22.07.2013

О ведении бухгалтерского учета

Письмо от 15.04.2013 г. № 31-08410-07-29/12008

МИНФИН РАЗЪЯСНЯЕТ:

незавершенные капинвестиции не являются основными средствами, неприбыльные организации подают финотчетность в органы статистики в общем порядке

Письмо Министерства финансов Украины от 15.04.13 г. № 31-08410-07-29/12008 «О ведении бухгалтерского учета»

 

В комментируемом письме Минфин ответил на два вопроса, связанных с ведением бухгалтерского учета и предоставлением финотчетности.

1. Являются ли незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы разновидностью основных средств? В письме было отмечено, что незавершенные капитальные инвестиции не являются объектами основных средств, учитываются в отдельной группе, и их стоимость не подлежит переоценке и амортизации.

Ранее такие выводы уже звучали в письмах Минфина от 13.06.07 г. № 31-34000-30/23-4118/4425, от 16.07.09 г. № 31-34000-20-16/19422.

Проблема с интерпретацией указанного понятия возникла из-за небрежности самого Минфина. В частности, в п. 1 П(С)БУ 7 «Основные средства» указано, что этот стандарт определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, других необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы (далее — основные средства). То есть согласно этой терминологии незавершенные капитальные инвестиции включаются в широкое (обобщенное) понятие основных средств.

Между тем из дальнейших формулировок П(С)БУ 7 видно, что такое обобщенное понятие фактически используется только в его п. 22, предусматривающем, что объектом амортизации является стоимость, которая амортизируется (кроме стоимости земельных участков, природных ресурсов и капитальных инвестиций).

Ранее (до 2011 года) незавершенные капинвестиции упоминались в числе основных средств, в частности они включались в отдельную группу основных средств в п. 5.3 П(С)БУ 7. Однако после внесенных корректив обобщенное определение основных средств в П(С)БУ 7 фактически не применяется. Так что, по-хорошему, следовало бы изменить вышеуказанные формулировки, что сняло бы все вопросы.

Позиция Минфина касаемо невозможности проведения переоценки капинвестиций представляется обоснованной, поскольку переоценка предусматривает сравнение остаточной стоимости объекта со справедливой стоимостью (п. 16 П(С)БУ 7). В свою очередь, остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной (переоцененной) стоимостью необоротного актива и суммой его накопленной амортизации (износа).

Ввиду того что амортизация на капинвестиции не начисляется, провести такое сравнение с целью проведения переоценки объекта невозможно. Исходя из этих позиций приведенная в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561, корреспонденция № 34 по дооценке объекта незавершенного строительства не может использоваться.

2. Обязаны ли неприбыльные организации (кроме бюджетных учреждений) составлять и представлять финансовую отчетность в органы статистики? Четкого ответа на этот вопрос в письме не прозвучало, однако из общего контекста следует, что такая обязанность у неприбыльных организаций есть.

Действительно, в соответствии с пп. 1, 2 Порядка представления финансовой отчетности, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, финансовую отчетность должны предоставлять в органы статистики все юридические лица независимо от организационно-правовой формы ведения хозяйствования и формы собственности. Поэтому все неприбыльные организации-юрлица подают финотчетность в органы статистики.

Право выбора предоставлено только в том, что «неприбыльщики», равно как и все остальные, могут дать свое согласие на предоставление статистиками информации из своей финотчетности другим органам государственной власти, что оформляется соответствующей справкой по форме, приведенной в приложении к Порядку № 419, или же отказать в этом.

 

Влада Карпова