10.10.2011

Кассовые операции у предпринимателя: как оформлять и в чем отличия от кассы предприятия

Статья

КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ

у предпринимателя: как оформлять
 и в чем отличия от кассы предприятия

 

Требования к кассе и оформлению движения наличных средств для предпринимателей отличаются от требований для юридических лиц. Для предпринимателей Положение № 637 выдвигает требования проще и оформление кассовых операций для них менее зарегулировано.

В сегодняшней статье мы расскажем о том, как оформлять кассовые операции предпринимателю, надо ли рассчитывать ему лимит кассы, какова ответственность предпринимателя за промахи при осуществлении кассовых операций.

Виктория ЗМИЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Что является кассой у предпринимателя?

Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте Украины для предприятий и ФЛП регламентируют нормы

Положения № 637. Его нормы должны соблюдать и предприниматели при осуществлении ими кассовых операций.

Причем

к кассовым операциям Положение № 637 относит операции предприятий и предпринимателей между собой и с физическими лицами, связанные с приемом и выдачей наличности при проведении расчетов через кассу с отражением этих операций в соответствующих книгах учета.

Кассовые операции осуществляются в кассе. Определение кассы дано в

п. 1.2 Положения № 637: «Касса — это помещение или место осуществления наличных расчетов, а также принятия, выдачи, хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов».

При этом в

Положении № 637 требование об обязательном наличии кассы и об обязанности руководителей обеспечить надлежащее оборудование кассы и надлежащее хранение в ней денежных средств предусмотрено только для предприятий (п. 4.1). Поэтому для ФЛП не обязательно рассматривать кассу как «укрепленное» помещение.

Из этого можно сделать вывод, что

кассой у ФЛП будет место, где он:

условие 1

— осуществляет наличные расчеты;

условие 2 —

принимает, выдает, хранит наличные средства, другие ценности, кассовые документы.

Схожее мнение высказывал и Госпредпринимательства в

письме от 15.09.05 г. № 8027.

То есть к ФЛП в отличие от предприятий

Положение № 637 не выдвигает особых требований к обустройству кассы именно в помещении, да и еще определенным образом оборудованном. А потому ФЛП может определить для себя кассу как место, где находится сам ФЛП (его кассир) и его портфель (другое средство хранения) для хранения наличных средств, других ценностей, кассовых документов. Если ФЛП (его кассир) будет в постоянном движении, то и касса будет постоянно перемещаться с ним. Поэтому место, в котором в определенный момент времени находится ФЛП (его кассир) и осуществляет наличные расчеты (условие 1), и в котором он принимает, выдает, хранит наличные средства, другие ценности, кассовые документы (условие 2), согласно Положению № 637 будет его кассой.

Для ФЛП, применяющего РРО (РК), следует помнить об обязанности выдать покупателю соответствующий расчетный документ (чек РРО или РК), подтверждающий осуществление расчетной операции — прием наличных денежных средств в оплату за товар (работы, услуги). Если предприниматель использует «передвижную кассу», то у ФЛП должен быть портативный РРО (кроме случаев, когда ФЛП может не применять РРО при осуществлении расчетов).

Учитывая изложенное, на практике возможна ситуация, когда ФЛП

может прийти в кассу своего покупателя-предприятия (или другого ФЛП) для получения оплаты за проданные такому контрагенту товары (работы, услуги). В таком случае касса ФЛП будет находиться на территории контрагента*. При этом важно, чтобы ФЛП в полном объеме и своевременно (в день получения наличных) оприходовал в свою «передвижную» кассу денежные средства, принятые от своего контрагента. Для этого получение выручки следует отразить в Книге учета доходов и расходов, а в случае использования РРО (РК) — в КУРО. Как правильно оприходовать наличные, читайте далее в разделе «Какие нормы Положения № 637 должен выполнять ФЛП?» на с. 29. О том, что предприятие может рассчитаться в своей кассе с ФЛП за купленные у него товары (услуги), говорит и Нацбанк в письме от 05.12.07 г. № 11-113/4587-12584 (см. ком. в «БН», 2008, № 24, с. 9).

