26.08.2013

Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету

Приказ от 27.06.2013 г. № 627

БУХУЧЕТ:

внесены масштабные изменения в стандарты и План счетов

Приказ Министерства финансов Украины от 27.06.13 г. № 627

«Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету»

 

Комментируемым приказом внесены изменения в большинство П(С)БУ и в План счетов, которые можно охарактеризовать как масштабные. Отметим наиболее важные
из них.

1. Изменены названия счетов и введены новые субсчета бухгалтерского учета (табл. 1).

Эти изменения обусловлены необходимостью детализации информации в новом разделе II. Совокупный доход форм № 2, № 2-к. Теперь их заполнять будет легче.

 

Таблица 1. Изменения счетов (субсчетов) бухгалтерского учета

Новый счет (субсчет)

Старый счет (аналог)

счет (субсчет)

что отражается

1

2

3

1. Субсчет 335 «Электронные деньги, номинированные в национальной валюте»

Отражаются операции с электронными деньгами, осуществляемые коммерческими агентами и пользователями, в соответствии с нормативно-правовыми актами НБУ и правилами использования электронных денег, согласованными с НБУ. При этом с целью бухгалтерского учета не признаются электронными деньгами заранее оплаченные карточки одноцелевого использования: дисконтные карточки торговцев, карточки автозаправочных станций, билеты для проезда в городском транспорте и т. п., которые принимаются в качестве средства платежа исключительно их эмитентами

Аналога не было

2. Счет 40 «Зарегистрированный (паевой) капитал»

— субсчет 401 «Уставный капитал»

Отражается уставный капитал хозяйственных обществ, государственных и коммунальных предприятий

Счет 40 «Уставный капитал»

— субсчет 402 «Паевой капитал»

Отражается и обобщается информация о суммах паевых взносов членов потребительского общества, коллективного сельскохозяйственного предприятия, жилищно-строительного кооператива, кредитного союза и других предприятий, которые предусмотрены учредительными документами

Счет 41 «Паевой капитал»

— субсчет 403 «Прочий зарегистрированный капитал»

Отражается зарегистрированный капитал других предприятий, в частности частных предприятий, формирование которого предусмотрено в учредительных документах

Счет 40 «Уставный капитал»

— субсчет 404 «Взносы в незарегистрированный уставный капитал»

Отражаются взносы, поступающие для формирования уставного капитала, в частности акционерного общества, после его объявления и до регистрации соответствующих изменений в учредительные документы

Аналога не было

3. Счет 41 «Капитал в дооценках»

— субсчет 411 «Дооценка (уценка) основных средств»

Обобщается информация о дооценках объектов основных средств, уценках таких объектов в пределах сумм ранее проведенных дооценок, отнесении сумм дооценки к нераспределенной прибыли

Субсчет 423 «Дооценка активов»

— субсчет 412 «Дооценка (уценка) нематериальных активов»

Обобщается информация о дооценках объектов нематериальных активов, уценках таких объектов в пределах сумм ранее проведенных дооценок, отнесении сумм дооценки к нераспределенной прибыли

— субсчет 413 «Дооценка (уценка) финансовых инструментов»

Обобщается информация об изменении балансовой стоимости объекта хеджирования при значении коэффициента эффективности хеджирования денежных потоков в пределах, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и отнесении сумм к первоначальной стоимости финансовых активов или финансовых обязательств либо в состав прочих доходов (расходов)

— субсчет 414 «Прочий капитал в дооценках»

Обобщается информация о прочем капитале в дооценках, не отраженном на других субсчетах

 

4. Субсчет 423 «Накопленные курсовые разницы»

Обобщается информация о курсовых разницах, которые в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета отражаются в составе собственного капитала и признаются в прочем совокупном доходе

Аналога не было

 

Поприветствовать можно и введение нового субсчета 404 «Взносы в незарегистрированный уставный капитал», поскольку предприятиям для целей налогового учета легче будет подтвердить, что такие суммы не являются финансовой помощью.

Исключены также счета, на которых отражались доходы (расходы) от чрезвычайной деятельности, в частности следующие:

— счет 75 «Чрезвычайные доходы»;

— субсчет 794 «Результат чрезвычайных событий»;

— субсчет 981 «Налог на прибыль от обычной деятельности»;

— субсчет 982 «Налог на прибыль от чрезвычайных событий» (теперь налог на прибыль отражается на счете 98 «Налог на прибыль», который не имеет субсчетов);

— счет 99 «Чрезвычайные расходы».

