15.08.2016

Штраф за задержку уплаты налогов — только после проверки: позиция ВАдСУ

Письмо ГФСУ от 11.07.16 г. № 23310/7/99-99-12-02-01-17

В комментируемом письме налоговики рассмотрели правомерность применения штрафов к налогоплательщику за задержку уплаты согласованных налоговых обязательств (НО) согласно ст. 126 НКУ только на основании данных его лицевого счета.

Напомним, что контролеры обязаны самостоятельно определять сумму денежных обязательств, если именно они являлись ответственным лицом за начисление таких сумм НО и применение штрафных (финансовых) санкций по налогу ( п.п. 54.3.3 НКУ).

В то же время п. 58.1 НКУ позволяет контролерам направить налогоплательщику налоговое уведомление-решение (НУР) ( п. 58.1 НКУ):

• если сумма денежного обязательства рассчитывалась контролерами в соответствии со ст. 54 НКУ;

• если по результатам проверки фискалами установлены факты нарушений.

Ранее контролеры трактовали сказанное как возможность оформлять НУР только на основании ст. 54 НКУ — по данным лицевых счетов налогоплательщиков.

Однако ВАдСУ считает такие действия неправомерными (постановление от 04.03.15 г. № К/9991/82083/12). Конечно, суды не отрицают, что денежное обязательство по уплате штрафа на основании ст. 126 НКУ возникает не иначе как по решению контролирующего органа, которое и является основанием для его уплаты.

Вместе с тем вопрос о несвоевременной уплате такого обязательства выясняется контролирующим органом исключительно при проверке.

Тогда по результатам такой проверки (в случае установления нарушений) составляется акт, который вручается или направляется для подписания налогоплательщику ( п. 86.2 НКУ). И только после того, как указанный акт будет вручен налогоплательщику, руководитель налогового органа может принять решение о направлении НУР ( п. 86.8 НКУ).

Очевидно, контролеры обязаны принять во внимание позицию ВАдСУ и не будут составлять НУР без акта проверки.