28.04.2014

Споры с налоговиками в суде: «победоносная методичка»

Статья

Споры с налоговиками в суде: «победоносная методичка»

Мало кто из субъектов хозяйствования проходит проверку без сучка, без задоринки. Как правило, даже добросовестных плательщиков налоговики пытаются штрафовать за спорные или «притянутые за уши» нарушения. Подобные решения контролеров нужно обжаловать. Процедура обжалования может оказаться долговременной и затратной. Но если речь идет о больших суммах, то «овчинка стоит выделки». Об особенностях процедуры судебного обжалования решений налоговиков наш сегодняшний разговор.

Елена БЕЛЯЕВА, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua

 

Определяемся со сроками

Обжаловать в суде налоговое уведомление-решение (далее — НУР) или другое решение контролирующего органа вы вправе в любой момент после получения такого решения, но с учетом 1095-дневного срока давности (п. 56.18 НКУ). Это значит, что вы можете:

• сначала завершить процедуру административного (в налоговом органе) обжалования и в случае неудовлетворительного результата подать иск в админсуд;

• сразу подать иск в админсуд, отказавшись от процедуры административного обжалования;

• подать иск в админсуд после получения отказа в удовлетворении первичной жалобы, поданной в орган Миндоходов областного уровня (орган Миндоходов г. Киева), а повторную жалобу в Миндоходов не подавать (схему по административному обжалованию найдете в «БН», 2014, № 6, с. 5).

Внимание! После того, как вы закончили процедуру административного обжалования (у вас на руках есть решение Миндоходов по жалобе), для подачи иска в суд у вас должен быть 1 месяц. Об этом говорят п. 56.19 НКУ и ч. 4 ст. 99 КАСУ.

Но на деле все обстоит иначе. Как указывает Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), независимо от того, имела место процедура административного обжалования или нет, для судебного обжалования необходимо применять срок в 1095 дней со дня получения «спорного» НУР (см. информационное письмо ВАСУ от 01.11.11 г. № 1935/11/13-11).

Важная деталь: о подаче иска в суд нужно уведомить налоговиков. Это поможет избежать недоразумений по поводу неуплаты начисленной суммы обязательств.

 

В какой суд подавать иск?

Вам дорога в административный суд (ст. 17 КАСУ).

По общему правилу административные дела решает окружной административный суд по местонахождению ответчика. Но в нашем случае работает особое правило — согласно ч. 2 ст. 19 КАСУ вы можете подать иск в окружной административный суд либо по своему местонахождению, либо по местонахождению налогового органа.

Чаще всего местонахождение плательщика совпадает с местонахождением налогового органа, в котором он находится на учете. Поэтому в большинстве случаев дело территориально подсудно одному окружному административному суду.

Нюанс. Если вы обжалуете решение Миндоходов, то иск следует подавать в окружной административный суд г. Киева.

 

Как составить исковое заявление?

Общие требования к содержанию искового заявления изложены в ст. 106 КАСУ. В заявлении необходимо указать:

• наименование административного суда, в который вы подаете иск;

• имя (наименование) истца, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если они есть;

• имя (наименование) ответчика, почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если они известны;

• изложить обстоятельства, которыми вы как истец обосновываете свои требования, и привести доказательства, подтверждающие каждое обстоятельство;

• привести извлечения из норм законодательства в подтверждение ваших требований;

• указать содержание исковых требований — то, что вы просите у суда. Например, «прошу признать противоправным и отменить налоговое уведомление-решение № 15 от 20.02.2014 г. полностью (или в определенной части)»;

• в случае необходимости заявить ходатайство об освобождении от уплаты судебного сбора, об истребовании доказательств, о вызове свидетелей и т. д.;

• привести перечень документов и других материалов, которые прилагаются к заявлению.

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем с указанием даты подписания.

К исковому заявлению нужно приложить копии документов, которые в нем упоминаются и имеют значение для дела. Ими могут быть:

• обжалуемое решение;

• решение по результатам рассмотрения жалобы (если вы прошли процедуру административного обжалования);

• акт проверки, по которому принято решение;

• документы, которые опровергают выводы акта проверки.

Также не забудьте, что к исковому заявлению прилагаются:

• копии самого заявления и копии всех приложенных к нему документов в количестве, равном количеству ответчиков и третьих лиц;

• документ об уплате судебного сбора.

