28.03.2016

Электронный кабинет: инструкция для «чайников»

Время — это роскошь, которой бухгалтеру всегда не хватает. А уж тратить его на походы или звонки в налоговую и вовсе неприемлемо. Тем более, что есть некоторые полезные программы, с помощью которых можно получить необходимую информацию без личного общения с налоговиками. Например, фискалы стараются не отставать от жизни и усердно совершенствуют свое «ноу-хау» — Электронный кабинет плательщика. Если вы еще не знакомы с этой новинкой, наш материал будет вам интересен.

«Живет» Электронный кабинет плательщика (ЭКП) на официальном сайте ГФСУ. Долго искать не придется: он расположен на главной странице в ленте сервисов (см. рис. 1).

Обратите внимание! Выбрать нужно обновленную версию ЭКП. В ней два главных преимущества:

• во-первых, новый ЭКП работает в режиме онлайн — не нужно устанавливать программу на компьютер и соответственно привязывать к такому «прокачанному» компьютеру;

• во-вторых, ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП) можно загружать не с внешнего носителя (флешки, диска), а непосредственно с компьютера.

Важный нюанс! Обновленная версия есть только в украинском варианте страницы ГФСУ (в русской и английской версиях размещен только старый вариант). Выбрать язык страницы можно в левом верхнем углу начальной страницы сайта ГФСУ (возле логотипа). Далее мы будем говорить именно об этой обновленной версии ЭКП.

Рис. 1. Расположение ЭКП

Открытая часть ЭКП

ЭКП имеет две функциональные части: открытую и личную.

Открытую часть ЭКП (см. рис. 2) могут увидеть все пользователи, не идентифицируя себя. В этой части можно:

• найти информацию из реестров: налогоплательщиков, страхователей, плательщиков НДС и ЕН, топливного акциза*, пользователей РРО и КУРО (вкладка «Інформація з реєстрів»);

* Налоговики оперативно добавили в ЭКП возможность работать в системе электронного администрирования реализации топлива. Правда, пока можно проводить не все необходимые операции, но начало положено.

• ознакомиться с бланками отчетности (налоговой, финансовой), справок, запросов и заявлений (вкладка «Бланки податкової звітності»). Но только в ознакомительных целях (просмотреть и распечатать бланк) — заполнять формы не получится;

• посмотреть адреса, телефоны, режим работы Центров обслуживания плательщиков (вкладка «Контакти та адреси ЦОП»).

Полезно! В разделе «Допомога» (верхний правый угол окна ЭКП — см. рис. 2) можно найти подробную инструкцию с картинками по работе с ЭКП.

Рис. 2. Открытая (общедоступная) часть ЭКП

Личная часть ЭКП

Чтобы зайти в эту часть, нужно выбрать раздел «Вхід до особистого кабінету» (рис. 2) и далее идентифицироваться с помощью ЭЦП (рис. 3): выбрать поставщика ключа, загрузить ключ (указать путь к нему на вашем компьютере) и ввести пароль к этому ключу.

Нюанс! Теоретически в ЭКП можно работать с ключами ЭЦП, выданными многими аккредитованными центрами сертификации ключей. Необходимо лишь выбрать нужного «поставщика» в выпадающем списке (рис. 3). Однако на практике пока полноценно работать получается лишь с бесплатными ключами от АЦСК ИСД ГФС. С ключами от остальных поставщиков могут возникнуть проблемы уже на стадии входа в ЭКП.

Рис. 3. Выбор ключа ЭЦП

После того, как вы зайдете в личную часть ЭКП, перед вами открывается более полный функционал (рис. 4).

