19.08.2013

Утилизация транспортных средств и утилизационний эконалог

Статья

УТИЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

и утилизационный эконалог

 

Проблема утилизации старых автотранспортных средств, которыми на сегодняшний день переполнены автострады, давно обсуждается сообществом. Но каких-то конкретных действий в этом направлении длительное время не происходило.

И вот в начале августа Президент Украины наконец подписал два закона (принятые Верховной Радой еще в начале июля), которыми установлены правила утилизации транспортных средств и механизм уплаты экологического налога за осуществление таких преобразований.

В сегодняшней публикации подробно рассмотрим процедуру утилизации транспортных средств и проанализируем, как введение такого механизма повлияет на субъектов хозяйствования и обычных граждан-автолюбителей.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Что такое утилизация ТС

Автомобили, как и любые предметы, со временем утрачивают свои потребительские свойства, а следовательно, становятся непригодными для использования. Такие предметы изымаются из использования и подлежат уничтожению (утилизации).

До сих пор утилизация ТС проходила в хаотическом порядке, без какого-либо контроля и государственного регулирования. Это приводило к загрязнению окружающей природной среды, делало невозможным учет находящихся в использовании ТС (большинство ТС, передававшихся на переработку, обычно не снимались с учета в ГАИ).

Законом об утилизации ТС (вступил в силу 08.08.13 г.) законодатель урегулировал правовые, организационные и экономические принципы деятельности, связанной с утилизацией ТС на территории Украины.

Так, согласно п. 8 ст. 1 Закона об утилизации ТС утилизация ТС — это комплекс работ по приему, хранению, перевозке, демонтажу и разборке ТС на составные части и элементы и сортировке с целью последующей их утилизации в соответствии с требованиями законодательства об отходах.

Утилизации подлежат только колесные ТС, классифицируемые под кодами товарных позиций 8702, 8703, 8704, 8705 согласно УКТ ВЭД (см. табл. 1).

 

Таблица 1. ТС, подлежащие утилизации

ТЗ, подлежащие утилизации

Товарная позиция согласно УКТ ВЭД

1. Моторные ТС, предназначенные для перевозки 10 и более человек, включая водителя (автобусы)

8702

2. Легковые автомобили

8703

3. Другие моторные ТС, предназначенные для перевозки людей (кроме ТС товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили

4. Моторные ТС для перевозки грузов (грузовые автомобили)

8704

5. Моторные ТС специального назначения, например, автомобили грузовые для аварийного ремонта, автокраны, автомобили пожарные, автобетономешалки, автомобили уборочные для дорог, автомобили поливо-моечные, автомобили-мастерские, радиологические автомобили, кроме предназначенных главным образом для перевозки людей либо грузов

8705

 

ТС, не попавшие в этот перечень (трактора, ТС грузовые, самоходные без подъемных или погрузочных устройств, используемые на заводах, складах, в портах либо в аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, мотоциклы (включая мопеды) и велосипеды, а также прицепы и полуприцепы и другие несамоходные ТС), утилизации по правилам, определенным Законом об утилизации ТС, не подлежат.

Процесс утилизации ТС осуществляется в два этапа:

1-й этап. Прием ТС. На этом этапе владельцы ТС передают его на утилизацию в специально созданные пункты приема ТС. Такие пункты в процессе утилизации выполняют транзитную функцию, поскольку не осуществляют никаких функциональных действий (преобразований) с полученными ТС, а только собирают и хранят их для передачи на разборку в специально созданные пункты (пункты раз-
борки).

2 этап. Разборка ТС. После того как ТС поступают в пункты разборки, происходит непосредственная утилизация ТС, а именно:

— изымаются из ТС опасные элементы и вещества, в том числе жидкости и газы;

— снимаются с ТС элементы оборудования и частей, пригодные к повторному использованию;

— сортируются составные части и элементы разобранного ТС для повторного использования, переработки и утилизации.

Что касается передачи ТС на утилизацию, то прежде всего следует отметить, что на сегодняшний день не определены какие-либо требования (нормативы, правила и т. п.) для ТС, при выполнении которых они должны обязательно передаваться на утилизацию. Поэтому передача ТС на утилизацию является не обязанностью, а правом владельца такого агрегата, которое он может реализовать исходя из технического состояния своего ТС.

