08.07.2013

Отрицательное значение и бюджетное возмещение НДС

Статья

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

и бюджетное возмещение НДС

 

Настоящий материал посвящен анализу наиболее актуальных вопросов, связанных с расчетом и декларированием отрицательного значения и бюджетного возмещения НДС. Также в этой статье рассмотрим ключевые позиции налоговиков в этих вопросах.

Роман БЕРЕЖНОЙ, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Отрицательное значение текущего периода

Условно отрицательное значение можно разделить на два вида: отрицательное значение текущего периода и отрицательное значение прошлых периодов.

Отрицательное значение текущего периода — это всегда превышение налогового кредита текущего периода над налоговыми обязательствами текущего периода. Такое отрицательное значение определяется, по сути, по данным Реестра выданных и полученных налоговых накладных за текущий отчетный период и не зависит от показателей прошлых периодов, в том числе и от уточняющих расчетов, поданных к прошлым отчетным периодам.

В декларации по НДС такое отрицательное значение отражается в стр. 19 (п.п. 4.6.2 разд. V Порядка № 1492) и должно быть использовано одним из следующих способов (п. 200.3 НКУ, п.п. 4.6.3 разд. V Порядка № 1492):

а) в счет погашения налогового долга (в том числе рассроченного или отсроченного согласно положениям НКУ). В таком случае заполняется стр. 20.1 декларации по НДС*;

б) переносится в состав налогового кредита следующего отчетного периода, для чего заполняется стр. 20.2 декларации по НДС. Показатель данной строки переносится в стр. 21.1 декларации по НДС за следующий отчетный период** (п.п. 4.6.3 разд. V Порядка № 1492).

* Заполнение строки 20.1 предусмотрено только для основной декларации по НДС с отметкой в поле 0110.

** Для предприятий судостроения и самолетостроения — в строку 21.1 декларации по НДС за текущий период.

Следует отметить, что конструкция п. 200.3 НКУ сформулирована таким образом, что стр. 20.2 декларации по НДС подлежит заполнению по остаточному принципу. А это означает, что право выбора между стр. 20.1 и 20.2 декларации по НДС у налогоплательщика отсутствует. При наличии налогового долга он обязан сперва заполнить стр. 20.1 декларации по НДС и лишь затем, если еще останется сумма отрицательного значения, подлежит заполнению стр. 20.2 декларации по НДС.

Сумма отрицательного значения текущего периода не может быть заявлена к бюджетному возмещению даже при соблюдении всех иных условий для бюджетного возмещения. Это следует как из норм НКУ (пп. 200.3, 200.4 НКУ), так и из методологии заполнения декларации по НДС (стр. 19, 20 декларации по НДС и п.п. 4.6.3 разд. V Порядка № 1492). Данный вывод подтверждают и налоговики (см. разъяснение из раздела 101.18.01 ЕБНЗ).

Также из формы декларации и методологии ее заполнения следует, что показатель стр. 20.2 декларации по НДС не участвует в формировании показателя стр. 22 и 24 и переносится в налоговый кредит следующего отчетного периода отдельно от показателя стр. 24.

 

Отрицательное значение прошлых периодов

Отрицательное значение прошлых периодов — это, по сути, сумма всех превышений налогового кредита над налоговыми обязательствами, которые возникали в одном или нескольких прошлых отчетных периодах и которые остались непогашенными налоговыми обязательствами прошлых периодов. Показатель отрицательного значения прошлых отчетных периодов в декларации по НДС за текущий отчетный период отражается в стр. 21 и учитывает данные уточняющих расчетов и налоговых уведомлений-решений.

С точки зрения давности возникновения отрицательного значения его можно условно поделить на две группы:

а) отрицательное значение периода, предшествующего отчетному (прошлого периода). Данный показатель отражается в стр. 21.1 декларации по НДС. По своей сути это показатель стр. 20.2 декларации по НДС за предыдущий отчетный период (абз. 3 п.п. 4.6.3 разд. V Порядка № 1492).