В этой части ЭКП намного больше возможностей. Можно:

• посмотреть личные учетные данные (вкладка «Облікові дані платника»);

• просмотреть поданную отчетность (вкладка «Звітність»);

• подать запрос (вкладка «Запити для отримання інформації») или заявление (вкладка «Подання заяв»), в частности запрос на получение извлечения из реестра плательщиков НДС, заявление о регистрации плательщиком топливного акциза. Причем формы документов в этих двух разделах дублируются;

• отправить письмо в орган ГФС (вкладка «Листування з ДФС»). Причем написать можно только областному налоговому или таможенному органу: выбрав нужный орган ГФС, нужно указать тип письма (заявление, жалоба, консультация и пр.), его тематику, написать пару строк краткого содержания и прикрепить файл (в формате pdf) с полным текстом письма;

• посмотреть состояние расчетов с бюджетом (вкладка «Стан розрахунків з бюджетом»);

• зарегистрировать налоговую накладную в ЕРНН (вкладка «Реєстрація податкових накладних»);

• проверить реестры операций и транзакций в системе электронного администрирования НДС (вкладка «СЕА ПДВ»).

На самых полезных функциях мы остановимся подробнее.

Рис. 4. Личная часть ЭКП

Отчетность

Естественно, все ждали того, что через ЭКП можно будет подавать отчетность. Но! «Не так сталося, як гадалося». В разделе «Бланки податкової звітності» можно только просмотреть формы отчетности, а в разделе «Звітність» — всего лишь просмотреть уже поданную отчетность.

Это, конечно, немного расстраивает. Но, с другой стороны, и здесь есть польза: через раздел «Звітність» можно увидеть отчетность «глазами налоговиков» и тем самым удостовериться, что они ее получили и приняли.

Расчеты с бюджетом

Пожалуй, один из наиболее полезных на сегодня сервисов ЭКП — проверка расчетов с бюджетом. Теперь не нужно подавать никаких запросов на получение справок о наличии/отсутствии задолженности перед бюджетом. В разделе «Стан розрахунків з бюджетом» можно увидеть все в режиме реального времени* (рис. 5).

* Нужно дать пару дней банковской системе и налоговикам, чтобы информация попала в ЭКП.

Рис. 5. Состояние расчетов с бюджетом

Здесь можно посмотреть состояние расчетов по каждому налогу, взносу, платежу, плательщиком которого вы являетесь, в разрезе каждого налогового органа:

• начислено и уплачено в бюджет;

• возвращено из бюджета;

• недоимку или переплату;

• пеню и ее неуплаченный остаток.

Предусмотрена даже функция непосредственной уплаты налога через ЭКП (верхний правый угол каждого платежа — рис. 5). Правда, по факту она пока недоработана.

Вы также можете увидеть развернутую ведомость с хронологией начисления и уплаты налога/сбора и итоговым сальдо на начало каждого месяца, просто нажав на сам платеж.

Налоговые накладные и СЭА НДС

Для плательщиков НДС также есть два полезных сервиса.

Первый — регистрация НН в ЕРНН. Но все происходит по порядку: сначала создаем НН, затем при необходимости сохраняем черновик, далее подписываем и отправляем НН на регистрацию в ЕРНН. Также можно просмотреть информацию о ранее сформированных и зарегистрированных НН. Для этого нужно выбрать год и месяц, за которые необходимо просмотреть НН. После этого появится перечень НН со статусами (отправлено (принято/не принято) или черновик).

Второй полезный сервис — работа в СЭА НДС. Правда, работа ограничивается просмотром двух реестров: операций и транзакций.

В реестре операций (рис. 6) информацию можно отсортировать по дате (периоду), номеру документа и далее просмотреть имеющиеся данные о необходимой операции.

Данные из реестра транзакций можно отсортировать по дате (периоду), а также определенному признаку (рис. 7).

На этом, в общем-то, работа в ЭКП и заканчивается.

Еще раз напомним, что это тестовая версия — программа в процессе доработки, но уже дает неплохие возможности для налогоплательщика по проверке самого себя.

Рис. 6. Реестр операций в СЭА НДС

Рис. 7. Реестр транзакций в СЭА НДС