* Подробнее см. в Почте недели «Касса частного предпринимателя может перемещаться вместе с ним» // «БН», 2007, № 48, с. 42.

Что касается физлица, которое может заниматься оформлением и осуществлением кассовых операций, то это может быть как сам ФЛП, так и его наемный работник. С точки зрения должности, на которую следует оформить работника, занимающегося оформлением кассовых операций, это может быть как должность бухгалтера**, так и должность кассира. Кроме того, работники на других должностях также могут совмещать функции кассира. Предпринимателю важно помнить, что с работником, который работает с наличными средствами, следует заключить

договор о полной материальной ответственности* (пп. 4.7 и 4.8 Положения № 637). Если ФЛП сам «заведует» своей кассой, то договор о матответственности ему самому с собой заключать не надо.

** О том, что у ФЛП может работать наемное лицо на должности бухгалтера, читайте в статье «Бухгалтерская работа: кто может ее выполнять и какова ответственность за промахи» // «БН», 2011, № 29, с. 16.

* Подробнее в Теме недели «Материальная ответственность работников» // «БН», 2008, № 41, с. 41 и в статье «Бухгалтерская работа: кто может ее выполнять и какова ответственность за промахи» // «БН», 2011, № 29, с. 16.

Вывод

: касса у ФЛП может находиться как в помещении (например, место и комната с надписью «касса»), так и перемещаться вместе с ФЛП (его кассиром). Оформлением кассовых операций может заниматься как сам ФЛП, так и наемный работник, с которым заключают договор о полной матответственности.

 

Какие нормы Положения № 637 ФЛП не должен соблюдать?

ФЛП не ведет кассовую книгу

. Такой вывод делаем из п. 4.2 Положения № 637, в котором говорится о ведении кассовой книги исключительно предприятиями (юридическими лицами). На это указывает также Нацбанк в письме от 30.10.06 г. № 25-113/2453-11507. Соглашается с этим и ГНАУ (п. 4.8 Методрекомендаций № 210). Вместо кассовой книги для оприходования наличных ФЛП используют Книгу учета доходов и расходов, а в случае использования РРО (РК) — КУРО (см. раздел «Какие нормы Положения № 637 должен выполнять ФЛП?» ).

ФЛП не обязан оформлять наличные операции с помощью приходных и расходных кассовых ордеров

. Требование к обязательному оформлению наличных операций с помощью приходных и расходных кассовых ордеров главой 3 Положения № 37 установлено только для юридических лиц. На это указывает Нацбанк в письмах от 30.10.06 г. № 25-113/2453-11507 и от 22.11.05 г. № 11-113/3961-11591.

При этом Нацбанк в

письме от 30.10.06 г. № 25-113/2453-11507 в отношении приходного кассового ордера указывает, что форма этого документа предусматривает его применение только предприятиями с оформлением этого кассового документа бухгалтерией предприятия (выписка, заверение оттиском печати предприятия и подписями бухгалтера и кассира), учетом в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов, выдачей кассиром клиенту соответствующей квитанции о приеме от него наличности.

Таким образом, ФЛП не должен использовать приходные и расходные кассовые ордера. Детально этот вопрос мы рассмотрели далее в

разделе «Документальное оформление кассовых операций» на с. 31.

ФЛП не устанавливает себе лимит кассы

. Это прямо указано во втором абзаце п. 2.7 Положения № 637. Предприниматели сами решают, где им хранить свои наличные средства — в кассе или на счете в банке. Текущий счет в банке ФЛП открывать не обязан. Для ФЛП Положением № 637 не установлены сроки сдачи наличности в банк (в главе 5 говорится только об установлении сроков для предприятий). Поэтому им и не надо устанавливать лимит кассы. Наличную выручку ФЛП может сдавать в банк для зачисления на текущий счет в любой момент, когда посчитает нужным, и в любой сумме.