Исковое заявление вы можете подать самостоятельно, через представителя или отправить по почте. Если иск подает представитель, то в заявлении следует дополнительно указать имя представителя, его почтовый адрес, а также номер средства связи, адрес электронной почты, если они есть. Вместе с исковым заявлением представитель подает доверенность или другой документ, который подтверждает его полномочия.

Ниже приведем образец искового заявления (его лучше составить на украинском языке).

 


 

 

Сколько и куда платить судебный сбор?

Чтобы легко определить сумму судебного сбора, перейдите по ссылке http://court.gov.ua/sudytax/ и выберите нужный суд. Вы увидите реквизиты для уплаты судебного сбора, а ниже — таб­лицу для расчета суммы сбора. В этой таблице выбираете вид вашего иска, вводите сумму иска, Ф.И.О., адрес и ИНН. В результате вы получите сформированную квитанцию для уплаты судебного сбора. Но не спешите сразу же ее оплачивать. Сначала перезвоните в суд и уточните платежные реквизиты, поскольку на сайте может быть устаревшая информация. После этого полученную квитанцию можно оплатить в любом отделении банка. Проследите, чтобы на обороте квитанции работник банка указал, что сумма судебного сбора в полном объеме перечислена в бюджет.

Основные ставки судебного сбора на 2014 год приведем в таблице.

 

Действие

Ставка судебного сбора на 2014 год

1. Подача административного иска: • имущественного характера* (10 % размера ставки)**

10 % от ставки. Ставка составляет 2 % размера имущественных требований, но не менее 1827 грн. и не более 4872 грн.

• имущественного характера (остальная сумма судебного сбора, присужденного ко взысканию)**

Остальная часть суммы сбора, которая взыскивается с истца или ответчика пропорционально удовлетворенной или отклоненной части требования

• неимущественного характера

73,08 грн.

* Напомним, что ВАСУ (письмо от 18.01.12 г. № 165/11/13-12) ранее признал, что требование о признании противоправным решения субъекта властных полномочий (в том числе налогового органа), которое влияет на состав имущества истца, в том числе путем необоснованного взимания налогов, сборов, штрафных санкций и т. д., является имущественным.

** Согласно ч. 3 ст. 4 Закона о судебном сборе при подаче административного иска имущественного характера уплачивается 10 % размера ставки судебного сбора. Остальная часть судебного сбора взыскивается с истца или ответчика пропорционально удовлетворенной или отклоненной части требования.

2. Подача апелляционной жалобы на решение суда

50 % ставки, уплачивавшейся в первую инстанцию, а в случае подачи искового заявления имущественного характера — 50 % ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы

3. Подача заявления о пересмотре судебного решения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами

4. Подача кассационной жалобы на решение суда

70 % ставки, уплачивавшейся в первую инстанцию, а в случае подачи искового заявления имущественного характера — 70 % ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы

5. Подача заявления о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины

6. Подача апелляционной и кассационной жалоб на определение суда

60,90 грн.

7. Подача заявления об обеспечении доказательств или иска

121,80 грн.

8. Подача заявления о выдаче исполнительного документа на основании решения иностранного суда

 

Какие решения можно обжаловать?

В суде может быть обжаловано решение, действие или бездействие налогового органа, которые создают юридические последствия для плательщика в форме прав, обязанностей, их изменения или прекращения. Чаще всего это НУР (изданные, в том числе, по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства), налоговые требования, уведомления об отказе в принятии отчетности, приказы о проведении проверок, решения об аннулировании НДС-регистрации и т. д. Обжаловать можно и индивидуальные налоговые консультации.

Несколько слов скажем о приказах о проведении проверок. Налоговики традиционно считают, что эти приказы не являются актами индивидуального действия и обжалованию не подлежат. Однако суды придерживаются иного мнения. Единственное, о чем важно помнить, — обжаловать приказ после того, как вы допустили контролеров к проверке, нельзя. Как указал ВАСУ в постановлении от 21.08.13 г. № К/9991/42817/12, способом защиты от незаконных проверок является недопуск проверяющих к проверке. Если же вы не воспользовались своим правом и проверка была проведена, то обжаловать можно только решение налоговиков, принятое по результатам проверки (подробнее — в «БН», 2013, № 41, с. 9).

