц) | Имущество, права и обязанности юрлица, деление которого осуществляется, передаются двум либо более новым юрлицам (правопреемникам), которые создаются в результате деления | Образуется новое юрлицо (либо два и более) без прекращения старого. К новому юрлицу переходит имущество, права и обязанности юрлица-правопредшественника в определенном последним объеме | К новому юрлицу переходит все имущество, все права и обязанности предыдущего юрлица |
Основания для осуществления | Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Инициаторами добровольной реорганизации хозобщества могут выступать его участники путем принятия решения на общем собрании. Принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. При этом обратиться в суд с иском, содержащим соответствующее требование, может либо кто-то из участников хозобщества, если он сможет обосновать, что непроведение реорганизации нарушает его права, либо прокурор, сославшись на нарушение обществом конкретного требования закона, устранить которое можно путем реорганизации. Например, согласно ч. 1 ст. 141 ГКУ максимальное количество участников ООО устанавливается законом. При превышении этого количества ООО подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а с истечением этого срока — ликвидации в судебном порядке, если количество его участников не уменьшится до установленного предела. Максимальное количество участников ООО, напомним, составляет 10 лиц (ч. 2 ст. 50 Закона о хозобществах). Для полного общества необходимость реорганизации (в форме преобразования) может наступить в том случае, если в нем остается один участник. Он может в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником, преобразовать общество в другое хозобщество. Иначе общество будет подлежать ликвидации (ч. 1 ст. 132 ГКУ) | ||||
Принятие решения о добровольной реорганизации | Реорганизация общества осуществляется по решению высшего органа общества (ч. 2 ст. 19 Закона о хозобществах) | ||||
Особенность при слиянии и присоединении — необходимость наличия волеизъявления не одного, а двух или более юрлиц. Поэтому решение о проведении соответствующего вида реорганизации — то ли слияния, то ли присоединения — должно приниматься каждым юрлицом, которое принимает в ней участие. Кроме того, данная процедура предусматривает необходимость заключения договора о слиянии либо присоединении, в котором оговариваются порядок и условия проведения реорганизации, формирования уставного фонда и определения в нем долей участников хозяйственного общества — правопреемника | Х | Х | Х | ||
Содержание решения о реорганизации | Решение должно содержать указание на то, что проводится реорганизация общества и в какой форме (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование), указывать юрлиц, которые будут созданы либо продолжат существовать после реорганизации, устанавливать состав комиссии по реорганизации с указанием ИНН членов этой комиссии | ||||
Уведомление о реорганизации | Для уведомления госрегистратора о принятии решения о реорганизации ему подаются два документа: | ||||
Уведомление о реорганизации должно содержать такую информацию: | |||||
Ограничения, вступающие в действие с момента внесения в Единый госреестр записи о принятии решения о реорганизации | Запрещено регистрировать изменения в учредительные документы юрлица, в отношении которого принято решение о реорганизации; вносить изменения в Единый госреестр в отношении сведений об обособленных подразделениях; проводить госрегистрацию юрлица, учредителем (участником) которого является юрлицо, в отношении которого принято решение о реорганизации | Эти ограничения не распространяются на случаи, когда реорганизация осуществляется в форме преобразования | |||
Уведомление госорганов о реорганизации | Отдельно уведомлять органы государственной налоговой службы, фонды соцстрахования (в том числе Пенсионный фонд) о том, что принято решение о реорганизации, не нужно. Соответствующую информацию им передает госрегистратор | ||||
Решение о реорганизации как основание для внеплановой проверки | Решение о реорганизации может стать основанием для проведения внеплановой выездной налоговой проверки, документальной проверки правильности исчисления и уплаты страховых взносов со стороны органов Пенсионного фонда, Фонда страхования на случай безработицы, Фонда страхования от несчастных случаев, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности | ||||
Основные обязанности комиссии по реорганизации | На комиссию по реорганизации юрлица возложены обязанности: | ||||