Тут сразу следует оговориться, что, по мнению налоговиков, озвученному в разделе 101.23 ЕБНЗ, показатель стр. 21.1 декларации по НДС за текущий период также должен учитывать показатели гр. 6 стр. 20.2 всех уточняющих расчетов, которые были поданы в отчетном периоде для исправления показателя стр. 20.2 не только к предыдущему периоду, но и к любому другому более раннему периоду. По нашему мнению, такой подход имеет право на существование, но с определенными оговорками, которые детально проанализированы в разделе «Исправление отрицательного значения: ответы на актуальные вопросы» этой статьи (см. с. 37);

б) отрицательное значение всех остальных периодов, кроме предыдущего, включая показатели уточняющих расчетов. Данный показатель включает в себя сумму накопленного отрицательного значения во всех прошлых периодах, кроме предыдущего. Отражается в стр. 21.2 декларации по НДС и по сути является показателем стр. 24 декларации по НДС за предыдущий период. Собственно говоря, поэтому он не включает отрицательное значение предыдущего периода, поскольку показатель стр. 20.2 не включается в стр. 24 декларации по НДС.

Таким образом, в зависимости от направления использования отрицательное значение по НДС может отражаться в текущей декларации:

1) в стр. 19 — отрицательное значение текущего периода, которое может быть использовано или для целей погашения налогового долга (стр. 20.1), или для целей формирования налогового кредита следующего отчетного периода (стр. 20.2);

2) в стр. 21 — отрицательное значение прошлых периодов (включая и предыдущий период), которое может использоваться или для погашения налоговых обязательств текущего периода (отдельно не отражается, но влияет на показатели стр. 22, 25), или для бюджетного возмещения, если соблюдены условия для этого (стр. 23).

Остаток отрицательного значения, отраженного в стр. 19 и 21, после погашения налогового долга, налоговых обязательств текущего периода и бюджетного возмещения, включается в состав налогового кредита следующего отчетного периода, для чего отражается в стр. 20.2 и 24 соответственно.

 

Исправление отрицательного значения

По ряду причин показатель отрицательного значения может быть определен неправильно. В результате возникает необходимость исправить ошибку. Порядок исправления ошибок предполагает заполнение уточняющего расчета, форма которого утверждена приказом Минфина от 25.11.11 г. № 1492 (в редакции от 17.12.12 г. № 1342). При этом уточняющий расчет по указанной форме заполняется независимо от того, подается он в качестве приложения к текущей декларации или как самостоятельный документ.

Особых сложностей с заполнением уточняющего расчета быть не должно: в гр. 4 заполняются показатели всех строк «неправильной» декларации, в гр. 5 уточняющего расчета отражаются правильные показатели (т. е. так, как должна была выглядеть неправильная декларация), в гр. 6 отражается разница между гр. 5 и 4 по каждой строке декларации*. То есть в гр. 6 отражается сумма ошибки, которую, в случае с исправлением отрицательного значения, впоследствии следует учесть в составе текущей декларации. И вот тут начинается самое сложное: как это сделать?

* Более подробно с порядком заполнения уточняющего расчета вы можете ознакомиться в статье «Исправление ошибок в декларации по НДС» // «БН», 2012, № 39, с. 8.

Порядок № 1492 в данном вопросе достаточно лаконичен (см. «Как перенести сумму ошибки в состав текущей декларации»).

 

Как перенести сумму ошибки в состав текущей декларации

(извлечение из разд. VI Порядка № 1492)

«4. В случае исправления значения строки 24 декларации, которое в будущих отчетных периодах не повлияло на значение строки 25 или строки 23 (23.1 или 23.2), уточняющий расчет подается за один отчетный период, в котором вносятся соответствующие изменения. Такой уточняющий расчет может быть подан как самостоятельный документ или в составе декларации (как приложение к ней). Значение графы 6 строки 24 уточняющего расчета (как увеличение, так и уменьшение) учитывается при определении значений строк 21.2 и соответственно 24 декларации за отчетный период, в котором подан такой уточняющий расчет.