В этой связи при проверке соблюдения правил наличного обращения ФЛП не могут привлечь к ответственности за превышение установленных лимитов остатка наличных в кассе согласно

абзацу второму ст. 1 Указа № 436.

 

Какие нормы Положения № 637 должен выполнять ФЛП?

ФЛП должен правильно оприходовать наличные в кассе

. Согласно п. 2.6 Положения № 637 вся наличность, которая поступает в кассу, должна своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться .

При этом под оприходованием наличности в

Положении № 637 понимается проведение предприятиями и ФЛП учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций.

Таким образом,

для ФЛП с учетом норм п. 2.6 Положения № 637 оприходованием наличных в кассе является:

— отражение поступившей наличности в Книге учета доходов и расходов

или

— если предприниматель обязан применять РРО или РК —

учет поступивших наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК)**.

** Вопросы применения РРО детально рассмотрены в Теме недели «РРО для начинающих» // «БН», 2010, № 47, с. 37 и в статье «Частный предприниматель и РРО: правила проведения расчетов» //«БН», 2010, № 34, с. 17.

В настоящее время ФЛП ведут два вида книги учета доходов и расходов:

1.

ФЛП на упрощенной системе используют Книгу учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — субъекты предпринимательской деятельности в течение календарного года (форма № 10), форма которой приведена в приложении 10 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12. Кроме того, на практике прижились разные варианты этой книги для различных видов деятельности (торговой, посреднической и др.).

2.

ФЛП на общей системе с 21.01.11 г. применяют Книгу учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1025*.

* О ее заполнении читайте в статье «Предприниматель на общей системе: что нужно знать для ведения деятельности» // «БН», 2011, № 13, с. 52.

Учитывая, что ФЛП на общей системе налогообложения при продаже за наличные продукции, товаров (работ, услуг) обязаны применять РРО (РК), то для них наличные будут оприходованы в момент внесения записи в КУРО на основании Z-отчета. При этом согласно правилам ведения учета доходов и расходов для ФЛП следует также внести запись и в

Книгу учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1025, на общую сумму продаж. Однако еще раз повторим — для оприходования ФЛП-общесистемщикам достаточно внести запись в КУРО итоговой суммой. Аналогично и для ФЛП-единоналожников и фикспатентщиков, если они обязаны использовать РК и КУРО (например, при продаже пива на розлив): для оприходования наличных достаточно внести запись в КУРО, но не стоит забывать и об отражении полученной выручки в книге формы № 10.

Суммы оприходуемой наличности должны соответствовать суммам, определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах.

Обращаем внимание: игнорировать требование о надлежащем оприходовании наличных не советуем, поскольку это чревато ответственностью на основании

абзаца третьего ст. 1 Указа № 436 — за неоприходование, неполное и/или несвоевременное оприходование в кассах наличности предусмотрен штраф к ФЛП в пятикратном размере неоприходованной суммы. Кроме того, если ФЛП применяет РРО (РК) к нарушению правил оприходования наличных могут привести проведение через РРО неполной суммы продажи, нераспечатывание фискального чека (Z-отчета), на основании которого вносится запись в КУРО об оприходовании выручки, и, собственно, невнесение записи в КУРО. А за такие нарушения ответственность уже наступает согласно ст. 17 Закона об РРО. Эти штрафы налагаются независимо друг от друга. Так что в некоторых ситуациях неправильное оприходование или неоприходование вообще может привести к одновременному наложению штрафных санкций и согласно нормам Указа № 436 и Закона об РРО.

ФЛП должен соблюдать 10-тысячное ограничение расчетов

. Пунктом 2.3 Положения № 637 предусмотрено, что наличные расчеты одного предприятия (ФЛП) с другим предприятием (ФЛП) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам не должны превышать 10000 грн. (постановление Правления НБУ от 09.02.05 г. № 32). Количество предприятий (ФЛП), с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.