Не могут рассматриваться в судебном порядке протоколы, справки и акты, составленные по результатам проверки. Эти документы лишь фиксируют определенные обстоятельства и сами по себе не влекут наступление каких-либо юридических последствий для плательщика, не влияют на его права, обязанности и законные интересы. На это обращают внимание налоговики (см. «БН», 2013, № 28, с. 6) и суды (см. п. 13 письма ВАСУ от 30.11.09 г. № 1619/10/13-09, определение Киевского окружного административного суда от 19.04.13 г. по делу № 810/1856/13-а).

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда в акте проверки налоговики указывают на ничтожность сделки, но НУР не составляют (в частности, при отсутствии оснований для доначисления налоговых обязательств и/или финансовых санкций). Поскольку на права/обязанности плательщика такой акт не влияет, можно вообще на него не реагировать. А вот если впоследствии при проверке налоговики произведут доначисления, то обжаловать можно будет составленное ими НУР.

 

Тенденции судебной практики

Оценивая перспективу иска, необходимо иметь в виду основные тенденции в судебной практике. Рассмотрим некоторые из них.

Отказ в принятии налоговой декларации. Такое действие налоговиков приводит к возникновению юридических последствий для плательщика в виде наложения на него штрафа за несвоевременную подачу декларации. Следовательно, его можно обжаловать в суде.

ВАСУ исходит из того, что суды обязаны рассмотреть вопрос о противоправности отказа в приеме налоговой декларации независимо от того, в какой словесной форме сформулированы исковые требования плательщика, если из содержания требований усматривается, что они направлены на восстановление прав плательщика, нарушенных вследствие такого отказа.

Например, иск может содержать требования об обязательстве налогового органа принять декларацию, о признании противоправным решения, действий или бездействия налогового органа, о признании поданной декларации налоговой отчетностью, о признании декларации поданной. Независимо от формулировки исковых требований, такой иск должен быть рассмотрен судом.

В случае принятия решения в пользу плательщика декларация считается поданной в день ее фактического получения налоговым органом (см. письмо ВАСУ от 15.06.12 г. № 1503/12/13-12).

Кстати, отказ в приеме декларации, поданной по почте, по причине отсутствия описи вложения суд считает неправомерным, так как это не является недостатком заполнения налоговой отчетности и не может служить основанием для ее непринятия (см. постановление ВАСУ от 25.12.12 г. № К-37847/10).

Отказ в регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных. Как показывает практика, большинство плательщиков в своей деятельности когда-либо сталкивались с ситуацией, когда вдруг ни с того ни с сего налоговые накладные перестают принимать к регистрации в Едином государственном реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН). При этом квитанция с причиной отказа в регистрации либо вообще не направляется плательщику, либо в ней указывается несоответствие местонахождения продавца, указанного в налоговой накладной, информации из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей. Причем, что интересно, в большинстве своем плательщики местонахождение не меняли и сведения о них были подтверждены у госрегистратора.

Как же бороться с произволом налоговиков? Процедура админобжалования, как вы понимаете, бесперспективна. Остается только суд. ВАСУ в информационном письме от 24.10.13 г. № 1486/12/13-13 разъяснил, что правоотношения, касающиеся регистрации налоговых накладных в ЕРНН, в частности безосновательное непринятие налоговых накладных для регистрации, являются предметом рассмотрения в административных судах. Причина — отсутствие регистрации налоговой накладной в ЕРНН влияет на правовое положение плательщиков. Покупатель лишается права на налоговый кредит, а продавец может ощутить нежелательные последствия в виде проведения внеплановой проверки.

Обратите внимание! Обжаловать квитанцию с отказом в регистрации налоговой накладной в ЕРНН нельзя. Она является лишь техническим способом информирования плательщика о регистрации/нерегистрации налоговой накладной в ЕРНН и не влияет на его правовое положение.

Независимо от того, получали вы квитанцию с отказом в регистрации налоговой накладной в ЕРНН или нет, формулировать исковые требования нужно так: «прошу признать неправомерным непринятие налоговой накладной для регистрации в ЕРНН».