5. В случае исправления значения строки 24 декларации, которое в будущих отчетных периодах влияло на значение строки 25 или строки 23, уточняющий расчет подается за каждый отчетный период, в котором значение строки 24 декларации влияло на значение строки 25 или строки 23. Такие уточняющие расчеты могут быть поданы только как самостоятельные документы, поскольку форма декларации предусматривает возможность подачи уточняющего расчета как приложения к ней только за один отчетный период, ошибки которого исправляются.

6. В случае исправления показателя строки 20.2 декларации значение из графы 6 такой строки учитывается при определении значения строки 21.1 декларации за отчетный период, в котором подан соответствующий уточняющий расчет».

 

Как видно из процитированного, количество уточняющих расчетов зависит от того обстоятельства, влияло ли отрицательное значение на показатель бюджетного возмещения и/или сумму налогового обязательства, подлежащего уплате в бюджет, с момента допущения ошибки. Если не влияло, то подается один уточняющий расчет, результаты которого отражаются в текущей декларации. Если влияло, то уточняющий расчет подается к каждой декларации, в которой исправляемое отрицательное значение повлияло на бюджетное возмещение и/или сумму налогового обязательства.

На первый взгляд простые и понятные правила заполнения и подачи уточняющих расчетов на практике далеко не всегда выполнимы. Поэтому вкратце ответим на наиболее распространенные вопросы.

 

Исправление отрицательного значения: ответы на актуальные вопросы

 

В какую декларацию переносить показатели уточняющего расчета?

 

К сожалению, каких-либо понятных разъяснений налоговиков по данному вопросу нам найти не удалось. В ЕБНЗ либо цитируются нормы Порядка № 1492, либо же попросту отсутствует ответ на вопрос.

С формальной точки зрения переносить показатель уточняющего расчета следует в декларацию за тот отчетный период, в котором был подан уточняющий расчет. То есть, если уточняющий расчет был подан 10 июня, то перенести изменение отрицательного значения следует в декларацию за июнь, которая будет подаваться в июле, а не в декларацию за май, которая подается до 20 июня. Это следует из буквального прочтения пп. 4, 5 и 6 разд. VI Порядка № 1492.

Однако если в рассматриваемом примере исправляемая ошибка влияет на расчеты с бюджетом по майской декларации, то втянуть показатель уточняющего расчета следует в майскую декларацию, несмотря на все вышеизложенное. Обусловлено это тем, что в противном случае показатель майской декларации также будет искажен (неправильный). Следует отметить, что в данной ситуации мы бы не стали говорить, что в майскую декларацию попадут данные, приходящиеся на последующий отчетный период (июнь). Дело в том, что показатели за май отражаются в I, II разделах декларации по НДС на основании хронологического ведения Реестра налоговых накладных. В свою очередь, показатели уточняющего расчета отражаются в разделе III декларации по НДС. В нем уже определяется состояние взаиморасчетов с бюджетом и согласовывается сумма денежного обязательства. Дата такого согласования приходится на дату подачи декларации, а потому может включать в себя показатели уточняющего расчета, поданного до даты подачи самой декларации.

Хотя такой подход не соответствует формальным требованиям разд. VI Порядка № 1342, он является более логичным, чем сознательно допускать ошибку в декларации за май, которая подается после уточняющего расчета. Применяя такой подход в дополнениях к декларации по НДС, поданных согласно п. 46.6 НКУ, следует указать, что в декларации за май учтены ошибки, исправленные в уточняющем расчете, поданном в июне. При этом особо рассчитывать на то, что налоговики добровольно согласятся с таким подходом не стоит, поэтому нужно быть готовым к отстаиванию своей точки зрения в суде, о чем свидетельствует наличие судебной практики по подобным спорам*.

* См. постановление Кировоградского окружного административного суда от 17.04.13 г. по делу № 811/1024/13-а (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/31667447).

Для наглядности разницу между «логичным» и «формальным» подходами продемонстрируем в таблице (см. с. 38).

 

Как исправить показатель стр. 20.2 декларации по НДС?