То есть в пользу одного контрагента сам предприниматель или его наемные работники, получившие подотчетные средства, могут осуществить платеж на сумму совокупно не более 10000 грн. за один день. Если в этот же день ФЛП хочет заплатить в пользу своего контрагента сумму больше 10000 грн., то помимо наличной оплаты в сумме не более 10000 грн. он может осуществить безналичный платеж со своего банковского счета на банковский счет своего контрагента. При этом размер безналичного платежа ничем не ограничивается.

Что касается уплаты ФЛП наличными через кассу банка, то для уплачивающего ФЛП такой платеж является наличным платежом, а поэтому должно соблюдаться 10-тысячное ограничение. А вот для контрагента, в пользу которого ФЛП уплатил деньги, такой платеж будет безналичным.

При соблюдении 10-тысячного ограничения

не играет роли количество работников, которые совершили расчеты наличными в пользу одного предприятия (предпринимателя). Главное, чтобы общая сумма проведенных расчетов в пользу такого предприятия (предпринимателя) за один день не превышала 10000 грн.

Кроме того, налоговики (

п. 4.8 Методрекомендаций № 210) и Нацбанк (письма от 05.12.07 г. № 11-113/4587-12584 // «БН», 2008, № 24, с. 9 и от 10.08.07 г. № 11-113/3036-8220) считают, что 10-тысячное ограничение также распространяется на случаи, когда работник тратит собственные наличные средства для решения производственных (хозяйственных) вопросов ФЛП.

При этом

10-тысячное ограничение не распространяется на такие операции, как:

а) расчеты ФЛП с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами, в том числе с Пенсионным фондом по уплате единого взноса;

б) добровольные пожертвования и благотворительная помощь;

в) использование средств, выданных на командировку.

Что касается ответственности за превышение лимита по

Указу № 436, то для ФЛП, в отличие от предприятий, она вряд ли наступит. Дело в том, что согласно п. 2.3 Положения № 637 сумма превышения 10-тысячного ограничения расчетно прибавляется к фактическим остаткам наличных в кассе в день осуществления такой оплаты и сравнивается с утвержденным лимитом кассы. При этом за превышение установленного лимита кассы предусмотрена ответственность согласно абзацу второму ст. 1 Указа № 436. Однако, как мы указывали выше (см. раздел «Какие нормы Положения № 637 ФЛП не должен соблюдать?» на с. 29), такой штраф к ФЛП не применяют.

На предпринимателя в этом случае разве что могут наложить штраф по

ст. 1642 КоАП за нарушение правил ведения кассовых операций — от 136 до 255 грн. (за повторное нарушение — от 170 до 340 грн.). Но это скорее теоретическая вероятность, поскольку решение о наложении штрафа за это нарушение имеют право выносить должностные лица органов Госфининспекции (бывшее КРУ), а деятельность ФЛП этот орган практически не проверяет. Что касается сотрудников ГНС, контролирующих соблюдение порядка ведения кассовых операций, то наложение этого админштрафа не входит в их полномочия. Они могут привлечь к ответственности на основании Указа № 436 и Закона об РРО.

Кстати, сами налоговики в

ЕБНЗ разъясняют, что согласно письму НБУ от 30.11.09 г. № 11-110/5407-22151 привлечь к ответственности предпринимателя за осуществление наличного расчета на сумму больше 10000 грн. с другим предпринимателем в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам согласно нормам Указа № 936 невозможно.

 

Документальное оформление кассовых операций

Общие положения.

Суммы оприходуемой наличности должны соответствовать суммам, определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах.

Согласно

п. 3.1 Положения № 637 кассовые операции оформляются кассовыми ордерами (приходными и расходными), расходными ведомостями, расчетными документами, документами по операциям с применением специальных платежных средств, другими кассовыми документами, которые согласно законодательству подтверждают факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) наличных средств. Кассовые операции, осуществляемые согласно Закону об РРО, оформляются в соответствии с требованиями этого Закона.