 

Субъекты, осуществляющие утилизацию ТС

Утилизовать ТС имеют право субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и осуществляют следующие виды деятельности (п. 1 ст. 2 Закона об утилизации ТС):

— прием ТС на утилизацию;

и/или

— разборку утилизируемых ТС с соблюдением требований законодательства об отходах.

Из этого следует, что субъект хозяйствования, намеревающийся предоставлять услуги по утилизации ТС, имеет право выбирать, каким именно видом деятельности он будет заниматься:

1) приемом ТС на утилизацию — создать пункт приема;

2) разборкой ТС — создать пункт разборки;

3) обоими видами деятельности одновременно — создать и пункт приема, и пункт разборки ТС.

Кроме этих двух видов деятельности, субъекты хозяйствования, намеревающиеся предоставлять услуги по утилизации ТС (осуществлять прием и/или разборку ТС), могут одновременно с этим заниматься и другими видами деятельности, если это не запрещено законом (п. 3 ст. 2 Закона об утилиза-
ции ТС
).

Чтобы заниматься утилизацией ТС, не нужно получать какие-либо специальные разрешительные документы (разрешения либо лицензии). Достаточно соблюдать требования по обустройству пунктов приема и разборки ТС, в которых будут осуществляться операции по утилизации ТС. Перечень таких требований приведен в ст. 3 и 4 Закона об утилизации ТС (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Требования к пунктам утилизации ТС

Объект

Требования

1

2

Пункт приема

1) наличие специально отведенных и соответственно оборудованных мест (площадок, складских помещений) для приема и хранения ТС, которые покрыты неразрушающим и непроницаемым для опасных веществ материалом (асфальтом, бетоном, керамзитобетоном, полимербетоном) и обустроены ливневой канализацией

2) размещение на обустроенном для осуществления приема ТС земельном участке площадью не менее 500 м2

3) обеспечение приема, складирования и хранения ТС, так, чтобы исключить возможность повреждения их компонентов и утечку технических жидкостей

4) обеспечение доставки принятых на хранение ТС в пункты разборки

5) регистрация в Госреестре субъектов утилизации ТС(1)

Пункт разборки

1) наличие специально отведенных и соответственно оборудованных мест (площадок, складских помещений) для накопления и хранения ТС, которые покрыты неразрушающим и непроницаемым для опасных веществ материалом (асфальтом, бетоном, керамзитобетоном, полимербетоном), обустроены ливневой канализацией

2) размещение на земельном участке площадью не менее 1000 м2, на котором находятся производственные помещения для разборки на части ТС

3) наличие складских помещений, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, средствами противопожарной безопасности, средствами индивидуальной защиты персонала, работающего с опасными отходами, и соответствующими инструкциями по технике безопасности

4) наличие специально отведенных и соответственно оборудованных мест (площадок, складских помещений) для хранения опасных отходов, которые должны быть оборудованы стационарными либо передвижными погрузочно-разгрузочными механизмами

 

5) обеспечение утилизации либо удаления отходов, образовавшихся в процессе разборки ТС, самостоятельно либо путем заключения договоров с субъектами хозяйствования, которые имеют лицензии на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами и/или на право осуществления деятельности, связанной со сбором и заготовкой отдельных видов отходов как вторичного сырья, по утилизации либо удалению отходов, образовавшихся в процессе разборки транспортных средств

6) регистрация в Госреестре субъектов утилизации ТС(1)

7) наличие системы экологического менеджмента, сертифицированной по стандартам Международной организации по стандартизации (ISO) серии 1400 или по аналогичному национальному стандарту

(1) Чтобы зарегистрироваться в Госреестре субъектов утилизации ТС, следует подать (п. 4 ст. 5З Закона об утилизации ТС): 1) заявление произвольной формы (на бланке заявителя); 2) сведения за подписью заявителя о наличии материально-технической базы, необходимой для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности, собственных либо арендованных производственных площадей (помещений) и профессиональных и квалификационных уровней руководителей и работников (количество работников не может составлять менее 5 человек, без учета руководителей); 3) копию документа, подтверждающего наличие системы экологического менеджмента; 4) перечень нормативно-методической документации, используемой при разборке ТС (два последних документа подаются только субъектами хозяйствования, осуществляющими разборку утилизируемых ТС).