Вы можете сформулировать исковые требования и по-другому: например, потребовать обязать налоговый орган принять налоговую накладную, признать противоправными действия/бездействие налогового органа, признать поданную накладную зарегистрированной в ЕРНН и т. д. Главное, чтобы из содержания ваших требований было понятно, что они направлены на восстановление ваших прав, нарушенных вследствие непринятия налоговой накладной к регистрации.

Если суд примет решение в вашу пользу, то спорная налоговая накладная будет считаться принятой и зарегистрированной в ЕРНН в тот день, когда вы направили ее для регистрации (см. также «БН», 2013, № 45, с. 7).

Безосновательное аннулирование НДС-регистрации. В последние несколько лет аннулирование регистрации плательщиков НДС налоговиками приобрело чуть ли не массовый характер. И далеко не всегда для этого есть законные основания.

Если вам все-таки нужен статус плательщика НДС, аннулирование НДС-регистрации нужно обжаловать. Исковые требования, на наш взгляд, лучше сформулировать так: «прошу признать противоправным и отменить решение налогового органа об аннулировании регистрации плательщиком НДС».

О судебной практике обжалования незаконного НДС-аннулирования и последствиях отмены таких решений читайте в «БН», 2013, № 45, с. 27.

Здесь же обратим внимание на постановление ВАСУ от 11.06.13 г. № К/9991/69798/12. Оно интересно не только продавцам, которые обжаловали незаконную НДС-разрегистрацию, но и их покупателям.

Суть дела состоит в следующем. Налоговики аннулировали регистрацию продавца в качестве плательщика НДС. Продавец обжаловал это решение в суде. При этом после аннулирования НДС-регистрации он продолжал выписывать налоговые накладные, на основании которых покупатель отражал налоговый кредит. Понятно, что налоговики налоговый кредит по таким налоговым накладным не признали даже после того, как суд восстановил НДС-регистрацию продавца. В связи с чем покупателю были доначислены налоговые обязательства и штрафные санкции.

Приятно, что ВАСУ поддержал плательщиков. Он указал, что решение налогового органа об аннулировании НДС-регистрации считается противоправным с момента его принятия. Это коррес­пондирует с п. 5.10 Положения о регистрации плательщиков НДС от 16.01.14 г. № 26, согласно которому в случае отмены решения об НДС-аннулировании первоначальная дата регистрации лица плательщиком НДС не изменяется.

Получается, что в периоде обжалования продавец сохранял свой НДС-статус. Следовательно, он правомерно выписывал налоговые накладные, а покупатель имел право на налоговый кредит по ним.

Дабы избежать подобных волнений с налоговыми накладными, выписанными в периоде обжалования безосновательной НДС-разрегистрации, в идеале в этом периоде лучше не осуществлять поставок товаров (работ, услуг) и не выписывать налоговые накладные. Однако при таком варианте фактически придется приостановить деятельность на период обжалования, который может затянуться на долгое время.

Выходом из ситуации может стать подача одновременно с иском ходатайства о приостановлении решения налоговиков об аннулировании НДС-регистрации.

На этой позитивной ноте мы заканчиваем разговор о судебном обжаловании решений налоговиков. Желаем, чтобы у вас было меньше поводов для обращения в суд. Ну а если необходимость в этом все-таки возникнет, вам поможет наша статья.

Выводы 

  • Независимо от того, имела место процедура административного обжалования или нет, для судебного обжалования необходимо применять срок в 1095 дней со дня получения «спорного» НУР.

  • О подаче иска в суд нужно уведомить налоговиков.

  • Вы можете подать иск в окружной административный суд либо по своему местонахождению, либо по местонахождению налогового органа.

  • Размер судебного сбора — не менее 1827 грн. Но вначале нужно уплатить только 10 %.

  • Способом защиты от незаконных проверок является недопуск проверяющих к проверке. Если же вы не воспользовались своим правом и проверка была проведена, то обжаловать можно только решение налоговиков, принятое по результатам проверки.

  • Обжаловать квитанцию с отказом в регистрации налоговой накладной в ЕРНН нельзя. Формулировать исковые требования нужно иначе.

Документы статьи

КАСУ — Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.05 г. № 2747-IV.

Закон о судебном сборе — Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.11 г. № 3674-VI.