19.11.2012
Техническое обслуживание транспортных средств
Вопрос | Ответ |
1 | 2 |
Обязаны ли субъекты хозяйствования проводить сезонное ТО(1) собственных и арендованных ТС? | Проведение ТО, в том числе и сезонного, — это обязанность владельца ТС: владельцы ТС либо лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по их ТО и ремонту согласно нормативам, установленным изготовителями соответствующих ТС (ст. 36 Закона о дорожном движении). Это же касается и арендаторов (нанимателей) ТС, поскольку согласно п. 1 ст. 801 ГКУ они обязаны поддерживать ТС в надлежащем техническом состоянии, в том числе и проводить сезонный ТО |
Какие работы необходимо проводить во время сезонного ТО? | Перечень работ, проводимых во время сезонного ТО, приведен в приложении В к Положению № 102. Однако сезонное ТО осуществляется вместе с очередным вторым техобслуживанием (ТО-2), которое, в свою очередь, осуществляется вместе с очередным первым техобслуживанием (ТО-1). Поэтому при проведении сезонного ТО нужно выполнять все работы, указанные в приложениях А, Б и В к Положению № 102. Поскольку эти документы содержат только примерный перечень работ, при необходимости (если это предусмотрено в сервисной книжке ТС), его можно дополнить |
Как учитывать расходы на проведение сезонного ТО? | Согласно п. 3.8 Порядка № 102 сезонное ТО дорожных ТС, как и ежедневное ТО, ТО-1 и ТО-2, не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортного средства. Поэтому расходы на проведение таких операций не капитализируют, а относят на расходы. В бухгалтерском учете расходы на сезонное ТО предприятие имеет право включить в расходы периода (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 22, 28, 63, 65, 66, 68). В налоговом учете такие расходы субъект хозяйствования имеет право: — либо относить на себестоимость как прочие прямые расходы (п. 138.8 НКУ) и включать в расходы в отчетном периоде, в котором признаны доходы от реализации товаров (работ, услуг), при изготовлении которых использовалось ТС (п. 138.4 НКУ), — либо считать прочими расходами и в зависимости от функционального назначения объектов, по которым осуществляется ТО, относить в состав: общепроизводственных (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ), административных расходов (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ), расходов на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ). Такие расходы включаются в налоговые расходы в периоде проведения ТО, за исключением переменных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов, которые включаются в налоговые расходы в отчетном периоде, в котором признаны доходы от реализации продукции |
Относится ли замена шин к сезонному ТО? | Если внимательно рассмотреть перечень работ, которые необходимо проводить при сезонном ТО, то можно заметить, что замена шин не включена в этот перечень. Однако волноваться по этому поводу субъекту хозяйствования не стоит, поскольку замену шин можно связать с ТО как работу по поддержанию ТС в рабочем состоянии. Кроме того, в соответствии с п. 3.19 Положения № 102 операции по замене шин не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений, поэтому такую операцию можно связать с сезонным ТО, дополнив перечень работ по такому обслуживанию, поскольку этот перечень не является исчерпывающим |
Относится ли к ТО замена шин в связи с их непригодностью для эксплуатации, если пробег — ниже нормы? | Если субъект хозяйствования осуществляет замену шин в связи с их непригодностью для эксплуатации, когда пробег ниже норм, определенных в Нормах эксплуатации шин и в Нормах пробега шин, то такая замена относится не к ТО, а к ремонту (консультация в ЕБНЗ, разд. 110.07.20). В связи с этим расходы на замену таких шин можно относить в состав расходов того отчетного налогового периода, в котором такая замена была осуществлена, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года (п. 146.12 НКУ), а на сумму, превышающую 10 % лимит, следует увеличить балансовую стоимость автомобиля (п. 146.11 НКУ) |
Относится ли замена моторного масла, а также масляного и воздушного фильтров к ТО? | Согласно перечню работ, приведенному в приложениях к Положению № 102, операция по замене масла относится к ТО. Так, если замена масла осуществляется только в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля, то она относится к ТО-2 (приложение Б), а если идет речь о замене масла в спидометровом оборудовании или о сезонной замене масла, то это — сезонное ТО (приложение В). Замена фильтровального элемента фильтра тонкой очистки масла также относится к ТО (приложение Б) как операция, осуществляемая во время ТО-2. О замене воздушных фильтров в Положении № 102 прямо ничего не сказано, хотя во время ТО-1 производится их промывка (приложение А). Но поскольку перечень работ, приведенный в Перечне № 102, не является исчерпывающим, то, на наш взгляд, замену воздушных фильтров тоже можно смело относить к ТО. В учете расходы на эти операции должны быть включены в состав расходов в зависимости от направления использования ТС |
Можно ли проводить во время сезонного ТО уборочно-моечные работы? | Да, такие работы проводятся во время ТО, поскольку уборка и мойка автомобиля в соответствии с п. 3.5 Положения № 102 относятся к ТО как ежедневное обслуживание, и осуществляются при проведении работ по поддержанию надлежащего внешнего вида транспортного средства. Этой нормой также предусмотрено, что уборочно-моечные работы выполняются при необходимости, но обязательно перед ТО либо ремонтом. С этим соглашаются и налоговики в консультации, приведенной в ЕБНЗ, раздел 110.07.20. Заметим, что ранее налоговики выступали против отнесения таких расходов к ТО, но со временем их позиция изменилась |
(1) Использованные сокращения: НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI; ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV; Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII; Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102; Нормы пробега шин — Нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин, утвержденные приказом Минтранса от 08.12.97 г. № 420; Нормы эксплуатации шин — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.06 г. № 488; ТС — транспортные средства; ТО — техническое обслуживание; ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua |
Сергей ДЕЦЮРА