 

Исключение составляют субъекты хозяйствования, которые производят (изготавливают) ТС. Производителям ТС в соответствии со ст. 6 Закона об утилизации ТС предоставлена возможность принять на себя обязательство обеспечить утилизацию ТС собственного производства. Заметим, что это лишь право производителя ТС, а не обязанность, поэтому только производитель ТС должен решать, следует ему заниматься таким видом деятельности или нет.

Забегая вперед, отметим, что принятие на себя обязанности по утилизации произведенных собственными силами ТС освобождает производителя ТС от уплаты эконалога за утилизацию ТС (подробнее см. раздел «Плательщики эконалога» на с. 42), но при этом вынуждает за свой счет самостоятельно либо путем заключения договора с другими субъектами хозяйствования (п. 9 ст. 6 Закона об утилизации ТС):

— создать определенное в пп. 1 и 2 п. 9 ст. 6 Закона об утилизации ТС количество пунктов приема и разборки ТС, которые были произведены таким субъектом хозяйствования;

— принимать на утилизацию ТС, которые были произведены таким субъектом хозяйствования, в организованных им пунктах приема;

— доставлять ТС от пунктов приема в пункты разборки;

— обнародовать информацию об созданных таким субъектом хозяйствования пунктах приема и пунктах разборки в СМИ, в том числе на своем веб-сайте.

Поэтому, перед тем как принимать решение об организации утилизации произведенных своими силами ТС, производители ТС должны оценить все выгоды и риски по осуществлению такой деятельности.

Чтобы производитель ТС мог заниматься утилизацией ТС собственного производства, он должен не только соблюдать требования по созданию объектов приема и разборки ТС (см. табл. 2 на с. 40), но и выполнять следующие условия:

1) производить на территории Украины ТС, классифицируемые под кодами товарных позиций 8702, 8703, 8704 и 8705 согласно УКТ ВЭД, по технологии, которая включает сварку (изготовление методом неразъемного соединения) кузова или кабины, покраску кузова или кабины и сборку ТС, и/или по технологии промышленной сборки автомобилей с использованием кузовов, ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки моторных транспортных средств»;

2) зарегистрироваться в Реестре предприятий, которые производят (изготавливают) транспортные средства и приняли на себя обязательство обеспечить утилизацию транспортных средств собственного производства. Порядок регистрации описан в п. 3 ст. 6 Закона об утилизации ТС.

Заметим, что если субъект хозяйствования принял на себя обязательство осуществить утилизацию ТС, то отказать в проведении таких действий он не имеет права ни одному владельцу ТС. В случае такого отказа субъект хозяйствования будет обязан возместить владельцу такого ТС документально подтвержденные им расходы, которые были понесены в связи с утилизацией такого ТС (п. 1 ст. 8 Закона об утилизации ТС).

 

Порядок передачи ТС на утилизацию

Если владелец решит передать свое ТС на утилизацию, то он либо уполномоченное им лицо должны сначала снять такое ТС с учета в соответствующем подразделении ГАИ и только потом доставить такое ТС вместе с пакетом документов, предусмотренным в п. 1 ст. 7 Закона об утилизации ТС, в пункт приема ТС (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Перечень документов, необходимых для передачи ТС на утилизацию

Документы для передачи ТС

физическим лицом(1)

юридическим лицом

1) паспорт или другой документ, удостоверяющий личность владельца (представителя владельца);

2) нотариально удостоверенный документ об уполномочивании владельцем представителя на передачу утилизируемого ТС в пункт приема (в случае осуществления передачи уполномоченным лицом);

3) свидетельство о регистрации ТС или другой документ о регистрации либо регистрационная карточка, которая прилагается к свидетельству о регистрации ТС на пластиковой основе, с отметкой о снятии его с учета в соответствующем подразделении ГАИ, или в подразделениях уполномоченного органа, которым проведена ведомственная регистрация ТС

1) паспорт или другой документ, удостоверяющий личность руководителя (другого представителя) юридического лица;

2) удостоверенная печатью юридического лица или нотариально копия документа об уполномочивании юридическим лицом представителя на передачу утилизируемого ТС в пункт приема (протокол, приказ, доверенность и т. п.);

3) свидетельство о регистрации ТС или другой документ о регистрации либо регистрационная карточка, которая прилагается к свидетельству о регистрации ТС на пластиковой основе, с отметкой о снятии его с учета в соответствующем подразделении ГАИ, или в подразделениях уполномоченного органа, которым проведена ведомственная регистрация ТС, и копия такого документа, удостоверенная печатью юридического лица либо нотариально

(1) Если на утилизацию передается ТС, которым был обеспечен в установленном порядке инвалид, или ребенок-инвалид, или лицо, инвалидность которого связана с трудовым увечьем в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, то передачу ТС осуществляет орган соцзащиты населения, в учете которого значилось указанное ТС.

