01.04.2013
Учет расчетных квитанций и книг КУРО на предприятии
Как вести учет книжек РК-1 и книг КУРО, если они теперь не являются бланками строгой отчетности?
(Донецкая обл.)
Согласно Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-ІІІ (далее — Закон об РРО) субъекты хозяйствования используют:
— книгу учета расчетных операций (КУРО), содержащую ежедневные отчеты, которые составляют на основании расчетных документов относительно движения наличных средств, товаров;
— расчетные книжки (РК), содержащие номерные расчетные квитанции, которые выдаются покупателям в случаях, когда не используются РРО.
Расчетной квитанцией является расчетный документ, бланк которого изготовлен печатным способом, а отдельные реквизиты заполняются от руки или путем проштамповывания при регистрации расчетных операций за товары (услуги) или при выдаче средств покупателю в случае возврата товара, рекомпенсации услуги, приема ценностей под залог и в других случаях (п. 5.1 Положения о расчетных документах*). Форма № РК-1 расчетной квитанции приведена в приложении 3 к Положению о расчетных документах.
* Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
КУРО и РК должны быть должным образом прошнурованы и зарегистрированы в органах ГНС, а РК еще и сброшюрована в соответствии с Порядком регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденным приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. Также субъект хозяйствования должен обеспечить сохранность этих документов в течение 3 лет (п. 6 ст. 3 Закона об РРО).
Однако документами строгого учета КУРО и РК назвать нельзя. Действительно, согласно п. 2.6 Положения о расчетных документах, бланки расчетных документов, которые используются субъектами хозяйствования при проведении расчетных операций без применения РРО, должны быть изготовлены по утвержденным образцам, в соответствии с постановлением КМУ «Об установлении порядка изготовления бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности» от 19.04.93 г. № 283. Однако данное постановление утратило силу. А новый исключительный перечень бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 14.05.12 г. № 456 , не относит к документам строгой отчетности ни КУРО, ни РК.
Таким образом, порядок использования, учета, хранения и списания таких документов будет соответствовать использованию, учету, хранению и списанию канцелярских товаров. То есть для отражения приобретения КУРО и РК в бухгалтерском учете использовать или субсчет 209 «Прочие материалы» или счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». А сразу после передачи зарегистрированных КУРО и РК кассиру, их стоимость списать на расходы отчетного периода. Списание оформляем актом списания в произвольной форме.
В бухгалтерском учете стоимость списанных КУРО и РК включаем в административные расходы (Д 92).
В налоговом учете затраты на приобретение КУРО и РК мы также имеем право относить в налоговые расходы в составе административных расходов на основании п.п. «ж» п.п. 138.10.2 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), так как они связаны с реализацией товаров (предоставлением работ, услуг) и относятся к хозяйственной деятельности предприятия (п. 14.1.36 НКУ).
Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет КУРО и РК на примере.
Предприятием через подотчетное лицо (расчет корпоративной банковской картой) приобретены и переданы кассиру:
— КУРО на сумму 18,00 грн. (в том числе НДС — 3,00 грн.);
— РК-1 на сумму 9,00 грн. (в том числе НДС — 1,50 грн.).
В бухгалтерском и налоговом учете эти операции отразятся, как показано в таблице (см. с. 47).
Содержание хозяйственной операции | Документ | Корреспондирующие счета | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
дебет | кредит | доходы | расходы | |||
1. Выдана КПК работнику | В аналитическом учете делают запись о выдаче карточки работнику и о сумме средств, доступной для использования по этой карточке | |||||
2. После предоставления Отчета об использовании средств выданных на командировку или под отчет (далее — Отчет) оприходованы на склад полученные: | ||||||
— КУРО | Отчет, накладная (приходный ордер) | 2091(1) | 372 | 15,00 | — | — |
— РК | 2091 | 372 | 7,50 | — | — | |
3. Отражена сумма налогового кредита по НДС | Отчет, чек РРО(2) | 641 | 372 | 4,50 | — | — |
4. Списана потраченная работником сумма средств | Отчет, выписка банка | 372 | 313 | 27,00 | — | — |
5. Переданы кассиру со склада: | ||||||
— КУРО | Накладная на внутреннее перемещение | 2092 | 2091 | 15,00 | — | — |
— РК | 2092 | 2091 | 7,50 | — | — | |
6. Списаны в состав административных расходов переданные для заполнения: | ||||||
— КУРО | Акт списания | 92 | 2092 | 15,00 | — | 15,00 (стр. 06.1 декларации) |
— РК | 92 | 2092 | 7,50 | — | 7,50 (стр. 06.1 декларации) | |
(1) Предприятие использует такие субсчета к субсчету 209: 2091 «Другие материалы на складе»; 2092 «Другие материалы в кассе». (2) Согласно п. 201.11 НКУ основанием для начисления налогового кредита без получения налоговой накладной являются, в частности, кассовые чеки, содержащие сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 гривень в день (без учета налога). |
Дарья КРАВЧЕНКО