В то же время из

глав 3 и 4 Положения № 637 следует, что ФЛП обязан составлять не все вышеназванные документы.

Кассовую книгу не ведет

. Как мы указали выше, ФЛП не ведет кассовую книгу. Для оприходования наличности вместо кассовой книги ФЛП использует Книгу доходов и расходов, а в случае применения РРО (РК) — КУРО. Что касается ведения какого-то дополнительного регистра для учета движения наличности (выдача под отчет на командировку, на закупку и т. п.), ФЛП вести его не обязательно (по желанию для удобства учета задолженности может составлять ведомость в произвольной форме).

Приходные и расходные кассовые ордера вести не обязан.

Из норм Положения № 637 следует также, что ФЛП не обязан оформлять приходные и расходные кассовые ордера. Это следует из главы 3, в которой четко говорится об обязанности выписывать приходные и расходные кассовые ордера только юридическими лицами. ФЛП осуществляют документальное оформление кассовых операций в зависимости от вида и специфики своей деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, которые распространяются на их деятельность. На это Нацбанк указывает в своих письмах от 30.10.06 г. № 25-113/2453-11507 и от 22.11.05 г. № 11-113/3961-11591.

Кроме того, из

пп. 3.3 и 3.4 Положения № 637 следует, что подписывать кассовые ордера обязаны должностные лица предприятия (руководитель, главный бухгалтер), которых у ФЛП нет.

Несмотря на вышеназванные нормы

Положения № 637 и разъяснения Нацбанка по данному вопросу, как органа, который разработал и утвердил Положение № 637, такую позицию разделяют далеко не все.

Так, Госкомпредпринимательства вначале был не против того, что ФЛП при наличных расчетах не должны использовать бланки приходных и расходных ордеров, поскольку предприниматель не ведет кассовую книгу (

письмо от 16.03.05 г. № 1679). Но позже мнение изменилось, и в письме от 15.09.05 г. № 8027 он уже говорит о необходимости оформлять расходными кассовыми ордерами выдачу средств из кассы под отчет наемным работникам предпринимателя. Безусловно, во избежание споров с работниками передачу денежных средств под отчет документально оформлять надо. И безусловно, в данной ситуации расходный кассовый ордер как раз и уместно применять. Но использовать именно расходный ордер — это все же не обязанность ФЛП. Предприниматель (его бухгалтер, кассир) может выдать деньги и по расходной ведомости или оформить передачу в произвольной форме, придав такому документу статус первичного с помощью заполнения реквизитов, присущих первичному документу (см. статью «Первичные документы: составляем, заполняет, подписываем, храним…» // «БН», 2011, № 39, с. 10). Так что считаем несколько спорным вывод об обязательном использовании расходного кассового ордера предпринимателем.

Налоговики пошли дальше. По их мнению, ФЛП не должны вести только кассовую книгу согласно

п. 4.2 Положения № 637, но приходные и расходные кассовые документы они должны оформлять (п. 4.8 Методрекомендаций № 210). Мы с такой позицией не согласны, тем более, что Методрекомендации № 210 — это документ рекомендательного характера, не проходивший регистрацию в Минюсте.

Мы солидарны с Нацбанком и считаем, что ФЛП осуществляют документальное оформление кассовых операций в зависимости от вида и специфики своей деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, которые распространяются на их деятельность. При этом те предприниматели, которые обязаны применять РРО (РК), своим покупателям выдают согласно

Закону об РРО фискальный кассовый чек (расчетную квитанцию), которая будет подтверждать прием наличных при продаже или возврат денег при возврате товара. Все другие ФЛП (в частности, единоналожники и фикспатентщики), реализующие товары (услуги) за наличные согласно п. 15 ст. 3 Закона об РРО, должны предоставлять покупателю товаров (услуг) по его требованию чек, накладную или другой письменный документ, удостоверяющий передачу права собственности на них от продавца к покупателю с целью выполнения требований Закона о защите прав потребителей. Кроме того, согласно п. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 3 Закона об РРО продавец обязан выдавать покупателям расчетный документ , подтверждающий факт покупки.