 

Пункт 6 разд. VI Порядка № 1492 не устанавливает различий в порядке исправления данного вида отрицательного значения в зависимости от того, повлиял данный показатель в будущем на сумму бюджетного возмещения и/или налоговых обязательств, подлежащих уплате в бюджет, или нет. Судя по всему, данных различий не видят и налоговики в консультации из разд. 101.23 ЕБНЗ (см. «Как исправлять стр. 20.2 декларации по НДС»).

 

Как исправлять стр. 20.2 декларации по НДС

Извлечение из разд. 101.23 ЕБНЗ

«<...> независимо от того, к какой налоговой декларации по НДС плательщиком налога подается уточняющий расчет, в случае исправления показателя строки 20.2 этой налоговой декларации по НДС такое значение учитывается при определении значения строки 21.1 налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором подан уточняющий расчет».

 

Отражение в декларации по НДС исправленной ошибки в сумме отрицательного значения

 

Однако, по нашему мнению, такой подход не всегда применим и универсален. Порядок исправления показателя стр. 20.2 ничем не должен отличаться от порядка исправления показателя стр. 24. Как было отмечено выше, отрицательное значение текущего периода (т. е. показатель стр. 20.2 декларации по НДС за текущий период) в следующем отчетном периоде входит в состав отрицательного значения прошлых периодов (т. е. является составной частью стр. 21 декларации по НДС за следующий отчетный период) и, как следствие, может участвовать как в определении суммы бюджетного возмещения* (т. е. влияет на показатель стр. 23), так и в определении суммы налогового обязательства, подлежащей уплате в бюджет (т. е. на показатель стр. 25).

* Более того, по мнению налоговиков, о котором подробнее речь пойдет далее в материале, отрицательное значение прошлого периода должно в обязательном порядке заявляться к бюджетному возмещению, если соблюдены все требования. А значит, оно точно может повлиять на бюджетное возмещение.

Соответственно, если при определении показателя стр. 20.2 декларации по НДС была допущена ошибка (например, был завышен налоговый кредит отчетного периода), то уточняющий расчет следует подавать как к отчетному периоду, в котором был неправильно рассчитан показатель стр. 20.2, так и ко всем отчетным периодам, в которых данный показатель повлиял на стр. 23 или 25.

 

В какой строке декларации по НДС отражать сумму исправления отрицательного значения?

 

Как известно, в декларации по НДС, утвержденной приказом ГНСУ от 30.05.97 г. № 166, для уточняющих расчетов была предусмотрена специальная стр. 23.3, так же как и для отражения в декларации показателей налоговых уведомлений-решений — стр. 23.4. В настоящее время в декларации по НДС отдельная строка предусмотрена только для налоговых уведомлений-решений — стр. 21.3.

Все остальные корректировки отрицательного значения в декларации по НДС за текущий период отдельно не отражаются. Они сразу учитываются при определении показателя строк 21.1 и 21.2. То есть, если исправлению подлежал показатель стр. 20.2, то в текущей декларации на сумму ошибки подлежит корректировке показатель стр. 21.1. Это прямое предписание п. 6 разд. VI Порядка № 1492.

Если же корректировке подлежал показатель стр. 24, то на сумму ошибки в текущей декларации следует откорректировать показатель стр. 21.2. Такой вывод находит свое подтверждение в ОНК № 128.

 

Сроки давности отрицательного значения

Далеко не всегда отрицательное значение может быть заявлено к бюджетному возмещению. В одних случаях этому может помещать отсутствие оплаты, в других — ограничения, установленные в НКУ (например, отсутствие достаточного объема налогооблагаемых операций).

В таких случаях возникает вполне закономерный вопрос: как долго отрицательное значение может отражаться в декларации по НДС (в стр. 24)? Применяется ли к отрицательному значению ограничение в 1095 дней, установленное п. 102.5 НКУ?

Довольно продолжительное время налоговики утвердительно отвечали на последний вопрос, пытаясь ограничить отрицательное значение трехлетним сроком давности. Собственно говоря, о наличии такого подхода у представителей налоговой службы свидетельствует и судебная практика.

