10.04.2012

О погашении недоимки

Письмо от 15.02.2012 г. № 3619/03-20

Стоит вновь перечитать
пункт VIII. 7, абзацик 5

При наличии недоимки по пенсионному сбору органы ПФУ
 направляют требование о ее уплате,
являющееся исполнительным документом

Письмо Пенсионного фонда Украины
от 15.02.2012 г. № 3619/03-20

О погашении недоимки

Пенсионный фонд Украины рассмотрел <...> письма <...> относительно порядка взыскания задолженности по уплате страховых взносов и применения финансовых санкций и сообщает.

Согласно части второй статьи 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (в редакции Закона, действовавшей до 01.01.2011 г.) (далее — Закон) суммы страховых взносов, своевременно не начисленные и/или не уплаченные страхователями в сроки, определенные статьей 20 данного Закона, считаются просроченной задолженностью по уплате страховых взносов (недоимкой) и взыскиваются с начислением пени и применением финансовых санкций.

Частью 3 статьи 106 Закона установлено, что органы Пенсионного фонда направляют страхователям, имеющим недоимку, требование о ее уплате. Требование об уплате недоимки является исполнительным документом.

О начислении пени и наложении штрафов должностные лица исполнительных органов Пенсионного фонда выносят решение в порядке, установленном правлением Пенсионного фонда (часть 13 статьи 106 Закона).

Сумы пени и штрафов могут быть включены в требование об уплате недоимки, если применение данных финансовых санкций связано с возникновением и уплатой недоимки.

Порядок взыскания задолженности по уплате страховых взносов и применения финансовых санкций определен разделами 8 и 9 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.01.2004 г. за № 64/8663 (с изменениями) (далее — Инструкция).

Согласно пункту 8.2 Инструкции, в случае если страхователь имеет на конец отчетного базового периода недоимку по уплате страховых взносов, а также долги по уплате финансовых санкций (штрафов) и пени, органы Пенсионного фонда ежемесячно в течение пяти рабочих дней, следующих за отчетным базовым периодом, направляют такому страхователю требование об уплате недоимки. Требование формируется на основании данных лицевых счетов плательщиков на всю сумму долга под одним порядковым номером до полного погашения сумм долга.

Таким образом осуществляется процедура согласования с плательщиком общей суммы долга, которая и подлежит уплате.

Согласованное требование об уплате долга и решение о применении финансовых санкций считаются действующими до полного погашения указанных в них обязательств.

В соответствии с пунктом 8.9 Инструкции, если в течение следующего базового отчетного периода страхователь нарастил суммы долга, то после прохождения соответствующей процедуры согласования и обжалования в орган государственной исполнительной службы представляется требование только на сумму увеличения долга.

Требование отзывается органом Пенсионного фонда Украины из органа государственной исполнительной службы после полного погашения долга.

Директор департамента поступления доходов
В. Литвиненко

От редакции

Итак, ПФУ при наличии задолженности по уплате пенсионного сбора предлагает руководствоваться частями 2 и 3 ст. 106 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г. (напомним, что с 01.01.2011 г. части 2 и 3 ст. 106 из данного Закона исключены).

Речь идет о том, что суммы возникшей по пенсионному сбору задолженности являются недоимкой, для взыскания которой органы ПФУ направляют требование об уплате.

Кроме того, в данном случае можно было сослаться на абз. 5 п. 7 раздела VIII «Заключительные и переходные положения» Закона о ЕСВ, согласно которому взыскание задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 го­да, в том числе страховых взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, осуществляется фондами общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения такой задолженности или применения штрафных санкций.

Абзацем 6 указанного пункта также предусмотрено, что

«на период до полного взыскания задолженности по уплате страховых взносов по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования и сумм штрафных санкций, начисленных и/или не уплаченных в период до 1 января 2011 года, в том числе начисленных взносов, срок уплаты которых на 1 января 2011 года не наступил, и соответствующих штрафных санкций за фондами общеобязательного государственного социального страхования сохраняются полномочия относительно контроля за правильностью начисления, своевременностью уплаты страховых взносов, применения финансовых санкций, которыми они были наделены до вступления в силу настоящего Закона».

Поэтому можно считать, что органы ПФУ и после 01.01.2011 г. не лишены права составлять требование об уплате указанной «старой» недоимки.

Суды также на сегодняшний день поддерживают данный подход (см., например, определение Киевского апелляционного административного суда от 16.02.2012 г. по делу № 2а/2370/5082/11).