Большинство ФЛП в этом случае по требованию покупателя для подтверждения передачи товара и получения наличных средств в оплату за проданный товар (услуги) используют

товарный чек или квитанцию об оплате, составленные в произвольной форме (форма и содержание товарного чека законодательно не определены). В нем отдельно указывается факт получения наличных в оплату (например, с использованием штампа или надписи «Оплачено»). Примерную форму товарного чека мы приводили в Почте недели «Есть ли право на валовые расходы, если чек нефискальный?» // «БН», 2011, № 11, с. 31.

Что касается возможности ФЛП использовать формы приходного и расходного кассовых ордеров вместо товарных чеков, то, если это удобно самому ФЛП, считаем возможным применять и их.

Документальное оформление выдачи денег под отчет

. Как мы указывали выше, передачу наличных средств под отчет необходимо оформлять документально, несмотря на то что ФЛП не обязан составлять расходные кассовые ордера. Для этого подойдет как собственно расходный кассовый ордер, Ведомость на выплату денег (приложение 1 к Положению № 637), так и составленный в произвольной форме документ (с набором обязательных реквизитов для первичного документа).

Об использовании выданных на командировку или под отчет средств наемный работник ФЛП должен отчитаться в том же порядке, что и работник предприятия (юридического лица). Для этого по возвращении из командировки или выполнении закупки по поручению ФЛП он обязан составить и подать вместе с подтверждающими документами

Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (форма утверждена приказом ГНАУ от 23.12.10 г. № 996). Сроки для подачи этого Отчета и ответственность за несвоевременный возврат неизрасходованных средств общие как для работников предпринимателя, так и для работников юридических лиц (подробнее см. в статье «Подотчет: основы и нюансы» // «БН», 2011, № 9, с. 19).

Документальное оформление выплаты зарплаты работникам

. В Положении № 637 не предусмотрена обязанность выплачивать зарплату наемным работникам по Ведомости на выплату денег (приложение 1 к Положению № 637). Однако документировать выплату зарплаты работникам надо. Поэтому ФЛП может выдавать зарплату как под роспись в расчетно-платежной ведомости, в которой осуществляется начисление сумм, так и по Ведомости на выплату денег (приложение 1 к Положению № 637). Не запрещается документировать выплату зарплаты наличными средствами и в документе на выплату зарплаты, составленном в произвольной форме. Но в этом случае важно придать ему статус первичного документа (об этом мы говорили выше).

Кстати важно учитывать, что потребовать документы о выплате зарплаты при проверке у вас могут сотрудники ПФУ, проверяя начисление пенсионных взносов (до 2011 года) и единого взноса (с 01.01.11 г.), инспекции по труду (контролируя полноту и своевременность выплаты зарплаты) и другие проверяющие.

В заключение несколько слов о контроле за кассовыми операциями. Сам предприниматель в случае, когда кассовые операции оформляет наемный работник, может проводить инвентаризацию кассы, целью которой является проверка сохранности наличных средств (

п. 4.10 Положения № 637). Кроме того, проверить состояние наличных расчетов у ФЛП имеют право сотрудники ГНС, руководствуясь Методрекомендациями № 210. Об ответственности, к которой могут привлечь ФЛП при таких проверках, мы рассказали выше.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о защите прав потребителей

— Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Методрекомендации № 210

— Методические рекомендации о порядке проведения проверок по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования кассовой дисциплины, полноты оприходования выручки от реализации товаров (услуг), утвержденные приказом ГНАУ от 23.04.09 г. № 210.

ФЛП

— физическое лицо — предприниматель.

РРО

— регистратор расчетных операций.

РК

— расчетная книжка.

КУРО

— Книга учета расчетных операций.

ЕБНЗ

— Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua.