10.07.2017

Самостоятельная ликвидация основных средств: и НДС начисли, и документы подай

Письмо ГФСУ от 26.05.17 г. № 383/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

В комментируемом письме ГФСУ коснулась темы ликвидации основных средств (ОС) по не зависящим от плательщика НДС причинам (в связи с их уничтожением, разборкой или преобразованием). Скажем сразу: ответ получился странным.

1. Сначала контролеры продублировали выводы, сделанные ими в более раннем письме ГФСУ от 02.03.17 г. № 4338/6/99-99-15-03-02-15 // «БН», 2017, № 16, с. 4. В нем они пришли к выводу, что уйти от начисления НДС можно, только если ликвидация ОС происходит под влиянием внешних факторов (без согласия плательщика НДС). К ним контролеры относят (1) обстоятельства непреодолимой силы и (2) хищения ( п. 189.9 НКУ).

Если же плательщик НДС решил избавиться от устаревших ОС по доброй воле (разобрать, так как они уже не могут использоваться по назначению), то ему нужно начислить налоговые обязательства (НО) по НДС.

Причем даже если будут составлены документы, подтверждающие невозможность использования ОС по первоначальному назначению и его ликвидацию.

Мы с такой позицией не соглашались, считая, что п. 189.9 НКУ и п.п. 14.1.191 НКУ уводят из-под НДС-обложения также и третий случай — когда плательщик НДС предоставляет документы об уничтожении, разборке или преобразовании таких ОС другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.

На нашей стороне:

• не только многочисленные письма самих контролирующих органов (см. письмо ГНАУ от 27.04.11 г. № 11976/7/16-1517-15, письмо ГФСУ от 06.01.16 г. № 157/6/99-99-19-02-02-15);

• но и судебные решения (решение ВАдСУ от 15.03.16 г. № К/800/984/15).

Однако налоговики их явно не замечают и продолжают следовать своей дорогой. Подтверждением тому есть еще одно письмо ГФСУ от 03.05.17 г. № 52/6/99-99-15-03-02-15/ІПК с аналогичным выводом.

Выходит, ожидать от них других рекомендаций не стоит.

2. Когда налоговики дошли до порядка предоставления подтверждающих документов, они вдруг вспомнили все случаи ликвидации ОС. И настаивают: если по не зависящим от плательщика НДС обстоятельствам он вынужден отказаться от использования ОС вследствие угрозы или неизбежности их замены, разрушения или ликвидации, то такой плательщик НДС все равно должен подать документы, подтверждающие проведенную операцию.

Такими документами являются (категория 101.07 ЗІР ГФСУ):

• выводы соответствующей экспертной комиссии о невозможности использования в будущем этих средств по первоначальному назначению;

• акты на списание ОС соответствующей формы.

Возникает вопрос: а зачем тогда подавать такие документы? Ведь:

• по мнению самих же контролеров, такая операция все равно подпадает под обложение НДС;

• такие документы предоставляются в налоговую исключительно для подтверждения правильного применения требований п.п. 14.1.191 НКУ и второго абзаца п. 189.9 НКУ (определение ВАдСУ от 15.03.16 г. № К/800/984/15).

3. Относительно самого порядка подачи документов о ликвидации ОС фискалы по-прежнему советуют подавать их в составе НДС-декларации за тот отчетный период, в котором проходила ликвидация ОС.

Хотя, на наш взгляд, можно не спешить и дождаться документальной проверки.

Конечно, в п.п. 16.1.3 НКУ прописана обязанность налогоплательщика предоставлять в контролирующие органы декларации, отчетность и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Но! В то же время предоставлять контролерам документы в полном объеме налогоплательщик обязан, только если они относятся или связаны с предметом проверки.

Так что у вас есть выбор. Но предупреждаем: документы, свидетельствующие о ликвидации ОС, можно подавать только в бумажной форме (лично или по почте).