03.12.2018
* Официальный сайт службы — http://www.consumer.gov.ua/.
Начнем с интересного нюанса. Если к вам с проверкой качества продукции и/или правил торгового и других видов обслуживания нагрянет Госпродпотребслужба или структурное подразделение по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления, но вы будете создавать препятствия их должностным лицам в проведении проверки, то согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII (далее — Закон № 1023) вам светит штраф в размере от 1 до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 нмдг (170 грн.).
А в случае неправомерных действий проверяемого лица на помощь защитникам прав потребителей могут прийти работники правоохранительных органов. Согласно ст. 31 Закона № 1023 они должны предоставлять должностным лицам органов исполнительной власти, осуществляющим защиту прав потребителей, помощь в выполнении ими служебных обязанностей и прекращать незаконные действия физлиц, препятствующих выполнению возложенных на них функций.
Мораторий нипочем. Важный нюанс: мораторий на проверки, предусмотренный Законом Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.16 г. № 1728-VIII (далее — Закон № 1728), не распространяется на Госпродпотребслужбу. Причина в том, что в Перечне органов государственного надзора (контроля), на которые не распространяется действие Закона Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 18.12.17 г. № 1104 (далее — Перечень № 1104), утвержденном во исполнение Закона № 1728, служба и ее территориальные органы включены в перечень органов, на которые действие моратория не распространяется. Но при этом касается это не всех проверочных мероприятий службы, а только указанных в Перечне № 1104. Среди них и государственный надзор (контроль) за соблюдением законодательства о защите прав потребителей. Вне зоны действия моратория также государственный ветеринарно-санитарный контроль, государственный надзор (контроль) за соблюдением санитарного законодательства, безопасностью и отдельными показателями качества пищевых продуктов, государственный надзор в сферах карантина и защиты растений.
Как вы понимаете, проверить соблюдение прав потребителей может Госпродпотребслужба (и ее территориальные органы) или структурное подразделение по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления.
Контрольные полномочия Госпродпотребслужбы в сфере защиты прав потребителей зафиксированы, в частности, в ст. 26 Закона № 1023. Так, Госпродпотребслужба вправе:
1) давать субъектам хозяйствования обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
2) проверять соблюдение субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере торговли и услуг, требований нормативно-правовых актов по безопасности продукции, правил торговли и предоставления услуг. При этом она может беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством любые производственные, торговые и складские помещения таких субъектов;
3) отбирать у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы в соответствующих лабораториях и других учреждениях, аккредитованных на право проведения таких работ согласно законодательству. Такой отбор проводят с оплатой стоимости образцов и проведенных исследований (экспертизы) за счет средств госбюджета. В случае установления по результатам таких исследований факта реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной субъект хозяйствования возмещает понесенные расходы;
4) проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию, в том числе пищевые продукты, в соответствии с законом;
5) получать безвозмездно от субъектов хозяйствования копии необходимых документов, характеризующих качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства этой продукции;
6) запрещать субъектам хозяйствования реализацию потребителям:
• неправильно маркированных или непригодных пищевых продуктов;
• фальсифицированной продукции;
7) подавать в суд иски о защите прав потребителей;
8) передавать материалы проверок на действия лиц, содержащие признаки уголовного преступления, органам досудебного расследования;
9) налагать на виновных лиц в случаях, предусмотренных законодательством, административные взыскания (речь идет об админправонарушениях, предусмотренных ст. 155, 1552, 156, 1561 — 1563, 167, 1681 — 1682, 170 и 1882 КУоАП);
10) налагать на субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, взыскания согласно ст. 23 Закона № 1023. Делает это Госпродпотребслужба в соответствии с Порядком наложения взысканий за нарушение законодательства о защите прав потребителей, утвержденным постановлением КМУ от 17.08.02 г. № 1177.
От себя добавим, что Госпродпотребслужба согласно ч. 4 ст. 27 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР уполномочена также налагать штрафы за нарушения законодательства о рекламе. При этом она должна руководствоваться Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о рекламе, утвержденным постановлением КМУ от 26.05.04 г. № 693.
Кроме того, служба вправе штрафовать за нарушение законодательства о мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения. Такие полномочия ей дает ст. 20 Закона Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» от 22.09.05 г. № 2899, в ч. 2 которой четко определены наказуемые правонарушения.