 

Факт передачи ТС в пункт приема ТС подтверждается справкой о приеме ТС на утилизацию, выдаваемой владельцу ТС либо уполномоченному им лицу. Такая справка оформляется в трех экземплярах, два из которых выдаются владельцу ТС, а третий остается у лица, которое содержит пункт приема.

Обращаем внимание, что при приеме на утилизацию ТС пункт приема не имеет права взимать с владельца ТС плату за утилизацию такого ТС, поскольку расходы пунктов приема и разборки ТС на проведение утилизации таких ТС будут компенсироваться им из бюджета за счет средств от уплаты эконалога за утилизацию ТС. Порядок такой компенсации должен быть определен Кабмином, но на данный момент он еще не утвержден.

В то же время непонятно, в каком размере и вообще будет ли осуществляться компенсация владельцу стоимости ТС, переданного на утилизацию. На наш взгляд, без предоставления такой компенсации владельцу ТС система утилизации ТС будет неэффективной, поскольку владельцы не будут заинтересованы сдавать ТС на утилизацию. Учитывая определенные недостатки, в частности отсутствие механизма возмещения стоимости ТС, переданных на утилизацию, в Законе об утилизации ТС Президент поручил Кабмину разработать законопроект, которым урегулировать этот вопрос*.

* http://www.president.gov.ua/documents/15952.html

 

Эконалог за утилизацию ТС

Кроме утверждения Закона об утилизации ТС, с целью стимулирования субъектов хозяйствования к проведению утилизации ТС законодатель ввел эконалог за утилизацию снятых с эксплуатации ТС. Суть стимулирования заключается в том, что суммы уплаченного эконалога за утилизацию ТС будут направляться на компенсацию расходов, понесенных субъектами хозяйствования на проведение утилизации ТС.

Для этого Законом № 422 (вступает в силу с 01.09.13 г.) были внесены соответствующие изменения в разд. VIII НКУ. Подробно рассмотрим эти новшества.

 

Плательщики эконалога

Хотя в названии нового вида эконалога речь идет об утилизации ТС, фактически он будет уплачиваться не при утилизации, а при ввозе, приобретении либо продаже ТС, которые в дальнейшем подлежат утилизации. При этом объектами налогообложения, по сути, будут те же ТС, которые подлежат утилизации по правилам, определенным в Законе об утилизации ТС.

Перечень плательщиков эконалога за утилизацию ТС приведен в табл. 4.

 

Таблица 4. Плательщики эконалога за утилизацию ТС

Плательщики

Освобождаются от уплаты

Импортеры, т. е. субъекты хозяйствования, ввозящие на таможенную территорию Украины ТС и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта (новый п.п. 240.21.1 НКУ)

Импортеры, которые:

— ввозят ТС, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также работникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей (п.п. 240.6.1 НКУ);

— ввозят ТС, ранее вывезенные за пределы таможенной территории Украины (п.п. 240.6.2 НКУ);

— ввозят ТС в таможенных режимах иных, чем таможенный режим импорта (п.п. 240.6.3 НКУ);

— ввозят ТС, с года выпуска которых прошло 30 или более лет, относящиеся к предметам коллекционирования либо антиквариата. Освобождение распространяется также и на продажу таких ТС на таможенной территории Украины (п.п. 240.6.4 НКУ);

— ввозят на таможенную территорию Украины ТС, признанные гуманитарной помощью (п.п. 240.6.7 НКУ)

Производители ТС, производящие ТС на таможенной территории Украины для их продажи на внутреннем рынке Украины (новый п.п. 240.21.2 НКУ)

Производители ТС, которые приняли на себя обязательство обеспечить утилизацию снятых с эксплуатации произведенных ими ТС (п.п. 240.6.5 НКУ) в порядке и на условиях, определенных Законом об утилизации ТС (см. раздел «Субъекты, осуществляющие утилизацию ТС» на с. 40).