Документ, которым оформляется переход прав и обязанностей к юрлицу-правопреемнику | Передаточный акт, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех кредиторов должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами | Распределительный баланс, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юрлица в отношении всех кредиторов должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. | Передаточный акт. Необходимость его составления прямо предусмотрена законодательством. Однако цель его составления при преобразовании непонятна, поскольку никакой фактической передачи либо распределения имущества не происходит. Меняется внутренняя структура отношений юрлица, что и характеризует смена ОПФ. Но с имуществом это не связано | ||
Подготовка документов для регистрации нового юрлица | В устав нового юрлица необходимо включить положения, указывающие на то, что юрлицо создано в результате слияния (указать, какие именно юрлица стали правопредшественниками нового юрлица) | Новое юрлицо не образуется. Вносятся изменения в учредительные документы юрлица, к которому присоединяется прекращаемое в результате реорганизации юрлицо | Параллельно с указанными выше действиями ведется подготовка учредительных документов нового (либо нескольких новых) юрлица. Так, в устав такого юрлица необходимо включить положения, указывающие на то, что юрлицо создано в результате реорганизации (указать форму реорганизации и сведения о юрлицах-правопредшественниках). | ||
Момент, с которого реорганизация считается завершенной | Внесение в Единый госреестр записи о создании вновь возникшего юрлица и прекращении юрлиц, реорганизованных в форме слияния | Внесение в Единый госреестр записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица. В этот момент происходит переход прав и обязанностей присоединяемого юрлица к юрлицу-правопреемнику | Внесение в Единый госреестр записи о прекращении деятельности юрлица, деление которого осуществлено, и госрегистрации юрлиц, созданных в результате деления | Внесение в Единый госреестр записи о создании нового юрлица, образованного в результате выделения | Преобразование считается завершенным с момента госрегистрации вновь созданного юрлица и госрегистрации прекращения старого юрлица. Идентификационный код ЕГРПОУ юрлица, которое было преобразовано, сохраняется за его правопреемником |
Текущий счет юрлица | Текущие счета старых юрлиц закрываются. Открытие счета нового юрлица происходит в общем порядке | Закрывается текущий счет присоединяемого юрлица. Юрлицо, к которому осуществлено присоединение, продолжает использовать старый счет | Текущий счет старого юрлица закрывается. Каждое новое юрлицо открывает отдельный счет в общем порядке | Текущий счет старого юрлица продолжает использоваться. Новое юрлицо, созданное в результате выделения, открывает счет в общем порядке | Текущий счет старого юрлица закрывается. Открытие счета нового юрлица происходит в общем порядке |
Ограничения по реорганизации | Согласно ч. 11 ст. 13 Закона о банкротстве*** после назначения распорядителя имущества и до прекращения процедуры распоряжения имуществом органы управления должника не имеют права без согласия распорядителя имущества принимать решения, в частности о реорганизации (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование) должника. | ||||
Разрешительные документы | В случае проведения реорганизации новому юрлицу (либо нескольким новым юрлицам) лицензию и другие разрешительные документы придется получать заново в общем порядке. При присоединении все зависит от того, какому из юрлиц — участников этого процесса был выдан разрешительный документ. Если документ выдавался юрлицу, к которому осуществляется присоединение, разрешительный документ переоформлять не нужно. | ||||
Трудовые отношения | Согласно ст. 36 КЗоТ***** при реорганизации (путем слияния, присоединения, деления, выделения, преобразования) действие трудового договора продолжается. |
* Организационно-правовая форма.
** Понятие организационно-правовой формы ГКУ не приводит, поэтому в качестве ориентира можно использовать понятие, приведенное в Государственном классификаторе Украине «Классификация организационно-правовых форм хозяйствования ДК 002:2004», утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.05.2004 г. № 97. Согласно п. 2.1 организационно-правовая форма хозяйствования — форма осуществления хозяйственной (в частности, предпринимательской) деятельности с соответствующей правовой основой, которая определеяет характер отношений между учредителями (участниками), режим имущественной ответственности по обязательствам предприятия (организации), порядок создания, реорганизации, ликвидации, управления, распределения полученной прибыли, возможные источники финансирования деятельности и др. Напомним, перечень организационно-правовых форм хозяйственных обществ приведен в ст. 113 ГКУ. Это: полное общество; коммандитное общество; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество. Аналогичный перечень приведен в ч. 3 ст. 1 Закона о хозобществах и в ч. 1 ст. 80 ХКУ.
*** Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом» от 14.05.92 г. № 2343-ХІІ.
**** Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.08 г. № 514-VI.
***** Кодекс законов о труде от 10.12.71 г.