Однако справедливость восторжествовала и уже в письмах от 06.04.12 г. № 10155/7/15-3417-03**, от 13.09.12 г. № 1868/0/61-12/15-3115, № 61/0/21-12/15-3110 ГНСУ справедливо отмечает, что НКУ не устанавливает каких-либо временных ограничений для отрицательного значения по НДС и такое отрицательное значение может отражаться в декларации по НДС до полного его погашения (то ли налоговыми обязательствами, то ли путем декларирования бюджетного возмещения).

** См. ком. «Просроченная кредиторка за товары/услуги: ГНСУ настаивает на исключении НДС из налогового кредита» // «БН», 2012, № 25, с. 11.

Собственно говоря, такой позиции придерживается и ВАдСУ (см. его определения от 28.08.12 г. по делу № 2а/1770/4564/2011***, от 25.09.12 г. по делу № 0670/83/12****), дополнительно отмечая, что отрицательное значение не следует отождествлять с бюджетным возмещением. Отражение в декларации суммы отрицательного значения не означает заявление налогоплательщиком суммы НДС к возмещению, а потому сроки давности, установленные п. 102.5 НКУ для бюджетного возмещения, к отрицательному значению неприменимы.

*** http://reyestr.court.gov.ua/Review/25806898

**** http://reyestr.court.gov.ua/Review/26211579

 

Особенности расчета и декларирования бюджетного возмещения

Порядок определения и декларирования суммы бюджетного возмещения описан в той же ст. 200 НКУ, что и порядок определения отрицательного значения по НДС.

Если следовать формальному прочтению данной статьи НКУ, то можно прийти к выводу, что как только у плательщика возникает право на бюджетное возмещение, он обязан его задекларировать. Такой позиции последовательно придерживаются и налоговые органы (см. письмо ГНСУ от 13.09.12 г. № 1868/0/61-12/15-3115, № 61/0/21-12/15-3110, а также консультацию в разделе 101.18.01 ЕБНЗ), поэтому оспаривать и осуждать ее особо не будем. Свою же аргументацию данный подход берет прежде всего из п.п. «а» п. 200.14 НКУ, дополнительно в пользу данного подхода можно еще обратиться к п. 200.4 НКУ (см. «Обязательность декларирования бюджетного возмещения»).

 

Обязательность декларирования бюджетного возмещения

Извлечение из ст. 200 НКУ

«200.4. Если в следующем налоговом периоде сумма, рассчитанная согласно пункту 200.1 этой статьи, имеет отрицательное значение, то:

а) бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, равная сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров/услуг или в Государственный бюджет Украины, а в случае получения от нерезидента услуг на таможенной территории Украины — сумме налогового обязательства, включенного в налоговую декларацию за предыдущий период за полученные от нерезидента услуги получателем услуг;

б) остаток отрицательного значения предыдущих налоговых периодов после бюджетного возмещения включается в состав сумм, относимых в налоговый кредит следующего налогового периода».

<...>

«200.14. Если по результатам камеральной или документальной внеплановой выездной проверки орган государственной налоговой службы выявляет несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, то такой орган:

а) в случае занижения заявленной плательщиком налога суммы бюджетного возмещения относительно суммы, определенной органом государственной налоговой службы по результатам проверок, направляет плательщику налога налоговое уведомление, в котором указывается сумма такого занижения и основания для ее вычета. В этом случае считается, что плательщик налога добровольно отказывается от получения такой суммы занижения в качестве бюджетного возмещения и учитывает ее согласно пункту 200.6 этой статьи в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу в следующих налоговых периодах».

 

Однако в п. 200.4 НКУ недостаточно явно выражена именно обязательность декларирования бюджетного возмещения в сравнении с п. 200.14 НКУ.

Таким образом, тем налогоплательщикам, которые не готовы спорить с инспекторами и отстаивать свою позицию в суде, следует смириться с позицией, что, как только у них возникла возможность задекларировать бюджетное возмещение, они должны его декларировать.