Это соответствует международной практике учета. Таким образом, теперь нет разделения на обычную деятельность и чрезвычайную, в связи с чем упоминания об этих видах деятельности исключены из соответствующих П(С)БУ и названий субсчетов.

Кроме того, внесены уточнения относительно отражения:

1) доходов от сдачи в аренду инвестиционной недвижимости — такие доходы показываются на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг». Соответствующие изменения внесены и в п. 17 П(С)БУ 14 «Аренда». Следует ожидать, что аналогичный подход будет применяться и в налоговом учете. То есть в стр. 02 «Дохід від операційної діяльності (дохід від реалізації товарів (робіт, послуг))» Налоговой декларации по налогу на прибыль будут отражаться только доходы от сдачи в аренду инвестиционной недвижимости независимо от того, является такая деятельность для предприятия основной или нет;

2) доходов от роялти, а также от процентов, полученных на остатки средств на текущих счетах в банках, — эти доходы показываются на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».

Полученное в пользование авторское право и смежные с ним права, за пользование которыми уплачиваются роялти, предписано теперь отражать на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы».

Предприятиям государственного и коммунального секторов рекомендовано вести новый субсчет 426 «Фонды специального назначения» (п. 2 раздела III Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности, утвержденного приказом МФУ от 19.12.06 г. № 1213).

Внесены соответствующие изменения и в «упрощенный» План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом МФУ от 19.04.01 г. № 186. В частности, уточнено, что на счете 40 «Собственный капитал» отражается также капитал в дооценках.

В связи с изложенным предприятиям необходимо будет «перебросить» информацию на новые субсчета, причем с целью сопоставимости фин-отчетности это придется сделать, как минимум, начиная с оборотов с 01.01.13 г. Если же Минфин не обнародует какого-либо разъяснения с особыми «послабляющими» положениями, то придется еще корректировать и сальдо на соответствующих субсчетах по состоянию на 31.12.12 г.

2. Налоговые разницы. «Наболевшая» проблема касаемо необходимости расчета разниц по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ «Налоговые разницы» разрешена не лучшим образом. Указанные разницы придется рассчитывать и отражать в составе примечаний к финотчетности по форме, приведенной в приложении к этому ПБУ. При этом в данной форме не учтены изменения ни в части «обычной» деятельности (там по-прежнему она упоминается), ни в части предоставления Налоговой декларации по налогу на прибыль. Так, большинство налогоплательщиков подает только годовую декларацию, а в форме говорится о сопоставлении данных в течение года в разрезе отчетных периодов.

Между тем мы считаем, что и те налогоплательщики, которые представляют декларацию ежеквартально, рассчитывать налоговые разницы должны только по итогам года. Ведь при подаче промежуточной (квартальной) финотчетности не требуется предоставления примечаний.

В этой связи радует лишь то, что благодаря изменениям, внесенным Законом Украины от 04.07.13 г. № 422-VII в Налоговый кодекс Украины (см. «БН», 2013, № 33, с. 6), необходимость учета налоговых разниц отодвинулась еще на год: теперь плательщики налога на прибыль должны подавать финотчетность с учетом налоговых разниц, начиная с отчетных периодов 2014 года.

3. Авансовый взнос по налогу на прибыль. В соответствии с внесенными уточнениями в п. 12 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность» такой авансовый взнос отражается в составе дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом (строка 1135 Баланса), а также в отдельной строке 1136 «в том числе по налогу на прибыль». Таким образом, окончательно решено, что его уплата отражается корреспонденцией: Дт 641 «Расчеты по налогам» — Кт 311 «Текущие счета в национальной валюте». Ранее это следовало из изменений, внесенных в Методические рекомендации относительно заполнения форм финансовой отчетности, утвержденные приказом МФУ от 28.03.13 г.
№ 433*.

4. Финотчет субъектов малого предпринимательства (СМП). Здесь внесены положительные правки. Во-первых, отныне П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» распространяется на любых лиц, относящихся к категории СМП, — исключены ограничения по видам деятельности.

Во-вторых, устранена неточность, которая приводила к неурегулированности порядка ведения учета «единщиками»**. Теперь четко указано, что они ведут бухгалтерский учет в соответствии с П(С)БУ, а «налоговый» вариант отражения доходов (расходов) в бухгалтерском учете применяют только плательщики налога на прибыль — «нулевщики».

* См. ком. «Учетная политика предприятия: Минфин утвердил Методрекомендации» // «БН», 2013, № 30, с. 4.

** Детально эту проблему мы рассматривали в статье «Финотчетность за 2012 год: актуальные вопросы» // «БН», 2013, № 2, с. 22.

В-третьих, указано, что СМП, применяющие МСФО, не составляют финотчетность в соответствии с П(С)БУ 25. Такие лица подают «большой» комплект финотчетности согласно НП(С)БУ 1.

5. Резерв отпусков. В соответствии с изменениями, внесенными в п. 14 П(С)БУ 11 «Обязательства», теперь «узаконена» процедура расчета отпускных, изложенная ранее в Инструкции о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

6. Прочие изменения. Кроме того, внесены изменения в формы предоставляемой по НП(С)БУ 1 финотчетности, подкорректирована терминология в некоторых П(С)БУ, в частности, касаемо определения терминов финансовых инвестиций (п. 4 П(С)БУ 13 «Финансовые инструменты»), справедливой стоимости (п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»), связанных сторон и ассоциированных предприятий (п. 4 П(С)БУ 23 «Раскрытие информации относительно связанных сторон»), текущих и долгосрочных обязательств (п. 4 П(С)БУ 11), состава доходов (п. 7 П(С)БУ 15 «Доход»).

* См. ком. «Учетная политика предприятия: Минфин утвердил Методрекомендации» // «БН», 2013, № 30, с. 4.

** Детально эту проблему мы рассматривали в статье «Финотчетность за 2012 год: актуальные вопросы» // «БН», 2013, № 2, с. 22.

Исключены также некоторые «анахронизмы» в отношении ссылок на утратившие силу П(С)БУ, пример расчета временных разниц в П(С)БУ 17 «Налог на прибыль».

Приказ вступил в силу 09.08.13 г.

 

Влада Карпова

 

 

Министерство финансов Украины

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»

Утверждено приказом от 25 февраля 2000 года № 39 (в редакции приказа от 24 января 2011 года № 25, с изменениями* и дополнениями, внесенными приказом от 27 июня 2013 года № 627) (извлечение)

 

* Напомним нашу систему кодификации: новые положения выделены полужирным курсивом, удаленные нормы напечатаны [в квадратных скобках шрифтом меньшего размера]. — Примеч. ред.

 

I. Общие положения

1. Настоящее Положение (стандарт) устанавливает содержание и форму Финансового отчета субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м) и порядок заполнения его статей, а также содержание и форму Упрощенного финансового отчета субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс) и порядок заполнения его статей. [Предприятия, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, применяют только приложение 1 к настоящему Положению (стандарту).] Показатели этих отчетов приводятся в тысячах гривень с одним десятичным знаком.

2. Нормы настоящего Положения (стандарта) применяются (кроме предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности):

для составления Финансового отчета субъекта малого предпринимательства:

[субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами, которые признаны таковыми в соответствии с законодательством, кроме доверительных обществ, страховых компаний, банков, ломбардов, других финансово-кредитных и небанковских финансовых учреждений, субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют обмен иностранной валюты, являются производителями и импортерами подакцизных товаров, а также субъектов предпринимательской деятельности, в уставном капитале которых доля вкладов, принадлежащая юридическим лицам — учредителям и участникам этих субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышает
25 процентов;]

субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами, которые признаны таковыми в соответствии с законодательством;

представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности;

для составления Упрощенного финансового отчета субъекта малого предпринимательства:

субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами, которые соответствуют критериям, определенным пунктом 154.6 статьи 154 раздела III Налогового кодекса Украины, и имеют право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, а также плательщиками единого налога, соответствующими критериям, определенным подпунктом 4 пункта 291.4 статьи 291 главы 1 раздела XIV Налогового кодекса Украины.

<...>

4. Субъекты малого предпринимательства приводят в годовом отчете среднее количество работников, которое определяют в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области статистики. Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности показатели о среднем количестве работников не подают. Субъекты малого предпринимательства не раскрывают информацию о совокупном доходе.

<...>

[8. Субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов:

могут учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости, без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

не создают обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признают соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

признают расходы и доходы с учетом требований Налогового кодекса Украины и относят суммы, не признаваемые Налоговым кодексом Украины расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения;

текущую дебиторскую задолженность включают в итог баланса по ее фактической сумме.]