Если ТС производятся для экспорта, то уплачивать эконалог за такие ТС тоже не нужно

Лица, приобретающие ТС у лиц, которые не являются плательщиками этого налога (дипломатических представительств, консульских учреждений, работников таких организаций и членов их семей)

Лица, которые:

— приобретают на территории Украины ТС, которые были впервые зарегистрированы и/или перерегистрированы до 01.09.13 г. Таким образом, при приобретении ТС, находящихся на сегодняшний день в собственности граждан Украины и субъектов хозяйствования, эконалог за утилизацию ТС уплачивать не нужно;

приобретают на территории Украины ТС у производителей, принявших на себя обязательство по утилизации ТС, произведенных собственными силами;

продают ТС, которые были зарегистрированы и/или перерегистрированы в Украине после 01.09.13 г.

 

Объект и база налогообложения

С 01.09.13 г. объектом и базой обложения эконалогом за утилизацию снятых с эксплуатации ТС будут:

1) ТС, ввозимое на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта (п.п. 242.2.1 НКУ);

2) ТС, произведенное (изготовленное) в Украине для продажи на внутреннем рынке Украины (п.п. 242.2.2 НКУ);

3) ТС, приобретенное у лица, не являющегося плательщиком этого налога согласно п.п. 240.6.1 НКУ , т. е. ТС, принадлежащее дипломатическим представительствам, а также работникам таких представительств (п.п. 242.2.3 НКУ);

4) ТС, приобретенное у лиц, указанных в п.п. 242.3.1 НКУ, т. е. у инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ТС специального назначения (скорая медицинская помощь, ТС пожарной и техногенной безопасности), оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного или местных бюджетов, средств фондов соцстрахования (п.п. 242.2.4 НКУ);

5) кузов для ТС товарной подпозиции 8707 10 согласно УКТ ВЭД, ввозимый на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10, ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» ТС в соответствии с Таможенным тарифом Украины (п.п. 242.2.5 НКУ).

В то же время не являются объектом и базой налогообложения ТС, которые:

— реализуются для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ТС специального назначения, оплата стоимости которых осуществляется за счет средств государственного или местных бюджетов, средств фондов соцстрахования, — п.п. 242.3.1 НКУ;

— приобретаются на территории Украины и в установленном порядке были впервые зарегистрированы и/или перерегистрированы до 01.09.13 г., у владельцев ТС или у производителей ТС, осуществляющих утилизацию собственных ТС, а также если такие ТС реализованы после 01.09.13 г. Из этого следует, что объекта налогообложения ни у покупателя, ни у продавца ТС не возникает, если происходит перепродажа ТС, которые уже были зарегистрированы в Украине, или если ТС приобретут у производителей, освобожденных от уплаты этого налога, — п.п. 242.3.2 НКУ;

— ввозятся на таможенную территорию Украины импортерами, освобожденными от уплаты эконалога (см. раздел «Плательщики эконалога» на с. 42), — п.п. 242.3.3 НКУ;

— предназначены для вывоза за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, — п.п. 242.3.4 НКУ.

 

Порядок исчисления

Рассчитать эконалог за утилизацию снятых из эксплуатации ТС достаточно легко: нужно количество ТС (кузовов), подлежащих налогообложению, умножить на соответствующую ставку налога (см. табл. 5) и соответствующий коэффициент (см. табл. 6 и 7).

 

Таблица 5. Ставки налога за утилизацию снятых с эксплуатации ТС

Вид транспортного средства

Ставка налога, грн.

1. Легковые автомобили и другие моторные ТС, предназначенные для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили (товарная позиция 8703 согласно УКТ ВЭД), и кузова к ним (под кодом товарной подпозиции 8707 10 согласно УКТ ВЭД, за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10, ввезенные на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» ТС)

5500,00

2. Моторные ТС, предназначенные для перевозки 10 и более человек, включая водителя (товарная позиция 8702 согласно УКТ ВЭД)

11000,00

3. Моторные ТС для перевозки грузов (товарная позиция 8704 согласно УКТ ВЭД)

4. Моторные ТС специального назначения, например, автомобили грузовые для аварийного ремонта, автокраны, автомобили пожарные, автобетономешалки, автомобили уборочные для дорог, автомобили поливо-моечные, автомобили-мастерские, радиологические автомобили, кроме предназначенных главным образом для перевозки людей или грузов (товарная позиция 8705 согласно УКТ ВЭД)

 

Таблица 6. Коэффициенты, применяемые для легковых автомобилей

Легковые автомобили и другие моторные ТС, предназначенные для перевозки людей (товарная позиция 8703 согласно УКТ ВЭД), и кузова к ним

