12.11.2018
* См. статью «Как из ночного кошмара… или Расчетный документ на каждую продажу» // «БН», 2018, № 42.
Напомним, что в письме № 24188 ГФСУ дала понять, что предприниматель-единоналожник должен выписывать товарный чек (квитанцию) на каждую продажу за наличку. Вот цитата:
«Учитывая изложенное, ГФС считает, что право покупателя согласно п. 15 ст. 3 Закона об РРО требовать выдать ему чек, накладную или другой письменный документ не отменяет необходимости физическому лицу — предпринимателю — плательщику единого налога выписывать такой документ на каждый продаваемый товар, независимо от того, требует покупатель такой документ или нет. Следовательно, физические лица — предприниматели — плательщики единого налога должны оприходовать наличность на основании письменных документов, которые должны выписываться на каждый продаваемый товар (услугу), независимо от того, требует ли покупатель чек, накладную или другой письменный документ».
В противном случае будут проблемы с оприходованием наличных, соответственно контролеры на местах могут грозить 5-кратным штрафом за неоприходование наличных.
Не пускаясь в рассуждения о том, почему фискалы перегибают палку, сейчас расскажем, как подготовиться к документальной проверке. А подготовиться стоит, ибо штраф велик.
Самый важный вопрос: с какой даты у предпринимателя должны быть товарные чеки (квитанции) на каждую наличную продажу?
Ответ: формально с 01.06.18 г. Именно с этой даты в п. 11 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148 (далее — Положение № 148), были внесены изменения (утвержденные постановлением Правления НБУ от 24.05.18 г. № 54), касающиеся оприходования налички у предпринимателей, за которые «вцепились» налоговики. Таким образом, идеальный вариант — если начиная с указанной даты под каждую итоговую запись в Книге учета доходов (и расходов) у вас есть стопочка «ваших» экземпляров товарных чеков/квитанций или стопочка корешков к квитанциям. Сколько было фактов наличных расчетов — столько должно быть и «бумажек».
Общая сумма этой стопочки соответствует итоговой сумме наличных поступлений в соответствующий день в Книге учета доходов (и расходов).
При этом сколько наличных продаж/расчетов было в течение дня, известно одному лишь предпринимателю. Соответственно и величина стопочки документов (их количество) будет «плавающей». То есть там, где это возможно, количество «бумажек» может быть сведено к минимуму. Но по тем же бытовым услугам такой «финт», понятное дело, не пройдет.
Теперь поговорим о неидеальных вариантах.
Начнем с того, о чем мы уже говорили в упомянутой публикации. В последнее время ГФСУ выдвигала на роль товарного чека аналог фискального чека РРО, только без номера РРО, и вместо надписи «Фискальный чек» на нем должна быть надпись «Товарный чек» (см. разъяснение в категории 109.10 ЗІР ГФСУ).
Но при этом никогда не шла речь о том, что товарный чек должен выписываться в двух экземплярах. Соответственно, в крайнем случае (!) можно настаивать на том, что, да, товарные чеки выписывались на каждую наличную продажу. Но… я их все отдал покупателям по их требованию. И «от безвыходности» составил в конце дня общий документ — «итоговый» товарный чек/квитанцию — на основании которого и внес запись в Книгу.
Есть еще один вариант, но он вступает в конфликт с упомянутым письмом № 24188: настаивать на буквальном следовании требованиям п. 24 разд. III Положения № 148 и п. 15 ст. 3 Закона об РРО. Ведь п. 15 ст. 3 Закона об РРО говорит, что «документ» нужно выдавать по требованию покупателя/заказчика. Никто не требовал выдавать — я и не выписывал. А по итогу дня составил «итоговый» товарный чек/квитанцию, на основании которого и внес запись в Книгу.
Но опять же налоговикам такой подход с высокой долей вероятности не понравится.
Понятно, что если по требованию вы уже выдавали кому-то чек/квитанцию, указанным «итоговым документом» нужно закрывать только разницу (имеющийся доход по Книге — сумма, на которую чеки уже были выданы).
Вместо заключения отметим, что на сегодняшний день есть проект постановления НБУ (https://bank.gov.ua/doccatalog/document?id=77079840), в котором предлагается внести очередные изменения в Положение № 148, в том числе в его «злосчастный» п. 11. Планируется оприходованием налички для единоналожников считать только запись в Книге без оглядки на наличие/отсутствие чеков/квитанций.
Вот цитата: «Оприходование и учет физическими лицами — предпринимателями полученных доходов производятся в книгах учета доходов и расходов (или книгах учета доходов) в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины».
Когда этот проект увидит свет, в чем не приходится сомневаться (вопрос лишь в том, как долго этого придется ждать), вопрос с выдачей чека каждому покупателю, считаем, снова будет снят с повестки дня. Но опять же он будет снят только на будущее. А будет ли амнистирован период с 01.06.18 г. по момент вступления в силу изменений? Едва ли…
Поэтому пока лучше смотреть в сторону описанного выше «идеального варианта».