Соответственно, если своевременно такое бюджетное возмещение не задекларировали, то исправить ситуацию можно только путем подачи уточняющего расчета к тому отчетному периоду, в котором возникло право на отражение бюджетного возмещения, что подтверждается в консультации налоговиков, размещенной в разделе 101.18.01
ЕБНЗ
.

Также следует учитывать, что при таком подходе, если первым событием для отражения налогового кредита была оплата, то бюджетное возмещение практически всегда будет состоять из отрицательного значения предыдущего периода (т. е. базироваться на показателе строки 20.2 предыдущей декларации по НДС).

Соответственно, показатели более ранних отчетных периодов могут попасть в состав бюджетного возмещения (соответственно гр. 4 приложения Д2 к декларации по НДС может содержать отрицательное значение более ранних периодов, кроме предыдущего) лишь в случае, если они ранее не были оплачены. Если оплаты были, то следует быть готовым к налоговому уведомлению-решению о завышении бюджетного возмещения в текущем периоде и занижению его в прошлых периодах.

Следует, правда, отметить некоторые аргументы против такого подхода. В частности, обратите внимание на абз. 1 п. 200.14 НКУ: «Если по результатам... проверки орган <...> выявляет несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, то <...>». В данной норме сформулировано условие, которое при непредвзятой оценке позволяет говорить, что все последующие действия налогового органа (а именно — составление налогового уведомления-решения о завышении/занижении суммы задекларированного бюджетного возмещения) могут осуществляться лишь в случае, если налогоплательщик заявил (!) бюджетное возмещение. Если же он этого не делал, то и налоговый орган не может по результатам проверки оформить налоговое уведомление-решение о занижении/завышении бюджетного возмещения.

 

Судебная практика «ЗА» добровольность декларирования возмещения

В ряде случаев право, а не обязанность налогоплательщика на декларирование бюджетного возмещения находит поддержку в решениях судебных органов. Так, в определении ВАдСУ от 23.05.12 г. по делу № 2а-1136/08* суд поддержал налогоплательщика, задекларировавшего бюджетное возмещение за несколько прошлых отчетных периодов в одном текущем налоговом периоде, отметив при этом: «Исходя из содержания указанного подпункта статьи 7 Закона № 168/97-ВР [п.п. 7.7.2 Закона об НДС**. Примеч. авт.] предыдущим налоговым периодом может быть любой налоговый период, предшествующий отчетному, поэтому определение суммы НДС, которая подлежит бюджетному возмещению, может осуществляться за любой предыдущий налоговый период, а не только за период, предшествовавший отчетному». Аналогичная позиция была высказана ВАдСУ в определении от 11.04.12 г. по делу № 2-а-2495/08***.

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/24262540

** Данная норма Закона об НДС практически идентична предписаниям п. 200.4 НКУ.

*** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/23812679

Из данного вывода следует, что в декларации за текущий период можно декларировать бюджетное возмещение, право на которое возникло в нескольких предшествующих периодах. В принципе выводы ВАдСУ выглядят логично, если учитывать, что под словами «сумма, рассчитанная согласно пункту 200.1 этой статьи, имеет отрицательное значение» в п. 200.4 НКУ понимается отрицательное значение не прошлого, а прошлых периодов (т. е. накопленное отрицательное значение).

Более категоричные выводы были сделаны ВАдСУ в определении 11.03.13 г. по делу № 2а-45780/09/1670****: «<...> законом не предусмотрено, что в случае если плательщик налога не заявил в отчетном налоговом периоде, в котором возникло право получить бюджетное возмещение, налог на добавленную стоимость к бюджетному возмещению на расчетный счет в банке, такое право утрачивается или ограничивается определенным способом (зачислением в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу в следующих налоговых периодах)».

**** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/30467736

Отдельно следует поговорить о критериях к отрицательному значению, которое может быть задекларировано в качестве бюджетного возмещения, поскольку это любимая спекуляция налоговых органов. Анализ судебной практики позволяет нам прийти к следующим выводам:

— в состав бюджетного возмещения может включаться отрицательное значение, сформированное на базе налогового кредита любого из прошлых отчетных периодов, а не только на базе налогового кредита предшествующего отчетного периода (см. определение ВАдСУ от 11.03.13 г. по делу № 2а-45780/09/1670, от 08.02.12 г. по делу № 10/764*****);

— в состав бюджетного возмещения включаются суммы налогового кредита, сформированное в прошлых отчетных периодах, независимо от того, когда фактически были получены товары, работы, услуги (см. определения ВАдСУ от 11.03.13 г. по делу № 2a-45780/09/1670, от 02.08.11 г. по делу № А4/622-07******);

— право на бюджетное возмещение не зависит от возможности или невозможности налогового органа провести проверки по цепочке поставщиков (см. определение ВАдСУ от 26.04.12 г. по делу № 2-а-3897/2008*******);

— право на бюджетное возмещение не зависит от возможности проверки контрагента налогоплательщика, заявившего бюджетное возмещение (см. определение ВАдСУ от 10.05.12 г. по делу № 2а-19977/08********);

— право на бюджетное возмещение не зависит от декларирования и уплаты контрагентом сумм НДС в бюджет (см. определение ВАдСУ от 29.05.12 г. по делу № 15а/173-3365(14/197-4526)*********);

— отрицательное значение считается уплаченным в том случае, когда оно уплачено в цене товара поставщикам, а не поставщиками в бюджет (см. определение ВАдСУ от 09.02.12 г. по делу № 2-а-16022/08* *********);

— отрицательное значение для целей декларирования бюджетного возмещения считается оплаченным в случае осуществления бартерных операций, проведения зачета встречных однородных требований (см. определение ВАдСУ от 02.02.12 г. по делу № 2а-1948/08*);

— ссылки местной инспекции на внутренние инструкции и письма вышестоящей инспекции о проведении более тщательной проверки не могут выступать основанием для неподтверждения бюджетного возмещения (см. определения ВАдСУ от 02.02.12 г. по делу № 2а-10684/09/0570**).

*****http://reyestr.court.gov.ua/Review/21706036

****** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/18261698

******* http://reyestr.court.gov.ua/Review/24372181

******** http://reyestr.court.gov.ua/Review/24810270

********* http://reyestr.court.gov.ua/Review/24893088

********** http://reyestr.court.gov.ua/Review/21704800

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/21607250

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/21771446

В целом, давая оценку вышеприведенным решениям ВАдСУ, можно отметить следующую тенденцию: при проверке правильности декларирования бюджетного возмещения и подтверждении права налогоплательщика на получение бюджетного возмещения налоговый орган имеет право требовать четкого и формального соблюдения предписаний ст. 200 НКУ (при условии, что операция была реальная и налоговый кредит был сформирован должным образом). Любые другие выдумки и вольности инспекторов в прочтении норм ст. 200 НКУ судом не допускаются.

 

Сроки давности задекларированного бюджетного возмещения

Если налогоплательщик воспользовался правом на бюджетное возмещение и задекларировал его в счет будущих платежей, то достаточно часто возникает вопрос, ограничена ли возможность использования такого бюджетного возмещения какими-либо сроками.

На самом деле у такого бюджетного возмещения нет никаких сроков давности. Оно числится на лицевом счете до полного его погашения и не ограничено 1095 днями, поскольку такое бюджетное возмещение считается уже заявленным/задекларированным налогоплательщиком. Соответственно к этим суммам не могут применяться сроки, установленные в ст. 50 и 102 НКУ.

Подтверждается данный вывод и разъяснением ГНСУ, размещенным в разделе 101.18.01 ЕБНЗ.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (утратил силу с 01.01.11 г.).

Порядок № 1492 — Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 20.11.11 г. № 1492.

ОНК № 128 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам отражения в налоговой отчетности по НДС изменений сумм налогового обязательства и налогового кредита, утвержденная приказом ГНСУ от 16.02.12 г. № 128.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размешенная на сайте Миндоходов (http://minrd.gov.ua/ebpz/).