Новые ТС

Бывшие в употреблении

Оснащенные электрическими двигателями

0,86

1,72

С рабочим объемом цилиндров двигателя:

не более 1000 куб. см

0,86

1,72

свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

1,34

2,68

свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

2,56

5,12

свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

3,47

6,94

более 3500 куб. см

5,50

11,0

Кузова для ТС, классифицируемые под кодом товарной подпозиции 8707 10 согласно УКТ ВЭД, за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10, ввезенных на таможенную территорию Украины «для промышленной сборки» транспортных средств в соответствии с Таможенным тарифом Украины

4,0

12

 

Таблица 7. Коэффициенты, применяемые для других ТС

ТС, предназначенные для перевозки 10 и более человек, грузов и ТС специального назначения
(товарные позиции 8702, 8704, 8705 согласно УКТ ВЭД)

Новые ТС

Бывшие в употреблении

С полной массой до 2500 кг

0,8

1,6

С полной массой от 2500 до 3500 кг

0,9

1,8

С полной массой от 3500 до 5000 кг

1

2,0

С полной массой от 5000 до 8000 кг

1,1

2,2

С полной массой более 8000 кг

1,34

2,68

 

В то же время начислять налоговые обязательства по эконалогу и уплачивать налог в бюджет разные плательщики налога будут по индивидуальным правилам, в частности:

1) импортеры будут начислять налоговые обязательства по эконалогу на дату подачи в таможенный орган таможенной декларации на ТС (кузов) или партию ТС, ввозимых на таможенную территорию Украины, а перечислять налог — до или в день подачи таможенной декларации. При этом подавать отдельную декларацию по эконалогу такие плательщики не должны.

В то же время контролирующий орган при проверке таможенной декларации и полноты уплаты налога будет проставлять отметку в таможенной декларации об уплате эконалога за утилизацию ТС и выдавать импортеру на каждое ТС справку об уплате или об освобождении от уплаты эконалога для последующей передачи импортером такой справки владельцу;

2) производители ТС, которые не освобождены от уплаты эконалога, будут начислять налоговые обязательства по эконалогу на дату реализации ТС на внутреннем рынке Украины. При этом производители должны будут отдельно подать декларацию по эконалогу о сумме начисленного при реализации ТС эконалога по месту нахождения на налоговом учете в контролирующих органах в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, и уплачивать налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации.

На сегодняшний день действующая декларация по эконалогу не дает возможности начислять налоговые обязательства за реализованные производителями ТС, поэтому в ближайшее время следует ожидать либо обновления существующей, либо утверждения новой формы отчетности по эконалогу за утилизацию ТС.

Обратим внимание также и на следующее: реализуя ТС, производители ТС, которые не освобождены от уплаты эконалога, должны не только начислять и уплачивать эконалог за такие ТС, но и оформлять справку об уплате либо об освобождении от уплаты (если ТС приобретут лица, освобожденные от уплаты эконалога) эконалога для последующей передачи владельцу ТС.

Производители ТС, освобожденные от уплаты эконалога, выдают только справку об освобождении от уплаты эконалога за ТС, передаваемую владельцу ТС;

3) другие плательщики эконалога, а именно лица, приобретшие ТС у дипломатических представительств и работников таких представительств, либо у инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ТС специального назначения, которые были приобретены за бюджетные средства, будут начислять налоговые обязательства по эконалогу на дату подачи заявления о перерегистрации ТС в орган внутренних дел, а эконалог уплачивают до или в день подачи в орган внутренних дел заявления о перерегистрации ТС.

Отдельную отчетность эта категория плательщиков эконалога, как и импортеры, не подает, а факт уплаты эконалога за такие ТС будет подтверждать справкой об уплате, которую они получают в органах внутренних дел во время переоформления ТС.

 

Документы и сокращения статьи

Закон об утилизации ТС — Закон Украины «Об утилизации транспортных средств» от 04.07.13 г. № 421-VII.

Закон № 422 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствовании некоторых налоговых норм» от 04.07.13 г. № 422-VII (см. с. 21 этого номера).

Госреестр субъектов утилизации ТС — Государственный реестр субъектов хозяйствования, осуществляющих прием и/или разборку утилизируемых транспортных средств.

Эконалог — экологический налог.

ТС — транспортные средства.

ГАИ — государственная автомобильная инспекция.