8. Субъекты малого предпринимательства, соответствующие критериям, определенным пунктом 154.6 статьи 154 раздела III Налогового кодекса Украины, и имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, могут:

учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

не создавать обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признают соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме.

Указанные субъекты малого предпринимательства признают расходы и доходы с учетом требований Налогового кодекса Украины и относят суммы, не признаваемые Налоговым кодексом Украины расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения.

<...>

10. Субъекты хозяйствования, которые соответствуют критериям, определенным подпунктами 4 и 6 пункта 291.4 статьи 291 главы 1 раздела XIV Налогового кодекса Украины, и применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с целью составления финансовой отчетности признают доходы и расходы по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета.

 

II. Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства

<...>

2. Содержание статей баланса

<...>

2.5. В статье «Прочие необоротные активы» приводятся суммы прочих необоротных активов, которые не могут быть включены в упомянутые выше статьи раздела «Необоротные активы». При переходе предприятий на применение настоящего Положения (стандарта) в эту статью на начало отчетного года также включаются данные, приведенные в [статье «Отсроченные налоговые активы» (строка 060) Баланса (форма № 1)] статье «Отсроченные налоговые активы» (строка 1045) Баланса (Отчета о финансовом состоянии) (форма № 1) на конец предыдущего
года.

<...>

5. Содержание статей отчета о финансовых результатах

<...>

5.5. В статье «Прочие доходы» отражаются: дивиденды, проценты, доходы от участия в капитале и прочие доходы, полученные от финансовых инвестиций; доход от реализации финансовых инвестиций; доход от неоперационных курсовых разниц; прочие доходы, возникающие в процессе [обычной] деятельности, но не связанные с операционной деятельностью предприятия. [Также в этой статье приводится сумма доходов от чрезвычайных событий.]

<...>

5.8. В статье «Прочие расходы» отражаются: расходы на уплату процентов и другие расходы предприятия, связанные с заимствованиями; потери от участия в капитале; себестоимость реализации финансовых инвестиций; потери от неоперационных курсовых разниц; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов; прочие расходы, возникающие в процессе [обычной] деятельности, но не связанные с операционной деятельностью предприятия. [Также в этой статье приводится сумма доходов от чрезвычайных событий.]

<...>

5.10. В статье «Налог на прибыль» отражается сумма налога на прибыль, определяемая в размере налога на прибыль за отчетный период.

[При переходе предприятий на применение настоящего Положения (стандарта) в этой статье в графе 4 за аналогичный период предыдущего года приводится результат соответствующего сложения (вычитания) значений статей «Налог на прибыль от обычной деятельности» (строка 180), «Налоги с чрезвычайной прибыли» (строка 210) и «Доход с налога на прибыль от обычной деятельности» (строка 185) Отчета о финансовых результатах (форма № 2) за предыдущий год.]

<...>

 

III. Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства

<...>

2. Содержание статей отчета о финансовых результатах

<...>

2.4. В статье «Прочие доходы» отражаются суммы прочих доходов от операционной [и обычной] деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг): доход от операционной аренды активов; доход от операционных курсовых разниц; возмещение ранее списанных активов; доход от реализации оборотных активов, проценты, доходы от участия в капитале и другие доходы, полученные от финансовых инвестиций; доход от реализации финансовых инвестиций, необоротных активов; доход от неоперационных курсовых разниц; прочие доходы. [В этой статье также отражается сумма дохода от чрезвычайных событий.]

<...>

2.6. В статье «Прочие расходы» приводятся прочие расходы операционной деятельности и другие расходы [обычной] деятельности: административные расходы, расходы на сбыт, себестоимость реализованных оборотных активов (кроме готовой продукции, товаров); сумма списанных безнадежных долгов; потери от обесценивания производственных запасов; потери от операционных курсовых разниц; признанные экономические санкции; другие расходы, связанные с операционной деятельностью предприятия, расходы на уплату процентов и другие расходы предприятия, связанные с заимствованиями; потери от участия в капитале; себестоимость реализации финансовых инвестиций, необоротных активов; потери от неоперационных курсовых разниц; прочие расходы предприятия. В этой статье также отражается причитающаяся к уплате за отчетный период в соответствии с законодательством сумма налогов и сборов. Конкретное название налога или сбора и соответствующая сумма приводятся в строке 101. [В этой статье также приводится информация о потерях от чрезвычайных событий.]

<...>

Начальник Управления методологии бухгалтерского учета В. ПАРХОМЕНКО