Важно понимать, что служба уполномочена осуществлять также государственный рыночный надзор относительно ряда видов продукции (указанных в пп. 23 — 44 Перечня видов продукции, в отношении которых органы государственного рыночного надзора осуществляют государственный рыночный надзор, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.16 г. № 1069).
Среди них, в частности, электрическое и электронное оборудование, игрушки, обувь, телевизоры, кондиционеры, пылесосы, а также некоторые виды непищевой продукции, в отношении которых техническими регламентами не установлены специальные требования по обеспечению их безопасности и по которым не осуществляется государственный рыночный надзор другими органами государственного рыночного надзора. Объясняется это тем, что Госпродпотребслужба является одним из органов рыночного надзора. В связи с этим она наделена рядом полномочий и в сфере такого надзора. Перечислены они в ст. 11 Закона Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.10 г. № 2735-VI (далее — Закон № 2735). Среди них, в частности, проведение проверок характеристик продукции, в том числе отбор образцов продукции, обеспечение проведения их экспертизы (испытания) и принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении нарушений требований Закона № 2735 (ср. ). Как тут не вспомнить о весьма существенных санкциях, предусмотренных ст. 44 Закона № 2735. Так, к примеру, введение в оборот продукции, представляющей серьезный риск для потребителя, может быть чревато штрафом в размере от 25,5 до 51 тыс. грн.
Причем обратите внимание на тот факт, что штрафы могут применять как к лицам, которые ввели продукцию в оборот (производитель/импортер), так и к тем, кто к ним «приравнен». Ведь согласно ч. 7 ст. 8 Закона № 2735, если производитель продукции не может быть идентифицирован органом рыночного надзора, то лицом, которое ввело такую продукцию в оборот, считается каждый субъект хозяйствования в цепочке поставки соответствующей продукции в течение согласованного с органом рыночного надзора срока, не предоставивший документацию, позволяющую установить наименование и местонахождение производителя или лица, поставившего субъекту хозяйствования эту продукцию.
Проверки, которые проводит Госпродпотребслужба, подчиняются требованиям Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877 (далее — Закон № 877).
Соответственно они могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Причиной для проведения внеплановой проверки может послужить одно из оснований, приведенных в ч. 1 ст. 6 Закона № 877. Причем наиболее распространенное среди них — обращение физлица (физлиц) о нарушении, повлекшем ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде или безопасности государства, — находится под вопросом. С одной стороны, действие второго предложения абз. 5 ч. 1 ст. 6 (которым такое основание установлено) приостановлено на время действия моратория согласно Закону № 1728. Причем п.п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 1728 установлено почти аналогичное основание для проведения внеплановой проверки. Но, с другой стороны, действие Закона № 1728 на Госпродпотребслужбу не распространяется (по крайней мере, в части проверок соблюдения законодательства о защите прав потребителей) в связи с ее включением в Перечень № 1104.Тем не менее, именно по обращению обиженных физлиц-потребителей служба продолжает проводить большинство своих внеплановых проверок! Как будет проходить проверка? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое нарушение законодательства о защите прав потребителей было допущено (или предположительно совершено).
Заметьте: при проведении внеплановой проверки выясняют только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления проверки. В удостоверении (направлении) на проведение проверки обязательно должны быть указаны эти вопросы.
Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего направления. По итогам проверки составляют акт (независимо от того, были обнаружены нарушения или нет). Если проверяющие все-таки обнаружили нарушения, то вам на основании такого акта выдадут предписание об устранении нарушения. При этом само по себе оно не предусматривает применение санкций.
Весьма неприятными в этом аспекте могут быть постановления о наложении административно-хозяйственных санкций и/или протоколы об админправонарушении.
Кроме того, нарушителя могут ожидать и другие решения проверяющих, а именно:
• запрет реализации продукции. Основания для этого перечислены в п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 1023 (мы уже называли их выше);
• прекращение субъектом хозяйствования сферы торговли и услуг реализации и производства продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды, — до устранения обнаруженных недостатков;
• временное прекращение деятельности субъектов хозяйствования сферы торговли (секций, отделов), услуг складов предприятий оптовой и розничной торговли и организаций, которые систематически реализуют товары ненадлежащего качества, нарушают правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения обнаруженных недостатков;
• опломбирование производственных, складских, торговых и прочих помещений субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, а также неисправных, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него или с клеймом, срок действия которого закончился, средств измерительной техники, при помощи которых осуществляется обслуживание потребителей.